kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предоставлены методы и приёмы работы с одаренными детьми. В урочной и неурочной деятельности рассказывается о вовлечении детей в кружковую деятельность, направленную на развитие полноценной личности . В игровых моментах описываются упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы работы с одаренными детьми»

Курочкина В.Н.

ст.Федоровская

МБОУ СОШ №12

учитель начальных классов



Работа с одаренными детьми в начальной школе



Обеспечивая современные подходы в образовании и воспитании, я разделяю точку зрения многих знаменитых отечественных и зарубежных ученых о том, что каждый маленький ребенок считается способным или одаренным. Развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых дней обучения, я приучаю учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя « пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности. Главная задача учителя – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желания совершенствоваться. Свою систему работы с одаренными я реализую по трем направлениям.

1.Учебная деятельность: Реализация принципов личностно-ориентированного образования «Школа-2100»

2. Внеклассная работа: Работа Клуба интеллектуалов; участие в конкурсах, олимпиадах; система внеклассных мероприятий; исследовательская деятельность; организация самоуправления.

3. Работа с родителями: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

В основе личностно- ориентированного обучения «Школы – 2100» лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия. Основные формы организации:

- урок – исследование;

- урок с элементами исследования;

- творческие мастерские.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, я на своих уроках использую следующие методы и приемы работы: проблемный диалог, пресс- конференция и др. Так, на уроке математики по теме: «Скорость. Время. Расстояние», мной используется проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)

Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Все домашние задания носят дифференцированный характер. Одни закрепляют свои знания по учебнику, другие выполняют их из «Дидактического материала», а третьи (по желанию) готовят мини-проект на предложенную тему. Так учащиеся продвигаются в своем развитии индивидуально и отслеживают свой результат не в сравнении с другими учениками, а в отношении себя самого.

Внеклассная работа, которую я провожу, включает:

классные часы;

интеллектуальные шоу;

классные традиции;

предметные недели;

участие в конкурсах и олимпиадах;

экскурсии;

работа Клуб интеллектуалов.

Клуб Интеллектуалов (КИ) заседает по пятницам. В него входят наиболее творческие и одаренные дети, но его двери открыты для всех желающих. Здесь на заседаниях его члены готовятся к олимпиадам и конкурсам по предмету, получают консультацию по ведению научно-исследовательской работы, корректируют ответы дистанционных конкурсов, разрабатывают задания интеллектуальных шоу для своих одноклассников. На занятиях клуба я использую тетрадь «Моя волшебная страна», задания которой позволяют не только получить достоверные сведения об актуальном состоянии познавательных процессах, креативных способностях, свойствах личности, но и прогнозировать их развитие в будущем. Члены клуба очень гордятся своей принадлежностью к « Мозговому штурму» своего класса. Интеллектуалы имеют свой девиз: «Сделал сам – помоги другому!»

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются призерами и победителями районных и всероссийских дистанционных олимпиад, конкурсов.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе. Организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеклассной работе, уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся: интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, классификация) информационные умения (работа со словарём, справочной литературой, получение информации у компетентных по данному вопросу лиц) коммуникативные умения, организационные умения (умение формулировать цель деятельности; осуществлять самоконтроль; самооценку). Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Так в этом году Гордзий Данил представлял свой проект «Необычайные свойства соли» на районной научно-практической конференции и занял первое место среди юниоров.

Есть в классе свои традиции. Провожу Дни именинников по временам года. Советуюсь с детьми, какое мероприятие они хотели бы в этот день – интеллектуальное шоу или развлекательные конкурсы? Обычно все в один голос заявляют: «Интеллектуальное шоу»! Любят «Звездный час», «Слабое звено», «Знатоки природы», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный» и другие. В системе провожу классные часы. Ребята с удовольствием готовятся по очереди, отыскивая материал на предложенную тему. Есть еще одна традиция: по понедельникам перед первым уроком дети рассказывают, как провели выходной день.

Отдельно хочется остановиться на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся. В классе создано детское объединение «Радуга», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.

Все ученики класса разделены на группы – «экипажи». В Совет класса входят руководители групп и президент класса. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.

Учащиеся, входящие в «экипажи» имеют различные поручения: знайки, хранители книг, санитары, омон, зеленый патруль, блюститель порядка. Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в месяц. На собрании анализируется работа «экипажей», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д.

Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах, оказывают помощь пожилым людям.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.

Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей.

1. Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность и т.п.

2. Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

3. Не настаивай на запоминании схем, формул одностороннего решения, где имеется много способов решения.

4. Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

5. Стимулируй и поддерживай инициативу учащихся, самостоятельность. Подбрасывай проекты, которые могут увлечь.

6. Привязывай талантливых детей к какой-нибудь действительной проблеме, чтобы они носились с ней.

7. Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.

8. Не «загоняй» учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.

9. В творческих заданиях оценивай не только результат – знание, но и результат – оригинальность.

10. Помогай доводить начинания до логического завершения.


Литература


1. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы/Н.С.Лейтес, М., 1984.

2. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение/А.И.Савенков. Ярославль, 2002.

3. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ А.И.Савенков. М., 2001.

5. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности/ Е.Л.Яковлева.М., 1997.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и приемы работы с одаренными детьми

Автор: Курочкина Валентина Николаевна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Менторство как форма работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(50) "mientorstvo-kak-forma-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "114465"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411500111"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства