Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»
Методическая разработка
внеурочного занятия
социально-педагогической направленности
для 2 класса
«Юные знатоки финансовой грамотности»
Форма проведения : командная игра.
Автор работы: Пономарь Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Городовиковск, 2021г.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.
Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI в.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета «Финансовая грамотность». Поэтому в своей работе стараюсь встраивать изучение вопросов финансовой грамотности в учебные предметы: окружающий мир, технология, математика; внеурочные занятия.
В данной игре предлагаются учащимся задания, моделирующие жизненные ситуации, направленные на формирование способностей к принятию решений, готовность брать на себя инициативу и ответственность, дети проявляют настойчивость и лидерские качества.
Представленная разработка поможет учащимся закрепить ранее полученные знания, понятийный аппарат, научиться работать в команде, выработать необходимые практические навыки и умения.
Использовались методы:
технология развития критического мышления;
прием «Мозговой штурм»;
использование наглядного материала;
игровая технология;
технология учебного сотрудничества;
проблемное обучение.
Форма проведения: командная игра
Участники: учащиеся 2 класса.
Цель: Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как части семьи, общества;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать умение работать в группе,
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать в группе информацию.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер. Видеопроектор. Экран.
Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.
Форма работы участников: групповая (командная)
| Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1. Орг.момент | Приветствие учащихся. Формирование команд: 1. Банкиры. 2. Финансисты. 3. Экономисты. | Приветствие учителя. Организация и настрой на учебную деятельность. |
| 2. Мотивация | Создает эмоциональный настрой. Формулирует задание. | |
| 3. Игра по станциям | Раздает маршрутные листы. | Получают маршрутные листы. |
| Станция 1. «Народная мудрость» | Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные жетоны в виде железных рублей. | Выполняют задания. Отгадывают, зашифрованы пословицы. Называют, какие профессии они знают, и какую потребность человека они удовлетворяют? |
| Станция 2. «Угадай-ка» | Ребята угадывают, кому из мультипликационных героев принадлежат слова. Записывают ответы на листке в столбик. |
| Станция 3. «Мульт-валюта» | Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма. |
| Станция 4. «Покупочка» | Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя. Располагают по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. |
| Станция 5. «Реклама» | | Выполняют рисунок на альбомном листе |
| 4. Рефлексия. Подведение итогов игры. | Объявляет итоговые баллы и команду-победителя. Проводит награждение. | Оценивают свою деятельность. |
Заключение:
Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся начальных классов. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Станция 1. «Народная мудрость»
Ведущий: Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. А вы ребята знаете пословицы о труде? (ответы).
- Отгадайте, какие пословицы зашифрованы, (на экран выводятся правильные пословицы, дети получают за каждый ответ по две монеты – 2 руб.)
- Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?
- Как вы можете помочь родителям экономить деньги?
(Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.
- Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Сегодня густо, а завтра — пусто.
Считай деньги в своем кармане!
Цыплят по осени считают.
Лиса и во сне кур считает.
Запасливый лучше богатого.
Без копейки рубля не бывает.
Копейка рубль бережет.
Из копеек рубли вырастают.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.
- Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.
Задание 1. Составьте пословицы.
- Отгадайте, какие пословицы зашифрованы, (на экран выводятся правильные пословицы, дети получают за каждый ответ по две монеты – 2 руб.)
| А «Без труда не вытащишь | лучше большого безделья» |
| Б «От труда здоровеют, | гуляй смело» |
| В «Маленькое дело | и рыбку из пруда» |
| Г «Сделал дело, | а от лени болеют» |
| Д «Без денег торговать | как без соли хлебать» |
(ответ)
Станция 2. «УГАДАЙ-КА!»
Полезные уроки можно также найти в мультфильмах и сказках. Яркие тому примеры - мультики , в которых каждый герой учит нас инвестиционному подходу и планированию в семейном бюджете, расчету и бережливости. Деловому отношению к деньгам и умению вкладывать свои кровно заработанные, преувеличивая семейный бюджет.
Задание 1.
Я читаю фразу героя о деньгах, и вы вспоминаете, кто сказал эту фразу, или из какого мультфильма она прозвучала. Готовы?
Ребята записывают ответы на листке в столбик. Затем ответы выходят на экране, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
И происходит подсчет баллов.
Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")
2. "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться" (Скрудж Макдак из "Утиных историй")
3. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
4. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")
5. «Завтра дальняя дорога
Выпадает королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!»
(«Бременские музыканты»)
6. «Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными… ,чтобы я мог купить маленького щеночка?»(«Малыш и Карлсон»)
7. "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")
8. «За свою улетность денег не беру, а за красоту тем более…» (Кун фу панда)
- Хочу открыть вам сегодня несколько секретов о наших мультибогачах !
Сколько зарабатывают люди - это довольно неприличная тема для обсуждения. Многим не нравится, когда к ним "лезут в кошелек" и начинают считать его деньги. Но популярные личности не могут остаться в стороне и сведения об их деньгах попадают на всеобщий обзор.
Первый секрет: Скрудж МакДак. Многие слышали про эту утку. Очень богатую утку. Любимым занятием которой - купание в собственных деньгах. Скруджа можно бесконечно уважать, ведь он заработал все сам! Так сколько же денег? Он сколотил $65,4 млрд на горной промышленности и поиске сокровищ. Свое состояние Макдак предпочитает держать в виде золотых монет в хранилище. «Работай головой, а не руками», — вечно говорит самый известный мультяшный бизнесмен Скрудж МакДак. Но сам он когда-то начал зарабатывать деньги именно ручным трудом. В детстве он чистил прохожим ботинки.
Второй секрет: «Чему же учат нас мультяшные богачи?»
Помните мультфильм «Босс-молокосос» ? Про младенца в деловом костюме, который эксплуатирует родителей и во всём видит бизнес-задачу. В этом герое авторы мультфильма воплотили все стереотипы о бизнес-лидерах: он чёрств, прагматичен и сыплет «лидерскими» цитатами: «Нет результатов — нет печенья», «Всё ради продуктивности». Добившись должности генерального младенца, он осознаёт, что несчастлив, и хочет стать обычным ребёнком. Бизнес противопоставляется семейным ценностям, и любовь побеждает. В мультфильме есть и взрослый злодей, такой, которого уже не исправишь, — Фрэнсис. Он — настоящий бизнесмен, владелец компании по созданию щенков. Раньше Фрэнсис тоже работал над производством грудных детей и дослужился до генерального младенца. Но потом ему пришлось уйти, он обозлился на весь мир и создал компанию-конкурента. Любому зрителю ясно, что Фрэнсис — это будущее, которое могло бы ждать главного героя, если бы он не отказался от бизнеса в пользу семьи.
Третий секрет. «Дети плачут, а родители платят», — говорила госпожа Беладонна из мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика». Главный предприниматель в этом мультфильме госпожа Беладонна, которая любит шикарно одеваться и постоянно носит платья с меховым воротником. Она — владелица магазина «Слеза ребёнка» и нещадная эксплуататорша поросёнка Фунтика. В угоду Беладонне он обманывал детей: поросёнок рассказывал жалобную сказку про трёх поросят и просил денег на новые домики для них. Все деньги, вырученные Фунтиком, Беладонна забирала себе. В целом поросёнок обманул «11 мальчиков, 15 девочек и одного очень доброго старичка». Как и полагается успешному предпринимателю, госпожа Беладонна живёт без семьи и друзей, она ценит только деньги. «Мне было бы так одиноко без моего миллиона», — говорит она. В конце концов Фунтик разоблачает Беладонну на глазах у всего города, и она понимает, что разорена. В отличие от предпринимателей из западных сказок, которые, пусть и чёрствые сухари, но занимаются законным бизнесом, госпожа Беладонна — мошенница, которая не только владеет магазином, но и использует жульническую схему.
Задание 2.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 рубль
Что такое банк? (1 руб.)
Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.
Чем отличается банкомат от терминала? Для чего они нужны? (2 руб.)
Что такое валюта? (денежная единица государства) (1 руб.)
Какие виды валюты вы знаете? (1 руб.)
Какая официальная валюта в России? (1 руб.)
Станция 3. «Мульт-валюта»
- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей) для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений ; для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным ( уточнить, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
- Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
| Валюта | Соединить | Название мультфильма |
| Сольдо | | Али-баба и 40 разбойников |
| Пиастры | | Незнайка на луне |
| Эре | | Утиные истории |
| Доллар | | Малыш и Карлсон |
| Сантик | | Остров сокровищ |
| Динары | | Приключение Буратино |
(ответ)
| Валюта | | Название мультфильма |
| Сольдо | | Приключение Буратино |
| Пиастры | | Остров сокровищ |
| Эре | | Малыш и Карлсон |
| Доллар | | Утиные истории |
| Сантик | | Незнайка на луне |
| Динары | | Али-баба и 40 разбойников |
Станция 4. «Покупочка»
Задание 1
- Может ли человек купить всё, что ему захочется? (1 руб.)
-Что нельзя купить ни за какие деньги? (1 руб.)
- Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар? (1 руб.)
-Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (1 руб.)
-Для чего в супермаркете ставят большие тележки? (1 руб.)
-Как найти в супермаркете самый дешевый товар? (1 руб.)
-Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? (1 руб.)
Ведущий:
Задание 2. Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
(ответ)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Ж | Г | В | Ё | А | Е | Б | Д |
Задание 3. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? (5 руб.)
| 1) хлеб 2) сахар 3) минеральная вода 4) масло сливочное 5) кукурузные хлопья 6) масло растительное 7) рыба 8) кальмар сушеный 9) газированные напитки 10) молоко | 11) яйцо 12) майонез 13) картофель 14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) 15) сухофрукты 16) соль 17) креветки 18) кондитерские изделия | 19) сельдь 20) финики сушеные 21) маринады 22) сало копченое 23) орешки соленые 24) конфеты 25) чипсы 26) мясо |
Заполни таблицу
| Необходимо | Время от времени | Не нужны |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Станция 5. «Реклама»
Ведущий:
Задание 1. Всем известно, что для успешной продажи товара, очень важна его реклама. Придумайте и нарисуйте на альбомном листе рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике. За рекламу своих конфет команда получает по пять монет – 5 руб.
Задание 2.
Чтобы получить следующую монету, нужно вспомнить, что такое бюджет семьи, доход и расход. (Дети демонстрируют свои знания по теме.) Правила просты, если вы относите к доходу, то хлопайте, если к расходу, то топайте. - получили родители зарплату; - купили продукты; - вам подарили деньги на день рождение; - старший брат получил стипендию; - вы потеряли кошелек; - родители купили вам новую игрушку; - вы нашли на улице 100 рублей; - купили маме новые сапоги; - папе купили запаску на машину; - мама получила премию. Вы справились! Получите свою очередную монету.
Ребята, а у меня для вас еще одна игра - «Наоборот». Помощниками нам в этом будут экономические слова. Я называю слово, а вы его «отражение»! Давайте попробуем! Покупатель – продавец Покупка - продажа Дорого - дешево Доход – расход Тратить - копить Наличные - безналичные Высокие /цены/ - низкие /цены/
Подведение итогов:
Все команды собираются вместе, подсчитывают жетоны – монеты и объявляется победитель.
Использованный УМК:
Сергеева М.Е. «Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права)» - Волгоград: Учитель, 2007.
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Авденин В. А. Азбука финансовой грамотности. – 2006
Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 128 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»);
Интернет – источники:
https://fmc.hse.ru/ - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс);
http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
http://www.iloveeconomics.ru - Сайт «Экономика для школьника».
П
РИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2.
Станция «Народная мудрость»
Отгадайте, какие пословицы зашифрованы.
| А «Без труда не вытащишь | лучше большого безделья» |
| Б «От труда здоровеют, | гуляй смело» |
| В «Маленькое дело | и рыбку из пруда» |
| Г «Сделал дело, | а от лени болеют» |
| Д «Без денег торговать | как без соли хлебать» |
Приложение 3.
Станция «Угадай-ка!»
Запишите ответы на листке в столбик. Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова.
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает"
2. "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться"
3. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион"
4. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет"
5. "Завтра дальняя дорога
Выпадает королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!"
6. "Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными… ,чтобы я мог купить маленького щеночка?"
7. "Несите ваши денежки, иначе быть беде"
8. "За свою улетность денег не беру, а за красоту тем более…"
Приложение 4.
Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма.
| Валюта | Соединить | Название мультфильма |
| Сольдо | | Али-баба и 40 разбойников |
| Пиастры | | Незнайка на луне |
| Эре | | Утиные истории |
| Доллар | | Малыш и Карлсон |
| Сантик | | Остров сокровищ |
| Динары | | Приключение Буратино |
Приложение 5.
Станция «Покупочка»
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
Приложение 6.
Станция «Реклама»
Придумайте и нарисуйте на листе А4 рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике.
Приложение 7.
Маршрутная карта
Команда _______________________________________________
| Номер станции | Название станций |
| 1 | Станция «Народная мудрость» |
| 2 | Станция «Угадай-ка!» |
| 3 | Станция «Мульт-валюта» |
| 4 | Станция «Покупочка» |
| 5 | Станция «Реклама» |
| 6 | Станция «У ЗОЛУШКИ» |
Приложение 8.
| Станция «Народная мудрость» |
| Станция «Угадай-ка!» |
| Станция «Покупочка» |
| Станция «МУЛЬТ-валюта» |
| Станция «УГАДАЙ-ка» |
| Станция «Реклама» |