Просмотр содержимого документа
«Методиченская разработка внеурочного занятия "Транспорт".»
Внеурочное занятие «Транспорт».
Цель: знакомство учащихся с видами транспорта, их характерными и отличительными особенностями.
Задачи занятия:
распознавание видов транспорта по их характерным и отличительным особенностям;
развитие устной речи, обогащение словаря, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
воспитание культуры общения.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты изучения темы:
- распознавать виды транспорта по их характерным и отличительным особенностям;
- прививать любовь и уважение к Отечеству, бережное отношение к труду людей.
Метапредметные результаты изучения темы - формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД (организация обучающимися своей внеурочной деятельности):
самостоятельно формулировать тему и цель урока;
определять основополагающие вопросы урока;
работать в парах и группах;
определять степень успешности своей работы и работы одноклассников в соответствии с принятыми критериями.
Познавательные УУД:
работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить ответы на вопросы, рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы четко.
Личностные результаты изучения темы:
умение осознавать и определять свои эмоции;
умение чувствовать красоту;
стремление к совершенствованию собственной речи;
интерес к культуре и искусству;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Компоненты современных образовательных технологий:
технологии проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, ИКТ.
Оборудование: презентация к занятию, настольная игра «Кто? Где? Когда?», карточки, трафареты транспорта, рисунки «Транспорт».
Сценарий занятия.
Мотивационно-мобилизирующий этап.
- Сегодня у нас очередное внеурочное занятие курса «Юный изобретатель».
-Ребята, а что такое изобретение?
Изобретение — решение технической задачи.
Изобретение — техническое решение, обладающее новизной, практической применимостью, полезностью для хозяйственной деятельности.
То, что изобретено, в результате творчества изобретателя.
-А кто такой изобретатель?
-Изобретатель – творческий, целеустремлённый человек, сумевший благодаря своему таланту и настойчивости, создать новые приспособления, предметы, делающие жизнь человека удобнее.
-А без этого можно было прожить?
-Значит, это была…(НЕОБХОДИМОСТЬ).
-«Необходимость – мать всех изобретений». (на доску)
-История человечества началась с изобретений. Были придуманы новые, каменные орудия труда – и появился на земле человек разумный. Трудно подсчитать, сколько изобретений сделано с тех пор. Изобретать пришлось всё, что нас окружает.
-Да, рыть землю лопатой проще, чем управлять экскаватором. Ходить пешком проще, чем водить машину. Для решения изобретательских задач важны не столько новые знания, сколько хорошая организация тех знаний, которыми человек уже обладает.
-Изобретательские задачи издавна решались методом проб и ошибок. Метод неэффективный, поэтому на решение задач приходилось тратить много усилий, времени, средств. Изобретения нередко запаздывают на многие годы. Необходимы новые методы изобретательства. Появилась
ТЕОРИЯ
РЕШЕНИЯ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ (ТРИЗ).
-Чаще всего приходится применять сначала хитрость, потом физику.
-Какие же качества присущи изобретателю?
- Качества, присущие изобретателям:
мечтательность(любое открытие сначала было мечтой)
упорство
нежелание мириться с мнение общества
постоянный поиск новых идей и нестандартных решений
любовь к своему делу
страсть в работе
готовность отдать всё ради цели
постоянная борьба за свое видение чего-либо
- Изобретатель - это не просто человек, который что-то придумал.
Это человек, который поверил и начал действовать, прошел сквозь трудности и принёс обществу нечто новое и уникальное.
II. Актуализация знаний.
- О каких изобретениях вы хотели бы нам поведать?
Слайд
-Ежегодно в России регистрируют свыше 100 тысяч изобретений. Изобретатели получают ПАТЕНЫ.
Проверяет предложения Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы, который находится в Москве. Наиболее отличившиеся изобретатели получают звание «Заслуженный изобретатель» и его изобретение можно увидеть на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ).
-В нашей школе тоже есть изобретатель, который получил патент на своё изобретение. (показываю документ)
-Кто же это?
-Майорова Татьяна Сергеевна.
-А что же это за изобретение?
-Домино для детей.
- Вспомним знакомые строки.
Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле…
-Кто автор этих строк? (К.И. Чуковский)
Из какого это произведения? («Тараканище»)
-Какой транспорт использовали звери?
велосипед
воздушный шарик
собака
кобыла
автомобиль
трамвайчик
метла
-Для чего им нужен был транспорт? (для передвижения)
-А каким транспортом пользуемся мы с вами?
III. Формулирование темы занятия, постановка цели.
- Какова же тема нашего занятия? (слайд №2)
- Тема занятия «Транспорт».
- А цель?
- Сегодня мы будем изучать транспорт. Мы выясним, какие бывают виды транспорта, их характерные и отличительные особенности, другие интересные сведения. А проведём мы его в форме исследования.
IV. Повторение правил занятия.
● Будь внимательным!
● Не выкрикивай с места!
● Если хочешь спросить, подними руку!
● Слушай учителя и точно выполняй все задания!
● Соблюдай тишину!
V. Повторение правил работы в группе.
● В группе должен быть ответственный.
● Работать должен каждый на общий результат.
● Один говорит, другие слушают.
● Своё несогласие высказывай вежливо.
● Если не понял, переспроси.
VI. Классификация транспорта.
( у магнитной доски 3 группы детей работают с карточками-картинками)
I команда II команда III команда
вертолёт трактор корабль поезд самолёт машина скорой помощи
мотоцикл пожар машина автобус
полиц. машина троллейбус велосипед
-Почему вы так разделили?
Слайд
Слайд
Слайд
Работа в парах. (8 машин)
Правила работы в паре.
● Работать должны оба.
● Один говорит, другой слушает.
● Своё несогласие высказывай вежливо.
● Если не понял, переспроси.
Слайд
-На какие группы можно разделить этот транспорт7
Слайд
- На что это похоже?
Слайд
-Что происходило с транспортом? (становился совершеннее)
-Подобные усовершенствования происходили со всеми видами транспорта.
Слайд
-Что объединяет?
VII.Сундучок знаний. Игра «Кто? Где? Когда?»
( за столами 3 группы детей рассматривают карточки и стараются запомнить их содержание )
I команда II команда III команда
корабль Восток подводная лодка реактивный двигатель
модель Ти Форд воздушный шар вертолёт
велосипед аэроплан паровоз
Игра «Кто? Где? Когда?»
Вопросы.
Ответы.
Кто, где и когда изобрёл велосипед?
Макмиллан, в Шотландии,
в 19 в. (1839г.)
Кто, где и когда изобрёл подводную лодку?
Корнелиус Дреббель,
в Англии,
в 17 в. (1620г.)
3. Кто, где и когда изобрёл реактивный двигатель для самолёта?
Фрэнк Уитл, в Англии, в 20 в. (1937г.)
Кто, где и когда изобрёл модель машины?
Форд, в США, в 20 в. (1908г.)
Кто, где и когда изобрёл воздушный шар?
Братья Монгольфье, во Франции,
в 18 в.(1783г.)
Кто, где и когда изобрёл вертолёт?
Генрих Фоке, в Германии, в 20 в. (1936г.)
Кто, где и когда создал корабль «Восток»?
Сергей Королёв, в Советском Союзе,
в 20 в. (1961г.)
Кто, где и когда изобрёл аэроплан?
Братья Райт, в США, в 20 в. (1903г.)
Кто, где и когда изобрёл паровоз?
Ричард Тревитик, в Уэльсе, в 19 в. (1804г.)
VIII.Творческая работа учащихся по изготовлению моделей машин.