Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Легенды о цветах»»
краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Камчатский дворец детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
«ФЛОРА И ФАУНА КАМЧАТКИ»
Составила:
Маньковская Т.Л.
педагог дополнительного образования
г. Петропавловск-Камчатский
2018
Оглавление
1. Пояснительная записка стр. 3-4
2. Методические рекомендации и советы педагогам-организаторам
игровой программы стр. 5-6
3. Сценарный план проведения игровой программы «Флора и фауна Камчатки» стр. 7
4. Сценарий проведения игровой программы «Флора и фауна Камчатки стр. 8-13
5. Техническое и информационное обеспечение игровой программы стр. 14
6. Используемая литература стр. 15
7. Приложение №1 стр.16
8. Приложение №2 стр. 17
9. Приложение №3 стр. 18
Пояснительная записка
Игра необычно информативно, она знакомит детей с окружающим миром и многое рассказывает ребенку о нем самому педагогу. В игре все, как будто, понарошку. Но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Игры как часть общественной культуры требуют к себе серьезного, научного, методического и практического отношения. Игра привносит в образование различные сюжеты и темы жизни природы, человека и его деятельности. Детство без игры и вне игры аморально и аномально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение главного источника развития: богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира природы и экологии. И у дошкольников и у младших школьников непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе.
Можно сказать, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на совокупности знаний, чувств, и действий.
Очень важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности. Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношения любви, привязанности.
3
Данная игра позволяет погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где дети проявят свою сущность и смогут взаимодействовать с учителем или педагогом. Детей не надо учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на уроках и занятиях.
Эколого-природоведческая игра рекомендуется для детей 7-9 лет, изучившие флоры и фауны Камчатки. Игровая программа «Флора и фауна Камчатки» рассчитана на 40-45 минут.
Цели проведения игры:
- обобщить знания учащихся по теме»Флора и фауна Камчатки»;
- развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;
- развивать экологическое мышление на основе представлений о растениях и животных;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
Задачи:
- дать возможность детям показать свои знания, умения, смекалку и наблюдательность;
- вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Игра разработана для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений (школ, школ-интернатов, детских домов и т.п.).
Предполагаемые результаты проведения игры:
- знать и различать обитателей животного и растительного мира;
- бережно относиться к природе, использовать навыки культурного поведения, меры предосторожности в природе.
Являясь источником радостных впечатлений, любое мероприятие оказывает большое идейно-эмоциональное воздействие на внутренний мир детей и подростков, особенно детей данной социальной категории. Поэтому при подготовке мероприятия необходимо учитывать следующие аспекты.
1. Составление технического плана подготовки и проведения мероприятия:
- это дает возможность заранее предусмотреть все организационные составляющие мероприятия;
- распределять подготовительную работу между специалистами;
- правильно организовать работу специалистов во время проведения мероприятия.
2. Обратить внимание на технику безопасности (правила поведения во время проведения коллективной игровой программы).
3. Организаторам мероприятия обратить внимание на уровень знаний по теме
«Фауна и флора Камчатки».
4. Оформление кабинета:
- должно отражать тематическую направленность мероприятия (эмблема, баннер с названием мероприятия, рисунки, плакаты о флоре и фауне Камчатки, поделки из природного материала);
- должно быть выдержано в едином художественно-композиционном решении;
- должно воспитывать эстетичность и художественный вкус детей.
5
5. Ведущий и две команды учащихся
6. Инвентарь для игровой программы готовится заранее.
- используемое музыкальное произведение должно быть высокохудожественным (должны развивать и улучшать эстетический вкус детей).
9. Игры «О лекарственных растениях» и «Эрудит», хорошо сопровождать задорной музыкой.
10. В конце игры ребята должны получить призы. Это является дополнительным стимулом для участия ребенка в будущих соревнованиях.
6
Сценарный план проведения игровой программы
«Флора и фауна Камчатки»
1. Приветствие участников 3-5 мин.
2. Игровая программа 30-35 мин
Конкурс 1. «Угадай загадку» 5 мин
Конкурс 2. «Ходит осень золотая, славит
праздник урожая» 5 мин
Конкурс 3. «О лекарственных растениях» 10 мин
Конкурс 4. «Животные нашего леса» 5 мин
Конкурс 5. «Конкурс эрудитов» 5 мин
3. Подведение итогов 2-3 мин
4. Награждение 2-3 мин
7
Сценарий проведения игровой программы «Флора и фауна Камчатки»
Зал (кабинет), в котором проводится игровая программа, должен быть украшен рисунками, плакатами на экологическую тему, поделками из природного материала.
Участники делятся на 2 команды по 8-10 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана и придумывают название, которое фиксируется на нагрудных значках игроков (готовится заранее).
Приветствие:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем познавательную игру «Флора и фауна Камчатка».
- Ребята, а кто мне ответит что такое «флора» и что такое «фауна»?
«Флора» - наука о растениях.
«Фауна» - наука о животных.
Ведущий:
- A кто мне ответит: «Какие звери, птицы и насекомые встречаются нам на нашем полуострове?».
Ну-ка узнайте их:
Хвост пушистый, Не зверь, не птица,
Мех золотистый, Тонок, как спица,
В лесу живет, Летит – кричит,
В деревне кур крадет. Сядет – молчит.
(Лисица) Кто его убьет,
Кровь свою прольет.
(Комар)
Волосата, зелена, Он в берлоге спит зимой
В листьях прячется она Под большой лиственницей
Много ножек, А когда придет весна,
А бегать не может Просыпается от сна
(Гусеница) (Медведь)
8
Черный живот, Живет в норке,
Красный берет, Грызет корки.
Нос, как топор, Короткие ножки,
Хвост, как упор. Боится кошки.
(Дятел) (Мышь)
Не по рыбам, На поляне возле елок,
А сеть расставляет Дом построен из иголок,
(Паук) За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион
(Муравейник и муравьи)
Спал цветок,
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют,
Не боится они простуды,
С первым снегом,
Тут как тут.
(Снегирь)
Ведущий:
- А какие растения растут на Камчатке? Загадываются загадки:
Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки.
(Березы)
Вроде сосен, Что же это за девицы,
Вроде елок, Не швея, а мастерица,
А зимою без иголок Ничего сама не шьет,
(Лиственница) А в иголках круглый год.
(Ель)
9
Что цветет без цвету? Стройная и прекрасная,
(Папоротник) На ней ягода красная.
(Рябина)
Кто не прикасается, Ни кто не пугает,
За того цепляется, А вся дрожит.
Привязчивый и колкий, (Осина)
Кругом торчат иголки
(Репейник)
Синенькие ягодки, У маленькой елочки,
Длинные висят, Колкие иголочки,
Летом созревают, Шарики синие,
Всех к себе манят. Словно бы в инее.
(Жимолость) (Можжевельник)
Молодцы ребята! Растения и животных Камчатки вы знаете.
А сейчас давайте с вами поиграем.
Для того, чтобы провести игру надо разделиться на две команды.
Конкурс 1. «Угадай загадку».
Ведущий:
- Сейчас буду загадывать загадки о грибах, которые растут в лесах Камчатки. Постарайтесь их угадать.
Команда, давшая правильный ответ, получит жетон.
1. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички, золотистки.
(Лисички)
2. Нет грибов дружнее,чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
3. И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею, первый найден
(Боровик)
10
4. Я в красной шапочке расту
Под старою осиною,
Меня узнаешь за версту, зовусь
(Подосиновик)
5. Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос как Петрушка
Ядовитый
(Мухомор)
6. Средь молодых осинок,
В блестящей темной шапочке,
Растет грибок.
(Масленок)
Конкурс 2. «Холодит осень золотая, славит Праздник урожая».
Задание 1. «Сбор гороха».
Ведущий каждой команде дает задание. Кто быстрее перенесет чайной ложкой горох из тарелки в стакан. Команда, первая справившаяся с заданием получает жетон.
Задание 2. «Определи овощи наощупь с завязанными глазами»
Ведущий подходит поочередно к первой и ко второй команде и предлагает наощупь тот или иной овощ из набора овощей (муляжи), которые находятся в «волшебном мешочке» (непрозрачный мешок) и назвать его.
За каждый правильный названный овощ команде выдается один жетон.
Задание 3. «Кто быстрее сварит борщ»
Ведущий каждой команде дает задание. Из имеющихся овощей выбрать те, которые необходимые для приготовления борща.
Та команда, которая первая справится с заданием, получает один жетон.
Задание 4. «Определить, из каких ягод сделан напиток»
11
Ведущий:
- А теперь самое время отведать морс. Каждой команде предлагается по два напитка из ягод. Для первой команды напиток из ягоды брусники и из ягоды жимолости. Для второй команды напиток из ягоды голубики и из ягоды смородины.
За каждый правильно угаданный напиток команда получает по одному жетону.
Конкурс 3. «О лекарственных растениях»
Задание 1. «Назови растения»
Ведущий описывает растение не называя его. Команды должны назвать растение, о котором идет речь. Это растение высоко декоративно, т.е. используется в среде для букетов. Из лепестков цветка этого растения можно заваривать чай и сварить варенье. Используется в медицине, как витаминное и противовоспалительное средство (роза, шиповник).
Та команда, которая первая даст правильный ответ получает одно очко.
Задание 2. «Расскажи о растениях»
Ведущий первой команде показывает картинку, где изображено растение «алоэ».
Участникам команды рассказать о нем, обратить внимание на лекарственные свойства этого растения.
Ответ: Алоэ используется в медицине как противовоспалительное средство. Применяют как витаминозное и общеукрепляющее средство.
За полный правильный ответ – два жетона.
Второй команде ведущий показывает картинку, где изображено растение «смородина черная».
Участникам команды рассказать о ней, обратить внимание при рассказе на лекарственные свойства.
Ответ: Плоды содержат витамины С, В1, В2, каротин. В народной медицине смородина применяется как болеутоляющее, мочегонной, потогонное и противовоспалительное средство.
За полный правильный ответ – два жетона.
12
Конкурс 4. «Животные нашего леса»
Ведущий для разминки загадывает загадки.
Какой зверь падок до малины (Медведь)
Какие птицы не знают своей матери (Кукушка)
Задание для первой команды.
Каких зверей называют так:
Косой (заяц)
Серый (волк)
За правильный ответ – один жетон.
Задание для второй команды.
Каких зверей называют так:
Косолапый (медведь)
Рыжая (лисица)
За правильный ответ – один жетон.
Конкурс 5. «Конкурс эрудитов»
Выходят капитаны (либо один из назначенный командой эрудит). Вопросы задаются по очереди. Если у одного нет ответа, то второй может отвечать на вопрос заданный первому. За правильный ответ – один жетон.
Вопросы:
1. Где расположена роща пихты грациозной? (Кроноцкий заповедник. 1935г.)
2. Плоды, какого кустарника называют «маленькой консервной баночкой» и почему? (Брусника)
3. Плоды, какого кустарника называют «камчатской вишней»? (Жимолость)
4. На стволе березы ряд отверстий. Чья работа? (Дятел весной пил березовый сок)
Подведение итогов. Награждение.
По окончании игровой программы каждая команда подсчитывает свои жетоны. Команда, у которой их оказалось больше – победитель. Участникам вручаются памятные подарки, не остаются без внимания и проигравшая команда. Ребята делятся своими впечатлениями от игры.
13
Техническое и информационное обеспечение
1. Выставка плакатов, рисунков на экологическую тему.
2. Выставка поделок из природного материала.
3. Нагрудные знаки для игроков с названиями команд.
4. Набор овощей (муляжи) в «волшебном мешочке».
5. Конверты с заданиями для игры «О лекарственных растениях».