Загородская Ольга Игоревна
ГБОУ СОШ № 391.
Санкт-Петербург
Методическая разработка
«Мазковая роспись как способ изучения мира природы в учебных и творческих работах»
«Только в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи, там-то и надо ее искать и негде более»
Ж. Энгр
«Техника» – это язык художника, развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».
П. П. Чистяков
Природа всегда служила источником вдохновения для всех народов во все времена. В современном урбанизированном информационном обществе, в условиях мегаполиса общение с миром живой природы приобретает особую ценность, формирует эстетическое развитие и духовное здоровье.
Цель:
- Создать условия для реализации творческих замыслов детей в технике «мазковая роспись» и формирования интереса к изобразительному искусству.
- Знакомство с мазковой росписью в новом современном варианте живописи, сложившейся и развивавшейся на основе народных традиций, направленной на расширение художественных возможностей, способствующих развитию личности и ее адаптации в современных условиях.
Задачи методической разработки:
- Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов
- Изучение опыта различных языковых систем (народной, академической, современной).
- Анализ основных средств изображения: линии, пятна, формы, цвета, художественных материалов.
- Показать возможность изучения объектов природы средствами разных техник (графики, живописи), позволяющих расширить возможности формирования образа.
- Планирование системы обучающих и развивающих заданий, направленных на формирование художественно-эстетической деятельности.
Методическая разработка состоит из нескольких блоков, имеющих базовый материал, который может использоваться для серии уроков в классах начальной и средней школы. Поскольку материал разработки посвящен теме природы, её непреходящим ценностям и затрагивает её поэтический образ, он вполне может найти своё место в образовательных программах по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, а также в программе дополнительного образования.
Предлагаются для рассмотрения следующие блоки:
- Опыт мастеров прошлого. Тема цветов и трав проходит связующей нитью через разные эпохи и разные народы.
- Изучение природы языком графики. Зарисовки, эскизы.
- Знакомство с мифами и легендами и создание творческих работ.
- Знакомство с традиционным народным искусством (гжель, хохлома, Волхов).
- Современные приемы кистевой росписи. Использование кистевых приемов на различных материалах (бумага, дерево, стекло, ткань).
- Любовь к цветам привела к созданию нового жанра.