Приветствие участников мастер-класса Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рады видеть вас на нашем занятии. Проведут сегодня с вами мастер – класс учителя начальных классов Бережная И.В. и Рубанова Е.А. Начать наш сегодняшний мастер-класс мне бы хотелось с притчи «Наберись смелости – сделай попытку!» Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку. Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!» И сегодня мы хотели поделиться своими мыслями на тему "Коллективные проекты в начальной школе". Мы надеемся, что наша совместная работа поможет вам систематизировать знания и раскроет приёмы организации данного вида работы на уроках. Мастер-класс пройдет в три этапа: сначала мы вам расскажем о проектной деятельности, затем покажем, какие проекты создали наши ученики, и в заключении предложим вам создать собственный проект. Основные цели проектной деятельности вы видите на экране. Актуализация Целью всего обучения в начальной школе становится овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и ФГОС начального общего образования, где на первое место выходят метапредметные результаты. В связи с этим перед каждым учителем встает вопрос, как можно развивать универсальные учебные действия. В учебной и во внеурочной деятельности мы стали использовать проектную деятельность и в частности коллективные проекты. - Что же такое проектная деятельность? Я предлагаю Вам вместе со мной вспомнить определение. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Уже с первых дней пребывания в школе необходимо готовить детей к проектной деятельности, развивать мышление, учить оценивать свою деятельность: выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.). 3. Систематизация знаний «Что знаю о проектной деятельности - Виды проектной деятельности (классификация проектов) Если классифицировать проекты, то получится следующая картина: Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов. Проекты бывают: личностные, парные, групповые. По продолжительности проекты бывают: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год). По характеру результата проекты бывают: Творческие - проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры, рисунок) Исследовательские – подлинно научное исследование. Оно включает актуальность, задачи, гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, используются методы современной науки: соц. опрос, эксперимент. Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщение, представление для широкой аудитории. Ролевой – участники берут на себя роли различных героев. Проекты по количеству предметов бывают: монопроекты (по одному предмету) и межпредметные выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. - Этапы работы над проектом В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов. Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Требования к учебному проекту – совершенно особые: Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. Выполнение проекта начинается – с проектирования самого проекта. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представлен достаточно убедительно. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Формы защиты проектов Одним из важных этапов учебного проекта является презентация. Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Дети учатся излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии. 3. Коллективные проекты Что же такое коллективный проект? За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. Результатом нашей деятельности является, как правило, плакат, основа которого создана коллективно, а на ней, как мозаика собраны индивидуальные работы.
Выделим плюсы использования коллективных проектов: Для детей - возможность быстро увидеть свой результат. Для ученика - тема, проработанная таким образом очень хорошо воспринимается и запоминается; знания, полученные в результате исследования, закрепляются в момент создания итогового творческого продукта. Рассмотрим структуру создания коллективного проекта. Первый этап- мотивация (очень важно заинтересовать ребенка) Второй этап – исследование в малых группах (обычно это человека 4-5, т.к. это самая продуктивная рабочая группа) Третий этап- обмен информацией. Здесь важно дать возможность группе представить собранные в ходе исследования материалы. Четвертый этап – связывание информации. Выслушав ребят сформулировать обобщение. Пятый этап- подведение итогов. Где мы смотрим, какие наши предположения подтвердились, а какие мы опровергли. И только пройдя все эти этапы, мы приступаем к изготовлению творческого продукта. А сейчас я предлагаю ,вам посмотреть проекты созданные нашими учениками как в урочное время , так и во внеурочное время. 4. Основной этап мастер-класса Давайте вместе выполним такой проект. Рассмотрим организацию проектной деятельности на примере внеурочного занятия . 1. Организационный момент. - Сегодня на нашем занятии по проектной деятельности, я хочу, чтобы вы мне ответили на вопрос: «Чего вам больше всего не хватало зимними морозными днями? О чём вы мечтали, когда за окном вьюга, метель и землю укрывает одеяло из снега?» (хочется тепла, зелёной травы, деревьев покрытых свежей зелёной листвой, ярких цветов). - В таком случае давайте представим, что скоро будет лето, на небе яркое солнце (повесить солнце), не серые, а нежно-голубые облака (повесить облака), из-под земли пробивается нежная травка (повесить траву). И среди всего этого великолепия одиноко стоит здание школы (повесить здание школы), а вокруг него ни цветочка. Ваши предложения?/выслушиваются ответы детей/. Сделаем мир ярче и краше. А с помощью чего? (украсить школьный двор красивой клумбой) 2. Формулировка темы и цели занятия. - Итак, перед нами встала проблема: «Как украсить школьный двор красивой клумбой?» А какую цель и задачи поставим перед собой? Цель проекта Создать условия для улучшения школьного двора Задачи: -улучшить чистоту школьного двора; -благоустроить школьный двор; -изменить дизайн клумб; Сегодня на нашем занятии вы будете: (ответы детей) 1. Аналитики 2. Дизайнеры 3. Экспериментаторы Это и есть этапы нашей проектной работы. - Какие функции выполняют аналитики? (Делят весь проект на основные разделы. Составляют план работы.). - Какие функции выполняют Дизайнеры? (Они как архитекторы создают будущий проект на бумаге) - Какие функции выполняют экспериментаторы? (Выполняют запланированную работу).
3. Подготовительный этап Аналитики С чего начнём создавать нашу клумбу? (Найдём место в школьном дворе, где будет цвести наша клумба.) Какой следующий вопрос обсудим? (Размеры клумбы). Что еще важно? (Какой формы будет клумба). Мы хотим, чтобы на нашу клумбу никто случайно не наступил? (Что для этого надо сделать? Подумать об ограждении). А что самое главное? (Мы должны решить, какие цветы мы посадим) А ещё хочется, чтобы вы в дизайне клумбы как-то отразили статус школы. План работы 1. Найти место. 2. Размеры клумбы. 3. Форма клумбы. 4. Ограждение для клумбы. 5. Цветы. -Молодцы, вы составили план работы, а сейчас мы приступим к подробному обсуждению каждого пункта нашего плана в группах. 4. Дизайнеры. - Сейчас на этом этапе проекта вы все станете дизайнерами. - Словарная работа: ДИЗАЙНЕР - это человек, занимающийся свободным творчеством, это художник - оформитель, декоратор, человек, который делает "красиво". - С помощью листа картона и цветной бумаги каждая группа сможет создать свою клумбу. Выберите форму и основные оттенки цветов. А после работы вам предстоит защита вашего проекта. Одному из каждой команды придётся доказывать, что их проект лучший.
5. Защита проекта. Выходят по 1 представителю каждой группы и защищают свой проект: почему выбрали именно эту форму клумбы и этот цвет растений.
СХЕМА АНАЛИЗА ИЗДЕЛИЯ Аккуратность. Декоративное оформление. Цветовое решение. Особенности конструкции.
6. Экспериментаторы А когда настанет лето, мы станем с вами экспериментаторами и выполним запланированную работу. 7. Итог работы на мастер-классе - Назовите тему нашего проекта. - Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей. Смогли составить план работы и создать эскиз будущей клумбы? Что такая работа даёт обучающимся? Что развивает, чему учит, какие УУД развивает? - Таким образом, мы видим, что у каждого была возможность поиска, творчества, а именно это является условием воспитания и обучения талантливых, одарённых и творческих детей, развития их индивидуальных способностей, формирует навык «всегда быть успешным». Меняется мир непрерывно, неспешно. Меняется всё – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным, Кто сам вместе с миром меняться готов. Итогом любой деятельности является рефлексия. 8.Рефлексия - Я предлагаю оценить свою работу в мастер-классе. У вас на столах лежат цветы. Кто испытывал положительные эмоции при выполнении проекта – выберите цветок красного цвета Кому было некомфортно – жёлтого цвета. Кто остался безразличен – синего цвета. Спасибо вам за работу. Надеюсь, что это занятие пригодится вам в работе с вашими учениками. |