Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку на тему «Ты наш друг, родной язык»»
Тема: «Ты наш друг, родной язык»
Нетрадиционный урок по русскому языку для 3 класса Форма: КВН
Воспитательные задачи:
Воспитание любви к родному языку.
Вооружение навыками культурного поведения, умственного труда.
Воспитание самостоятельности и активности.
Подготовительный этап:
Тема КВНа сообщается за несколько дней до его проведения.
Подбираются музыка, стихи, задания для КВН.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление: в классе вывешены плакаты: Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И. Куприн
Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
Сабир Абдулла
Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней.
М. Горький
Цели:
Уметь находить главные члены предложения.
Развить умение разбирать слово по составу.
Развить умение раскрывать смысл выражений.
Формировать навыки грамотного письма.
Развить соревновательность между детьми, сплотить коллектив.
Воспитание самостоятельности и активности.
Оборудование: эмблемы, карточки с заданиями, проигрыватель, плакаты со знаками препинания.
Ход урока:
I. Вступление.
Учитель. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.
Приветствие команд (участвуют три команды).
Все ученики
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами в КВН будем играть.
1-я команда
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба Владычицей побед.
2-я команда
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-я команда
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
Наша дружба крепнет с ней.
Все участники поют песню о КВНе (на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:
Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.
Болельщики приветствуют команды:
За команду мы «болеем»
И друзьям помочь сумеем!
II. Разминка (угадай название нашей команды, сообщает капитан каждой команды):
Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто?, что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос что делает?, в предложении бывает сказуемым.
3) Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, в предложении бывает второстепенным членом.
Ведущий обращается с вопросами к болельщикам: — Какое название имеет каждая команда? Какие еще части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется?
III. Домашнее задание
Капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри.
IV. Конкурс капитанов.
Задание: определить часть речи (по одному предложению).
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
V. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать вместе загадку и определить часть речи.
Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.)
Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел.)
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь.)
VI. Конкурс команд «Слово-змейка».
Представителю каждой команды предлагается за одну-две минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня...
В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака «Знаки препинания». У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.
Ни диктовка, ни рассказ. (Входит Точка с Запятой.)
Точка с запятой.
—Если нет над вами точки, Запятая — знак пустой.
Чтец.
Прискакало двоеточие.
Прикатило многоточие... (Появляются Двоеточие и Многоточие.)
Двоеточие.
- Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец.
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие.
Если вам угодно знать.
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать.
Ставят многоточие...
Чтец.
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак. - То есть как?
Чтец.
Восклицательный знак
Возмутился.
Восклицательный знак. - То есть как?
Чтец.
И сказала точка,
Точка-одиночка.
Точка.
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
XI. Конкурс капитанов.
Задание: раскрыть скобки в предложениях:
Язык (до) Киева (до) ведет.
Хорошее слово (до) сердца (до) идет.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
XII. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать слова.
Для 1-й команды: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.
Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
XIII. Конкурс для команд
«Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)
Текст диктанта.
Русский язык
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.Русский язык помогает нам дружить.
XIV. Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).