kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Учебная мотивация современного школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Его мотивом станет радость, испытанная после получения одобрения и похвалы взрослого за достигнутый результат. Ребёнок должен сам осознать те негативные последствия, к которым может привести учёба из-под палки. Ребёнок придёт к мысли, что и взрослые не всегда хотят что-то делать, что не всё у них получается. Задача старших членов семьи — рассказать ребёнку, как они справляются с ленью, как преодолевают трудности и что им приносит победа над собой. Мотивация к обучению прививается не сразу. Этот процесс требует времени, сил, терпения. Учителю и родителям важно увидеть потенциал каждого ребёнка, дать ему возможность проявить себя. Если что-то в воспитании упущено, никогда не поздно исправить ошибку. Проведённое в школе время нужно максимально использовать, чтобы заложить фундамент будущих успехов и достижений. А без мотивации к учению успехи невозможны. Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Учебная мотивация современного школьника"»

Учебная мотивация современного школьника

Одна из важнейших проблем школьного образования — мотивация школьников к обучению. Как показывают многие исследования, правильное стимулирование открывает неограниченные возможности для изменения поведения людей, для побуждения их к деятельности. Раньше образование давало возможность повысить или сохранить социальный статус, улучшить материальное положение. Сейчас, когда среднее образование является всеобщим и обязательным, эти стимулы не работают. Знания утрачивают своё социальное значение, перестают быть пропуском в лучшую жизнь. Поэтому у многих детей отсутствует интерес к учёбе, их вынуждают доучиваться. Многие педагоги задаются вопросом, что может побудить современных школьников учиться (именно учиться, а не сдавать ОГЭ и ЕГЭ). Сегодня в адрес школы звучит много упрёков, в том числе и в том, что учителя не создают мотивацию к обучению. Однако отсутствие у учащихся интереса к обучению — это забота не только школы и учителя, но также родителей и государства, сделавшего образование услугой. В законе об образовании фигурирует понятие «академические свободы». Под ними подразумевают свободу выбора учителем методик и подходов, свободу от вмешательства в его работу, свободу выбора учебных пособий. Эта свобода имеет обратную сторону: на формально объявленного независимым учителя возлагают всю ответственность за детей. В результате все учат школьного преподавателя, как и что он должен делать, донимают его советами и требованиями, постоянным мониторингом работы. Педагогов обязывают создавать на уроках ситуацию успеха и комфортные условия для каждого ученика, но при этом строго следовать программе, обеспечивать хороший результат на ЕГЭ, по которому оценивают работу школы. Сегодня детей принимают в первый класс без проверки готовности к обучению в школе. Конечно, каждый малыш от природы любознателен. Но у многих детей интерес к познанию мира убивают уже в раннем детстве, в семье. Молодые родители всё больше времени проводят с гаджетами, отмахиваясь от детских вопросов. В некоторых домах вовсе нет книг, родители не читают сами и не читают вслух детям, почти не проводят с ними время. Намного проще дать ребёнку планшет или усадить его перед компьютером, включив мультфильм сомнительного содержания, чем вместе посмотреть и обсудить поучительный советский мультик или почитать классическую детскую литературу. А у детей, чьи родители позаботились о том, чтобы развить любознательность, которые хорошо подготовили чад к школе, потребность познания может подавить учитель. Ведь вся система обучения ориентирована на усреднённый стандарт, оценивание работы далеко от совершенства, дети страдают от уравниловки и перегрузок.

Школа нередко становится площадкой непродуманных экспериментов. Например, идея инклюзивного образования сама по себе хороша. Но как быть учителю (особенно начальной школы), которому надо обучить 20–25 человек, ещё не умеющих работать самостоятельно, однако его внимание постоянно занято одним особенным ребёнком? На практике получается, что все дети ждут, пока один человек напишет слово под диктовку учителя. О какой мотивировке у первоклассников может идти речь в такой ситуации? Чтобы хотеть учиться, надо уметь учиться, развивать навыки совместной и самостоятельной работы. Ученик 1-го или 2-го класса не может работать сам, поскольку ещё не обучен этому, он просто не умеет самостоятельно организовывать свою деятельность. Его постоянно и неусыпно нужно контролировать, ему надо показывать, как следует учиться. Важнейшую роль в формировании детской мотивации играет желание подражать. Как только взрослые осознают это, им больше не придётся искать искусственные стимулы. Но осознать нам мешает отсутствие интереса к подлинным мотивам поведения ребёнка. Зачастую мы судим о детях по случайным, нехарактерным поступкам. Чего хотят дети — главная загадка для взрослых. Важно не только то, чего мы хотим от детей, но и чего хочет сам ребёнок. Не надо пытаться его ломать и переделывать. А если его желания не совпадают с моральными нормами или педагогическими целями, следует деликатно прививать правильные устремления. Нужно воспитывать ребёнка так, чтобы он страстно захотел добиться определённой цели, помочь ему поверить в себя. В старших классах одним из ведущих мотивов учения становится формирование социальных связей. К этому периоду нужно научить ребёнка концентрировать и удерживать внимание во время выполнения уроков, привить ему умение доделывать работу до конца. Чтобы добиться названных целей, следует знать о видах мотивации. Мотивы бывают: • внешние, социальные («Надо получить пятёрку, чтобы родители меня похвалили»); • внутренние, познавательные («Мне нравится математика, поэтому я самостоятельно работаю с дополнительной литературой по предмету»); • устойчивые («Мне нравится петь, поэтому я не жалею, что пошла заниматься в этот кружок»); • неустойчивые («Я хотела научиться играть на гитаре, но оказалось, что это очень трудно, поэтому я бросила занятия»). Из-за эмоциональности мотивация у детей чаще всего бывает неустойчивая. У детей часто меняются увлечения, желания, мечты. Это не страшно, ведь нормально развивающийся человек должен успеть всё испробовать, примерить к себе. Детям нужно предоставить возможность свободно выбирать то, что их интересует в данный момент. А обязанность взрослых — поддерживать ребёнка в его начинаниях и увлечениях. Но взрослые должны помогать детям в конце концов определиться с выбором определённой деятельности и мотивацией к ней. Если этого не сделать, у ребёнка не сформируется интерес к обучению и познанию мира, он будет хронически не успевать. Крайне важна роль взрослых в формировании самооценки ребёнка. Никогда нельзя говорить ему, что из него ничего не выйдет, если он не будет хорошо учиться. Ребёнку необходимы участие, постоянные подсказки, как правильно поступить. Учитесь признавать достоинства маленького человека, а не ругать его за недостатки и оплошности. Нельзя запугивать детей или откупаться от них подарками за хорошую успеваемость. Нагрузку нужно распределять с учётом возможностей ребёнка. В случае неудачи следует убеждать ребёнка в том, что ошибки исправимы, что преодолеть трудности помогут его терпение и упорство. Пусть дети с радостью и готовностью делают всё, что вы им предлагаете. Похвалы являются более действенным стимулом, чем критика. Родители должны быть в первую очередь друзьями и добрыми наставниками, а не строгими прокурорами. Следует помнить, что не каждый ребёнок может быть отличником, что любые нестандартные ситуации расстраивают многих детей. Всегда отмечайте малейшие успехи ребёнка, при этом хвалите его искренне. Ученик должен видеть, что дома интересуются не только его оценками, но и школьной жизнью в целом. Для развития мотивации важно вместе с ребёнком обсуждать, как и где можно применить полученные им знания. Чтобы школьник мог добиваться поставленных целей, научился концентрироваться, необходима поддержка взрослого. Дети должны твёрдо знать, что дома их всегда услышат и поймут. Совместные беседы о неудачах и стрессах, о способах преодоления проблем помогут ребёнку приобрести опыт выхода из критических ситуаций. Основные правила, о которых необходимо помнить всем, кто работает с детьми. 1. Сделайте скучные задания интересными и социально значимыми. Когда дети только учатся писать, а их навык каллиграфического письма ещё слабый, однообразное переписывание текста сильно их утомляет. В этой ситуации на помощь придут игровые ситуации: • «Давай вместе напишем письмо Деду Морозу! Только постарайся написать послание красиво, иначе Дед Мороз ничего не поймёт, и ты останешься без подарка». • «Ты ведь любишь путешествовать? Представь, что после кораблекрушения ты оказался на необитаемом острове. Можно отправить по морю письмо в бутылке с просьбой о помощи. Но если ты напишешь его неаккуратно, люди не поймут, где тебя искать». Такие игровые приёмы могут стать действенной мотивацией, стимулировать желание научиться писать красиво. 2. Развивайте внутреннюю мотивацию. Следует побуждать ребёнка задумываться о том, зачем ему нужны навыки письма, чтения, счёта — всё то, что он изучает. 3. Предложите ребёнку поиграть в учителя. Многие школьники постоянно боятся ошибиться и выглядеть глупо, опасаются насмешек одноклассников, тревожатся, что не справятся с новым материалом. Ролевая игра в учителя позволяет снять напряжение. В ходе игры ребёнок поймёт, как работает учитель. Обучая других, ребёнок осознает, что учителю приходится сталкиваться с ленью, невнимательностью учеников, неумением доводить начатое дело до конца. Он поймёт, что эти недостатки нужно преодолевать в себе. 4. Научите ребёнка работать самостоятельно. Школьник должен понять, что взрослые уважают его труд, его стремление работать самостоятельно. Его мотивом станет радость, испытанная после получения одобрения и похвалы взрослого за достигнутый результат. Ребёнок должен сам осознать те негативные последствия, к которым может привести учёба из-под палки. Ребёнок придёт к мысли, что и взрослые не всегда хотят что-то делать, что не всё у них получается. Задача старших членов семьи — рассказать ребёнку, как они справляются с ленью, как преодолевают трудности и что им приносит победа над собой. Мотивация к обучению прививается не сразу. Этот процесс требует времени, сил, терпения. Учителю и родителям важно увидеть потенциал каждого ребёнка, дать ему возможность проявить себя. Если что-то в воспитании упущено, никогда не поздно исправить ошибку. Проведённое в школе время нужно максимально использовать, чтобы заложить фундамент будущих успехов и достижений. А без мотивации к учению успехи невозможны. Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Учебная мотивация современного школьника"

Автор: Шишкина Алина Геннадьевна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарная разработка родительского собрания"
    ["seo_title"] => string(45) "stsienarnaiarazrabotkaroditielskoghosobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "292937"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455374869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Классный блог - единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей"
    ["seo_title"] => string(92) "klassnyi-blogh-iedinoie-informatsionnoie-prostranstvo-dlia-uchienikov-uchitielia-roditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "266932"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450274272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства