Процесс информатизации школы приносит новые технологические решения и новые проблемы. Во главу угла ставится формирование надпредметных (общеучебных) умений и навыков, в том числе – информационно-коммуникационных компетенций.
Шесть лет назад, пройдя курсы по созданию блога, создала свой блог класса.
Что же такое блог?
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа (презентации, фильмы и пр.) Для блогов характерны недлинные записи вре?менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). (Википедия)
Блог класса - это организация коллективного творческого дела, которое одновременно решает следующие задачи:
-
информационная поддержка учебного процесса;
-
внеклассная работа по предметам;
-
публикация творческих работ учащихся;
-
обеспечение обратной связи с учащимися;
-
формирование культуры и безопасного поведения в сети;
-
социализация младших школьников;
-
своевременное информирование о происходящих в классе событиях;
-
формирование ИКТ-компетенций младших школьников.
Можно сказать, что пока этот способ взаимодействия учителей и учеников в сети сравнительно нов и для многих ещё непривычен. Хотя, как показывает международный опыт, блоги открывают для педагогической практики новую среду и новые возможности. Блог может стать хорошим рабочим инструментом педагогического взаимодействия как коллектива учителей, так и отдельных учителей, учащихся и их родителей.
Всем известно, что для комфортного сосуществования, для выстраивания нормальных отношений, для взаимопонимания, необходимо говорить с собеседником на одном языке - как в переносном, так и в прямом смысле.
В нашем случае, учитель, ученики, родители учеников - собеседники. И нам всем надо учиться говорить на одном языке. Современные ученики - это люди, у которых реальная жизнь тесно связана с виртуальной средой. Поэтому учитель, который хочет, чтобы его не только слушали и слышали (понимали), должен вести обучение через знакомую его ученикам среду, в данном случае виртуальную.
Блог - эту проблему успешно решает.
Для учителя блог – это возможность…
- использовать средства мультимедиа в образовательном процессе;
- размещать материалы урока, темы (для заболевших детей или во время карантинов, холодов);
- создавать материалы для самостоятельной работы учащихся;
- делиться важной стационарной информацией с родителями и учениками;
- проводить оn-line тестирование с последующей быстрой обработкой результатов;
- обобщать и систематизировать собственный опыт;
- участвовать в интернет – проектах.
Для учеников блог – это…
- образцы выполнения творческих заданий;
- участие в конкурсах, проектах, олимпиадах;
- добавление заметок, фотографий, творческих работ;
- формирование ИКТ-компетенций;
- средство связи и общения с одноклассниками с целью обсуждения совместных дел;
- социализация;
- участие в оn-line тестировании.
Для родителей блог – это возможность…
- общаться с учителем и друг с другом с целью получения информации;
- получать консультации по выполнению домашнего задания, по воспитанию детей, по иным возникающим проблемам;
- просматривать творческие работы учащихся, знакомиться с их достижениями, жизнью класса;
– приобретать навыки культуры общения и безопасного поведения в сети.
С помощью блога открываются возможности для организации дополнительного образования, более глубокого изучения предметов. Когда на уроке нет возможности посмотреть какой-то видеофрагмент, даю ссылку на соответствующий файл в блоге класса. К урокам чтения, окружающего мира я размещаю в блоге обучающие видеофильмы. Например, к уроку окружающего мира при изучении темы «Планеты Солнечной системы» я разместила в блоге видеоролик, который позволил детям запомнить последовательность планет в Солнечной системе. К уроку литературного чтения при изучении раздела «Былины» в сообщении блога был опубликован обучающий видеоролик «История создания картины Васнецова «Богатыри». В блоге можно размещать не только видеоролики, но и аудиокниги. Готовясь с первоклассниками к Международной игре по книгам Сутеева я разместила в блоге книги, мультфильмы, аудеозаписи сказок Сутеева. Дети могли в любое время зайти на блог и послушать, посмотреть сказки или почитать вместе с родителями.
В образовательных целях я использую в блоге обучающие игры. Например, к уроку окружающего мира я нашла на детском сайте «Карусель» игру «Узнай достопримечательность» и сделала ссылку на неё. Эта игра позволила детям не только проверить, но и расширить свои знания по теме «Объекты Всемирного наследия», так как в ней представлены объекты Всемирного наследия в объёме, выходящем за рамки школьной программы. В блоге всегда есть несколько ссылок на тренажеры и тесты по текущим темам предмета. Во время изучения состава числа, таблицы умножения дети, зайдя на блог тренируются на тренажерах по данной теме.
Любое дело будет успешно только в том случае, если в ходе его выполнения все его участники могут реализовать свои интересы.
Например, в ходе работы над проектом «Хлеб войны», в течение десяти дней была предложена серия заданий со ссылками (пазлы, интерактивный словарь, музыкальные фрагменты, видео, статьи). Это позволило ребятам лучше подготовиться к проекту, особенно тем, кто в данное время отсутствовал в школе.
Прямо в блоге можно пройти тест, созданный с помощью Гугл-формы. Во время болезни, закрытия школы на карантин, холодов, дети могут учиться дистанционно, используя материалы урока в блоге класса.
Если в первом классе ребята только осваивают такую форму работы и бывают скорее «потребителями информации», то во 2 – 4 классах обмениваются учебной информацией и продуктами собственной познавательной деятельности.
Ребята публикуют:
-
кластеры по окружающему миру;
-
образцы выполнения творческих заданий по чтению (эссе, письменные ответы на вопросы, синквейны);
-
ссылки на полезные ресурсы.
-
Творческие литературные работы.
Блог позволяет продуктивно организовать внеклассную работу по предметам. В первую очередь, это удаленное управление проектной деятельностью ребят.
Невозможно на уроке рассмотреть вопросы повышенного уровня, требующие внимательной работы с различными информационными источниками. Задание, предложенное на неделю-две, выполняется несколькими учащимися с обязательным анализом на уроке.
Блог выступает средством обратной связи с детьми и родителями. Ребята пишут отзывы о прочитанных книгах.
Возникает тесная связь и партнерство между учеником, учителем и родителями. Среди родителей в этом году пока всего два автора, но судя по данным опроса, заходят каждый день и читают наш блог все родители, т.е. они являются постоянными читателями, ведь это самый быстрый способ получить информацию о предстоящей экскурсии, о планах на неделю и на четверть, познакомиться с творческими работами ребят и просто узнать «что сейчас проходят». Есть опыт проведения опросов с помощью блога.
Блогу «Радужка» уже пятый год.
Мои ученики в силу возраста могут немногое: прошли игровое тестирование «Готов ли я к школе?», с удовольствием выполняют задания с урока (просмотр мультфильмов и документальных фильмов, учебные игры и задания, оформленные в Power Point и Flash просматривают слайды классных мероприятий… У них ещё всё впереди.
Блог – это не просто «модная забава», а современный и полезный рабочий инструмент в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа с блогом очень интересна, познавательна и результативна.
Таким образом, работа над созданием блога создаёт условия для:
• открытости учебного процесса;
• более тесные взаимоотношения учитель-ученик-родитель;
• расширения информационного пространства ученика;
-
умения работать с письменными и устными текстами;
-
умения работать с реальными объектами как источниками информации;
• повышения изучения мотивации предметов;
• формирования культуры и безопасного поведения в сети.