Информация для родителей
1.Что такое готовность к школе?
Родителе, несомненно хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребёнка всё было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае: ребёнок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.
Насколько хорошо ребёнок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов. Главные из них:
- то, что психологи называют психологической готовностью к школьному обучению;
- состояние здоровья и уровень физиологического развития ребёнка.
Оба эти фактора являются комплексными.
Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребёнка учебной мотивацией, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Если ребёнок познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы заниматься собственно учебной деятельностью, то с большой долей вероятности можно заключить, что он уже обладает учебной мотивацией. При этом важно выяснить, действительно ли дошкольник хочет учиться, а не просто ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция ещё не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые нормы поведения в школе.
Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе.
Что же понимают психологи под этим термином – «произвольность»?
Младший школьник должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия: воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребёнка к взаимодействию с другими детьми.
Для успешного обучения ребёнок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Для того, чтобы младший школьник был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Конечно, чтобы хорошо учиться, необходим достаточный уровень интеллекта. Ребёнок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способность грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха. Не различение фонем приводит к тому, что ребёнок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребёнка. Организм должен быть функционально готов ( то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды).
Диагностику готовности к школьному обучению проводит психолог. Поэтому советуем вам заблаговременно (в марте-апреле) обратиться за такой консультацией. Это позволит заранее выявить возможные трудности в обучении, за летние месяцы успеть их поправить, скорректировать развитие ребёнка.
Обратите внимание, что среди параметров готовности к школе не выделены как самые важные умения читать, писать, считать. Обычно родители акцентируют внимание именно на этих умениях своего ребёнка, но они не являются решающими в процессе подготовки к первому классу. Оказывается, есть более важные, более глубокие характеристики психического развития ребёнка, которые имеют решающее значение для успешного обучения.
На что же родителям обратить главное внимание при организации жизни ребёнка, который вскоре станет учеником?
2.Как достичь того, чтобы ребёнок был готов к школьному обучению?
Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника, подразумевающим, что он много играет сам, со сверстниками и взрослыми.
В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические (обучающие ) игры и игры по правилам.
Кроме того, ребёнок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики (пазлы) по картинкам-образцам. Занимается разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (барабане, дудке, бубне и т.д.) и, конечно, слушает сказки и рассказы, которые ему читают взрослые. Чтение должно стать неотъемлемой частью каждого дня ребёнка.
Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития ребёнка.
И всё это происходит естественно, без специальных уроков.
Кажется, чего проще: если всё перечисленное выше присутствует в жизни маленького человека, то итог – нормальное развитие к началу поступления в школу, именуемое «психологической готовностью к школе».
3.Необходимо ли систематическое обучение дошкольника?
Родители хотят начать обучение своего ребёнка как можно раньше, причём помимо дошкольного учреждения его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и пр. Считается, что чем больше ребёнок посещает разнообразных образовательных услуг, тем лучше. Многие современные родители просто одержимы мыслью раннего обучения своих детей. Они не думают о том, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует развитию тех психических функций, которые необходимы для обучения в школе.
Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных занятиях в разнообразных кружках, секциях и других образовательных дошкольных учреждениях. Она формируется постепенно как итог всей правильно организованной дошкольной жизни ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте систематическое обучение не даёт ничего существенного для психического развития ребёнка, хотя и создаёт такую иллюзию за счёт выработки у него новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием. Например, в дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребёнка хорошо развита механическая память. В связи с эти ребёнку 5-6 лет не составляет особого труда освоить порядковый счёт, если взрослые уделяют этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это учение мало что изменит. Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребёнок подготовлен к усвоению математики, где надо уметь сравнивать величины, выделять обобщённый способ решения задачи и т.д.
Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры: это и народные игры, и настольные, и игры по правилам
Конечно, вместо игр детям можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение и др., представленные в занимательной форме, но это уже не то же самое, что игра. Это неплохо, но не может заменить игру, хотя бы уже потому, что многие дети только через игру могут прийти к пониманию подобных заданий.
Напряженный график жизни маленького человечка, которому надо успеть в разные кружки, секции, дошкольное учреждение, может отрицательно повлиять на физическое здоровье ребёнка. А ведь состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, общая физическая подготовка имеют немаловажное значение для учёбы в школе, для получения позитивного социального статуса среди сверстников.
4.Значение игры для возникновения учебной мотивации.
В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6 до 7 лет, игры с правилами являются предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом, подготавливается почва для изменения мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребёнка в роли ученика к постоянному выполнению действия по разнообразным правилам.
Как доказывают исследования психологов (Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского ), если ребёнок не прошёл все стадии развития игры, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе.
В игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются все аспекты психики ребёнка, и, конечно же, интеллект. Игра способствует развитию символической функции процессов обобщения, в игре появляется внутренний план действия ( Д.Б. Эльконин).
Безусловно, интеллект ребёнка развивается не только в игре. Огромное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, общение со взрослыми, детское творчество.
Дети с хорошо развитой речью обладают более развитым интеллектом.
Из всего сказанного ясно: если ребёнок на протяжении дошкольного детства много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация, являющаяся критерием готовности обучения в школе.
Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребёнка, и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учения.
5.Почему игра уходит из жизни дошкольников
Несмотря на всю свою важность для детского развития, игра постепенно уходит из нашей жизни. Современные родители всё меньше внимания уделят обучению детей игре. Исчезли из жизни многие развивающие игры (мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы и т.д.). Их вытеснили дорогие электронные игрушки, компьютерные игры. Оскудели и сюжеты ролевых игр дошкольников. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, что они, в основном обучаются игре по нескольким стандартным сюжетам, для которых существуют шаблонные наборы игрушек (например, игра в больницу, парикмахерскую, магазин и т. д.).
Сегодняшние старшие дети, сами уже не умея играть, не могут научить этому младших. Они предпочитают бегать, кататься на роликовых коньках, упражняются на физкультурных снарядах или, что бывает чаще всего, играют в свои различные «гаджеты».
Итак, дети младшего школьного возраста явно «не доигрывают» в игры, необходимые для их нормального психического развития. Из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье, и из-за недостаточно правильно организованной педагогической среды в детском саду, игра вытесняется из жизни ребёнка и всё больше заменяется компьютерными играми, сидением перед телевизором.