Ель, топор, лопата, руки- в каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные- гласные, согласные.
Дарина:
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать и в колыбели ребёнка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ханайым:
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!
Досхан:
Вот какие разные бывают те согласные- звонкие, глухие- вот они какие!
Мягкие, как в слове нёс, твёрдые, как в слове нос,
Долгие и нет- вот какой секрет!
Учитель:
-Вот беда, все буквы перепутались! Ребята, помогите их разобрать.
Мальчики собирают гласные, а девочки- согласные. (слайд)
-На доске написаны слова: матрос, моряк, радист, боцман, капитан, штурман. Дана схема одного слова, нужно подобрать подходящее к ней слово. (звуковая схема слова «моряк») (слайд)
Дети:
-Это слово «моряк».
Учитель:
Вот мы и на корабле, но капитан не откроет дверь, пока мы не отгадаем слово, составленное из перевёрнутых букв.
-Пошёл ты в школу первый раз
Принёс её ты в первый класс. (слайд Букварь)
Дети читают стихи о букваре.
Дильназ:
Секреты все от А до Я есть под обложкой букваря.
Перелистав страницы ты сможешь научиться
Читать стихи, рассказы и много разных сказок.
Освоив буквы, слоги, ты сможешь без подмоги
Войти в огромный мудрый круг, где книга самый лучший друг.
Нурия:
На свете много книжек есть, ты сможешь все потом прочесть.
Хочешь плыть по океанам, опуститься в глубину,
Побывать во многих странах, прилуниться на Луну,
Быть отважным следопытом в чащах вековых?
Все пути тебе открыты на страницах книг.
Секреты все от А до Я хранят страницы Букваря.
Капитан:
-Молодцы! Верно! Теперь отправляемся в путь. (Стук в дверь: вбегает Пират)
Учитель:
-Ой, кто это хочет помешать нашему путешествию?
Дети:
-Пират! Пират!
Пират:
-Зачем вы тут собрались? Как вас много!
Дети:
-Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой- Букварём!
Пират:
-Ну-ка, ну-ка, расскажите мне, что это за книга, чему она вас научила.
Жанарыс:
С этой книжкой-самой первой-каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным на заветный перевал.
Дильназ:
В день осенний, в день чудесный мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно на страницах Букваря.
Вдоль картинок мы шагали, по ступенькам-строчкам шли,
Ох, как много мы узнали! Ох, как много мы прочли!
Райхат:
Тридцать три родные буквы мы узнали к февралю,
И за это все ребята благодарны Букварю!
Нуртуган:
Край родной, родные дали, реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали на страницах Букваря!
Расул:
-Потрудились мы немало, ведь по правде говоря,
Русской грамоты начало- на страницах букваря.
Пират:
А может вы ещё и споёте чему вас учат в школе?
(дети исполняют песню» Учат в школе»)
Пират:
Да, важная и нужная книга- Букварь. Возьмите меня с собой в путешествие!
Дети:
-Конечно!
Пират:
-Спасибо! Давайте пройдем в каюты. (слайд Каюта)
Учитель:
-Ребята, а кто знает, что такое каюта на корабле?
Дети:
-Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.
Учитель:
-Сколько слогов в этом слове?
-Какой слог ударный? Определите сколько звуков и букв.
-Почему звуков больше? Какие ещё буквы обозначают два звука?
-Среди этих букв есть целое слово. Найдите его. (Я)
Буквы –значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё- (дети хором: Алфавит!) (слайд)
-Все буквы алфавита стоят строго на своих местах.
-Какая буква на первом месте?
-А какая на последнем?
-Почему буква я последняя в алфавите?
-Послушайте, как отвечает на этот вопрос поэт С.Я. Маршак:
А эта буква оттого считается последней,
Что ты себя же самого не ставишь вряд последний.
Не могут ждать у нас в стране почёта, славы, чести
Те, у которых «я» да «мне» стоят на первом месте.
Народ толково и не зря расставил буквы букваря,
Вот и вам ни в коем случае хвастаться нельзя.
Пират:
-Ой, это и все буквы? Как мало букв в алфавите!
Учитель:
-Да, что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, букв в алфавите?
-Сколько гласных букв? Согласных? Букв, не обозначающих звуков?
Кто захочет сам читать, станет буквы изучать, а от этого порога- к знаниям ведёт дорога…Вам чудесные края откроет путь от «А» до «Я»
Дети читают стихотворение Б. Заходера » Песенка- азбука» (слайды)
-Познакомьтесь, с ними дети, вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком.
Учитель:
Вот поэтому, и лесные жители решили открыть свою школу.
Инсценировка «Лесная школа»
Стих «Как хорошо уметь читать» (Жанарыс)
Пират:
-Молодцы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать?
Учитель:
-Ребята, а как называют повара на корабле? (кок) (слайд)
А как называется столовая на корабле? (камбуз) (слайд)
Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем. (слайд)
1.Уха
2.Макароны по- флотски
3.Чай
4.Хлеб
-Что за блюдо уха? Макароны по-флотски? (слайды)
Какие пословицы знаете о хлебе? (видео» Откуда берётся хлеб»)
Пират:
- Ох, и наелись! Что скажем коку за вкусный обед?
Дети: Спасибо!
Капитан:
- Не пора ли передохнуть от угощений и размяться? На зарядку становись!
Физминутка «На зарядку становись»
-А теперь ребята, все на палубу. Отдохнём, исполним школьные частушки.
(Дети исполняют частушки)
Капитан:
-Ну, а теперь- все по местам! (слайд)
На слайде текст:
Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан. Вот туча. Сильный ветер. Идёт шторм. SOS!!
Учитель:
-Прочитайте текст. Перед вами картинки, расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали данному тексту. (Дети выполняют задание)
-Что значит SOS? (сигнал, обозначающий, что с кораблём случилась беда)
- Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым поможете кораблю. (Дети объясняют найденные орфограммы)
Капитан:
-Молодцы! Спасибо за помощь!
-Ребята, радист принял радиограмму. Прочитайте её.
«Внимание! Идёт конкурс на самого внимательного. Игра «Это я!»
-Чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными на уроках.
Сейчас я вас проверю. Я буду задавать вопросы, а вы дружно хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите:
«Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!»
-Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Пират:
-А мне очень понравились стихи о Букваре. Кто ещё знает стихи, расскажите, пожалуйста.
Нурай:
На свете очень много книжек разных, а у Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему такая честь досталась вдруг ему?
Ну что такого в этом Букваре? Его мы открывали в сентябре, когда мы только начали учиться видим в нём картинку на странице.
Расул:
Вот на столе лежит большой арбуз. Как сладок и приятен он на вкус!
А рядом с ним три чёрточки видны. Зачем здесь нарисованы они?
Открыли эту книгу мы едва, и сразу же узнали букву А!
Жанарыс:
-Без книг, без знаний не видать нам счастья,
А от невежества приходят все напасти.
Кто в детстве книг хороших не читает,
Тот многих радостей себя лишает.
Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,
Поэтому Букварь-начало всех начал.
Ханайым:
Сегодня необычный праздник, такой бывает в жизни раз.
С Букварём пришёл прощаться весёлый дружный первый класс!
Арай:
-Мы простимся с Букварём и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем!
Дети исполняют песню «Прощай, Букварь»
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Припев:
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Припев:
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
3. Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Припев:
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Учитель:
-Ребята, пока мы ещё на корабле, радист разрешил передать привет родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас.
Закончив наш букварь с любой загадкой справимся,
Нам и шарады по зубам, и ребусы нам нравятся.
Загадки, ребусы, шарады мы сами составляем,
Вы их попробуйте решить сейчас вот в этом зале
Вы тоже азбуку прошли и алфавит учили
Он и поможет вам сейчас наш ребус разгадать.
"Пирожки с начинкой"
«Фантазёры»
-Пока звучит музыка придумать, какие буквы можно изобразить, объединившись по2-3 человека.
-А теперь посмотрите, пожалуйста, как ещё можно было пофантазировать.
(Слайд)
Везде и во всём нам помогала наша дружба. Предлагаем вашему вниманию инсценировку «Дружба» (слайд)
Учитель:
Вот и подошло к концу и наше путешествие. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждёт множество путешествий по другим замечательным учебникам, одним из которых является «Родное слово».
(За сценой слышится громкий плач)
Учитель:
Что такое? Что случилось? Почему так огорчилась?
Дильназ:
-Жалко с букварём прощаться, на второй год хочу остаться,
Но жалко с Вами расставаться и жалко с букварём прощаться!
С ним было так чудесно! С ним очень интересно!
Учитель:
Но дальше будет ещё интереснее, мы познакомимся с баснями, песнями.
Букварь нам заменит «Родное слово», с ним так интересно нам будет!
И библиотека откроет нам двери, и самые лучшие книги доверит,
Гляди веселее и слёзы утри, нас столько чудесного ждёт впереди!
Дильназ:
Раз так, то и я с букварём попрощаюсь и вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажу очень громко «Прощай, наш Букварь!»,
Хотя расставаться с тобой очень жаль.
Учитель:
Дорогие ребята, пришло время прощания с нашей первой любимой книгой.
Шёпотом скажите свои слова благодарности Букварю и передайте его библиотекарю.
Поздравление библиотекаря школы.
Дарина:
Мы Букварь прочли до корки,
Нам по чтению Пятерки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
- У - до - сто - ве - ре – ния! (вручение удостоверений)
Учитель:
-На память об этом празднике я хочу вручить вам дипломы и памятные медальки. Надеюсь, что у вас будет ещё множество побед.
- К вам с поздравлениями пришли директор и завуч начальной школы …… Выступает директор и завуч.
Учитель:
- Также с первой победой желают вас поздравить и ваши родители.Выступают родители.
Учитель:
Скажем нашему Букварю «до свидания», а новой книге – «Родное слово» – «здравствуй». Наш праздник завершается и на прощание мне хочется поблагодарить всех, кто помогал организовать его и сделать таким незабываемым.(СЛАЙД)