Праздник грамоты
Программные задачи: закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква»,
«гласные», «твердые согласные», «мягкие согласные», умение делить слово на слоги,
определять количество слогов в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные,
выделять первый согласный звук, правильное написание изученных букв; разрушать
стереотип соотношения цвета буквы с характеристикой означаемого ею звука.
Оборудование: Свиток. Сюжетная иллюстрация «лесная школа», картинки -
разделить слова на слоги (мяч, лев, сова, ежик, рыба, заяц, лиса, лягушка, собака, бегемот,
крокодил, ворона, черепаха, обезьяна). Двенадцать картинок, изображающих предметы,
названия которых начинаются на твердые и мягкие согласные звуки, разноцветные буквы,
мешочек, мольберты, магниты, мелки, повязка на глаза, карточки с правильными и
зеркальными изображениями букв. Костюмы: корона и мантия для Королева Грамоты, шесть
красных колпачков (для гласных звуков); синий и зеленый колпачки, синяя и зеленая
рубашки для гномиков Дона и Дина.
Ход досуга
Дети сидят на стульчиках.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались
на необычный праздник - Праздник грамоты. Вы уже стали большими, многому научились.
Пришла пора поделиться своими знаниями. Мы поиграем, посоревнуемся и поучимся друг у
друга. А для начала давайте соберемся в круг и скажем:
Ра - Ра - Ра
Начинается игра. Ра - Ра
Да в ладошек не жалей, лей - лей!
Бей в ладошки веселей Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух! Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле - как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ - Вет! Вет!
Математикам привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или может сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это что у нас? Нас. Нас.
(Показывает на кончик носа.)
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать! Чать! Чать!
Послушайте! Кажется, к нам кто-то в гости идет. Под торжественную музыку в зал
входит Королева грамоты, (взрослый)
Королева грамоты: Здравствуйте, дети! Я Королева грамоты, слышала, что многое
умеете, и решила проверить, так ли это. На моем волшебном свитке много заданий и
загадок. Если справитесь с ними, награжу вас!
Королева грамоты показывает свиток детям и садится на трон.
Ведущий. Попробуем отгадать загадки Королевы грамоты.
Дети: Да!
1Ведущий: Попробуем отгадать загадки Королева грамоты.
Дети: Да!
Королева грамоты: Начнем. Первое задание - загадка.
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого буквы надо знать. Что это?
Дети: Слово!
Королева грамоты: Молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим умеете ли вы
составлять предложения. На стене картина «Лесная школа». Составьте по ней предложения.
Что такое предложение?
Дети: Предложение - это слова связанные друг с другом по смыслу. Называют
предложения по картинке.
Королева грамоты: Хорошо. Теперь ответьте на другой вопрос. Слова бывают
короткие, а бывают длинные. Как же их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Королева грамоты: А чем? Линейкой?
Дети: Нет. Слогами.
Ребенок. Измерить длиннющее слова
Да это же проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать -
Хлопать в ладоши пора начинать!
Ведущий: Давайте покажем королеве грамоты: как это, хлопая в ладоши, измерять
слова. Вот, например, еж,Дя-тел,Ин-дюк,Пче-ла,А-ист,Ю-рок,Вер-блюд,Мед-ведь,Ли-са,Тю-лень,Слон,Гусь,Бо-бер,За-яц,
Па-ук,Стра-ус.
Ведущий и дети похлопывают слова, считая слоги. Организуется игра «Собери
картинки по количеству слогов».
Королева грамота: У меня на столе картинки.
Первая команда будет собирать игрушки - картинки, названия которых состоят из
двух слогов, а вторая команда из 3 слогов. Начали.
Картинки относят к столу с соответствующей цифрой, обозначающей количество
слогов.
Дятел Еж Бегемот Ящерица
Индюк Слон Носорог Обезьяна
Пчела Гусь Улитка Земляника
Аист Бобр Фламинго Телевизор
Ведущий и Королева Грамоты проверяют выполненные задания, исправляют
допущенные ошибки.
Королева Грамота: Молодцы! Слушайте следующий вопрос: из чего состоят слова,
когда мы произносим? (из слогов).
Звучит спокойная, медленная музыка. Шестеро детей в красных шапочках садятся на
стульчики и на пол для инсценировки - имитации сна.
Ведущий:
Я расскажу вам сказку:
В звонком городе на певучей улице
Звуки жили гласные,
Пели пели разные
А, О, У, Ы, Э, И вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А
А-а-а- вставать уже пора!
Ведущий:
Отвечал ему звук У,
У-у-у- ну я же не хочу.
Ведущий:
Вслед за ним стонал О
О-о-о как рано-то еще!
Ведущий:
Дальше был ленивый ы.
Разве были лы должны?
Ведущий:
Вдруг, ну как из-под земли
Появились Э и И.
Э-э проснитесь побыстрей.
Собирайтесь в путь скорей
Чтобы было веселей
Надо нам найти друзей.
И -и
И тогда не будет грустно
И не будем мы скучать
И с друзьями вместе будем
И петь песни, и играть.
Дети - гласные возвращаются на свои места.
Королева грамоты. Гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными
звуками? Верно, согласные звуки. Они так и называются - согласные, потому что дружат с
гласными. Послушайте, какую я вам расскажу историю.
Живут в одной маленькой сказочной стране два гномика со смешными именами Динь
и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки ль, мь, дь, а серьезный Дон - твердые
р, ж, д. живут они в одном доме и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими
звуками, а Дон с твердыми. Комната Диня зеленая - он выбирает предметы, которые
начинаются на мягкий звук. Комната Дона синяя - он выбирает предметы, с начальным
твердым звуком. Кто-то в гости к нам спешит, давайте послушаем!
Ведущий: давай те поможем гномикам разобрать картинки. Садитесь, гномики, сюда
на стульчики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны
предметы названия которых начинаются на звуки. Какие? (на твердые, а Диню - на мягкие).
Ведущий раскладывает картинки для Дона и для Диня. После окончания игры ведущий
показывает всем детям по одной картинке. Дети выделяют звук, на который начинается
название предмета, изображенного на картинке, характеризуют этот звук - твердый он или
мягкий, анализируют правильно ли разделены картинки, исправляют ошибки.
Ведущий: названия этих предметов начинаются на мягкий - они для Диня. А эти
начинаются на твердые звуки - они для Дона. Гномики, правильно ребята разделили для вас
картинки, не ошиблись?
Королева грамоты: А теперь, ребята, скажите, какими бывают звуки? (гласными и
согласными)
Чем они отличаются друг от друга? (гласные поются, а согласные встречают во рту
препятствия)
Какие виды речи вы знаете? Что относится к устной речи, а что к письменной?
Давайте играть! У меня на столе лежат разноцветные буквы, первая команда будет
собирать гласные звуки, а вторая согласные!
Дети под ритмичную веселую музыку начинают работать. После окончания игры,
ведущий вместе с детьми анализируют, правильно ли команды выбрали буквы, исправляют
ошибки, объясняют, что гласные и согласные буквы могут быть любого цвета, а не только
красные, синие и зеленые.
Ведущий: а сейчас нас ждет игра! У каждого предмета есть название, но здесь
расшалились и разбежались кто куда. Читай слова и соединяй линией с соответствующим
предметом (тебе поможет простой карандаш).
Королева грамоты: еще мне хочется, проверить правильно ли написаны буквы.
Здесь Незнайка пробегал
Лист альбомный потерял
Невнимательный он был
Ошибок много допустил
Мы ему поможем дружно
И исправим все что нужно.
Помоги зверюшкам соединить линии одинаковые буквы.
Звучит музыка, появляется Шапокляк.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
В гости к вам пришла мадам!
Не чета профессорам!
Шапокляк меня зовут
Мне сказали: меня здесь ждут!
Ведущий:
Кто придумал эту новость
Вас не ждали мы мадам!
Шапокляк
Странно, странно, как не ждали
Мне все уши прожужжали
Что здесь учатся детишки
А не знают ни бум, бум!
Ведущий:
Как не знают?
Мы докажем!
Мы тебе сейчас покажем!
Шапокляк:
Умеешь ли ты отличить букву от картинки, собери буквы в мешок
ежика Носика, а картинки в мешок Панды Ленточки, (выполнили задание)
Ведущий:
Шапокляк, ты убедилась что плохих ребят здесь нет?
Шапокляк
4
Да вы правы! В самом деле!
Все здесь дети молодцы!
Делать нечего
Придется мне от вас уйти!
Королева грамоты:
А сейчас мы отгадаем загадки, а слова отгадки вы составите из букв,
расположенных на магнитной доске.
1. Стоит Антошка на одной ношке
2. Бежит бежит не выбежит
Течет, течет не вытечет!
3. Кто на себе свой дом носит?
4. Крашенное коромысло над рекой повисло?
Появляется Почтальон Печкин:
Здравствуйте! А я - Почтальон Печкин!
Детям так давно известен
В Простоквашино телевизор я смотрел
И праздник грамоты узрел
Как королеву грамоты увидел
Так сюда и сразу прибыл
Ведущий:
Молодец, а как же ты добрался?
Почтальон Печкин:
Ехал на велосипеде через рощи и поля
Видел всех зверей лесных я
Лису, зайца, волка, ворона, ежа,
А вот мудрая сова вам телеграммы послала
Это Кате, Кате,
Это Вове, Вове,
И Даяне и Артему,
Псе и Анарочке красе!
И сказала, пусть прочтут
И все про грамоты поймут!
После чтения телеграмм детям вручаются сувенирчики от совы!
Королева грамоты
Ну, спасибо тебе Печкин
Рады видеть мы тебя
И, конечно же, спасибо
От ребят и от меня!
Ведущий: королева грамоты, мы с ребятами и загадки отгадывали, и играли, и
соревновались. Как ты считаешь, справились мы с твоими заданиями?
Королева грамоты:
Справились! Молодцы ребята! Вы меня не подвели!
А вот и обещанный сюрприз!
Сюрприз вносят Дон и Динь. В руках шары с напечатанными именами мальчиков и
девочек. Для девочек красные шары у Диня, для мальчиков синие шары у Дона. Каждый из
детей выбирает шар со своим именем. Внутри шара для детей сюрприз шоколадка.
Королева грамота:
Ну вот пришла пора расстаться!
Что в будущем на странице букваря повстречаться!
5Приятно было вместе с вами
Мне это время провести
Желаю я вам прилежания,
Чтоб не ослабла тяга к знаниям!
И тогда как с лучшими друзьями
Мне с вами всегда будет легко шагать
По лесенкам знаний!
До свидания! До скорых встреч!
Заканчивается праздник песней «Учат в школе.».