- Сейчас я предлагаю вам улыбнуться мне и друг другу.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Отлично! Я желаю вам хорошего настроения на всё занятие и на весь день.
Подготовка к основному этапу занятия
1) Просмотр видеоролика
- Ребята, сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик. Прислушайтесь к словам песни, звучащей в нём, чтобы вы смогли самостоятельно определить тему нашего занятия.
(Просмотр видеоролика)
Я, ты, он, она - вместе целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове “мы” - сто тысяч “я”,
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых –
В городах и сёлах!
- Итак, ребята, скажите, о чем же поют дети в песне? (О том, что все мы разные, но в то же время все вместе. Мы живем в одной стране и являемся большой дружной семьей.)
- Верно, мы все такие разные, но мы вместе. Каждый уголок нашей родной земли неповторим еще и благодаря народам, проживающим здесь. Почти каждый народ говорит на своем языке, имеет свои обычаи и культуру.
- Но, несмотря на эти различия, что нас всех объединяет? (Мы проживаем на территории РФ)
- Правильно, мы живём в многонациональном государстве – Россия, и наша родная земля Кубань тоже многонациональный край.
- Основываясь на словах песни из видеоролика, попробуйте самостоятельно определить тему нашего занятия. Подсказка – это конкретная фраза из текста песни. («Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе – дружная семья!»
- Вы были близки, тема нашего занятия звучит так: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
- Как вы думаете, а почему важно жить в мире и дружбе? (чтобы был мир, не было войны)
- А что должны делать все жители нашего края, чтобы сохранялся мир и покой на Кубанской земле? (Любить, уважать, помогать друг другу)
- Верно, ребята, и это называется «толерантность».
- В таком случае, как вы думаете, что будет являться целью нашего занятия? О чем нам нужно узнать в ходе него?
- Цель нашего занятия я сформулировала так: узнать о толерантности и особенностях толерантного поведения.
Основная часть
1) Определение проектной деятельности, планирование научного аппарата проекта
- А для того, чтобы достичь цели нашего занятия, я предлагаю вам создать проект и вырастить «Дерево толерантности», чтобы оно напоминало людям о позитивном и доброжелательном общении друг с другом.
- Обратите внимание на доску, на ней представлено наше дерево.
- Но перед началом нам необходимо определить тему, цель и план нашего проекта.
- Как вы думаете, как будет называться наш проект? (Дерево толерантности)
- Отлично, пожалуйста, один участник из группы подойти к дереву толерантности и приклей сверху название нашего проекта.
- Напоминаю вам о соблюдении техники безопасности при работе с клеем. Обращайтесь с ним аккуратно, он ядовит. Наносите его только на те детали, которые нужно наклеить. После окончания работы не забудьте закрыть клей.
- Итак, с темой мы определились, а что же будет являться объектом нашего проекта? Объект — это то, на что направлено исследование проекта.
ОБЪЕКТ – толерантность
- Предметом проекта являются какие-то отдельные стороны объекта, его свойства или особенности. Как вы думаете, что будет являться предметом проекта у нас?
ПРЕДМЕТ – особенности толерантного поведения.
- Что будет являться гипотезой нашего проекта? Гипотеза – это предположение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения.
ГИПОТЕЗА: мы предполагаем, что главными особенностями толерантного поведения человека является проявление доброжелательности к друг другу, сострадание и терпимость, принятие и понимание.
- Какую цель проекта мы поставим? Чего мы достигнем в ходе выполнения проекта?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: сбор, анализ, обобщение информации о толерантности и особенностях толерантного поведения и её представление в виде «дерева толерантности».
- Осталось определиться с планом нашего проекта. Для этого поставим перед собой задачи. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
ЗАДАЧИ:
1. Собрать, изучить, обобщить материал о толерантности.
2. Выяснить особенности толерантного поведения.
3. Представить результаты исследования на «дереве толерантности».
- Конечно, а результатом проекта, станет наше «Дерево толерантности», с которым вы будете работать по ходу нашего занятия.
- При решении цели и задач проекта нам также поможет книга по выращиванию «дерева толерантности».
- Работать будем малыми группами: по 3 человека. Обратите внимание на доску, вспомним правила работы в группах.
- Отлично, начнем выращивание нашего дерева.
,2) Понятие «Толерантность» - ствол дерева
- Ствол - это основная часть дерева. В таком случае, как вы думаете, что будет являться стволом нашего «дерева толерантности»? (толерантность, толерантное поведение)
- Верно, ствол дерева – это толерантное поведение. Я предлагаю одну участнику из второй группы наклеить на ствол карточку «Толерантное поведение». Мы уже с вами говорили о том, что такое толерантность. Но я предлагаю вам обратиться к нашим книгам, чтобы дать более точное определение слову «толерантность».
- Итак, какое дано определение слову «толерантность» в словаре В. Даля? (Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.)
- Другими словами, толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатой культуры нашего мира. Но есть понятие противоположное толерантности – это интолерантность.
- Попробуйте самостоятельно дать определение интолерантности. (ответы учащихся)
- Обратимся к нашим книгам по выращиванию. Прочитайте определение интолерантности из толкового словаря Ефремовой Т.Ф. (Интолерантность - несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность. (Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.).
- Интолерантность основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой обpаз жизни cтоят выше оcтальных. Это непpиятие дpyгого за то, что он выглядит иначе, дyмает иначе, поcтyпает иначе, пpоcто за то, что он cyщеcтвyет.
3) «Ценности толерантности» - корни дерева
- Ребята, скажите, а что питает дерево? (Корни)
- Правильно, при помощи корней дерево берет из земли питательные вещества, и в то же время корни служат для дерева опорой.
- Как вы думаете, что является корнями нашего дерева толерантности? Чем «питается» толерантность?
- Толерантность основывается на определённых ценностях. Узнаем о них из нашей книги. Перечислите основные ценности толерантности. (любовь, уважение, принятие, понимание и др.)
- Я предлагаю выйти к доске обеим группам. По одному участнику из каждой группы необходимо написать ценности толерантности на корнях нашего дерева.
- Задача для групп – работая в группе, определить, какие черты относятся к толерантной личности, а какие к интолерантной и соотнести их.
https://learningapps.org/watch?v=p5cycb5h222
- Проверим. Отлично, ребята, вы молодцы! Скажите, кого мы можем назвать толерантным человеком?
- Верно, толерантный человек - это человек, хорошо знающий себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
4) «Виды толерантности» – ветви дерева
- Ребята, скажите, из чего состоит крона дерева? (из листьев и ветвей)
- Верно, и наш ствол дерева, то есть толерантное поведение, разветвляется. Ветви – это многообразие видов толерантности. Каждая веточка – это один вид толерантности.
- Я предлагаю вам обратиться к нашим книгам и узнать из них о некоторых видах толерантности.
- Итак, о каких видах толерантности вы узнали? Кратно охарактеризуйте каждый вид толерантности. (об этнической толерантности, физиологической и возрастной)
- Отлично, сейчас я предлагаю вам сыграть в небольшую игру. Ваша задача – прочитать ситуации на слайде, и, обсудив в группе, выбрать ответ, где проявляется толерантное отношение по отношению к другому человеку. Для этого покажите карточку, соответствующую номеру ответа.
Ситуация 1. Пожилая женщина медленно идёт…
1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2. Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.
Ситуация 2. К тебе подходит ребёнок – инвалид…
1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Ситуация 3. Ты пришел в гости к другу, и тебя хотят угостить национальным блюдом их семьи:
1. Ты отказываешься, потому что считаешь это блюдо странным.
2. Ты благодаришь за угощение и пробуешь блюдо.
- Повсюду наш окружают люди разных национальностей. Ребята, как вы думаете, хорошо ли, что все мы такие разные?
- Конечно, хорошо, что мы все такие разные! Мы можем друг у друга учиться чему-то новому. Так, например, готовить разные национальные блюда, узнать, как лучше ловить рыбу, как правильно охотиться в тайге, какие лекарственные растения помогают от разных болезней, поиграть в различные игры и многое другое. Все мы – одна большая и дружная семья. В единстве наша сила.
Обобщение и систематизация информации
- Итак, ребята, пусть же наконец-то наше дерево зазеленеет. У вас на столах среди вспомогательного материала лежат листочки. Индивидуально напишите на них поступки, которые может совершить каждый, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными.
- А теперь каждый пусть выйдет в доске и приклеит свой листочек на наше дерево.
- Молодцы, ребята! Благодарю всех, это дерево останется с вами и пусть на нём появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!
Рефлексия
Обобщающая беседа
- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите, подтвердилась ли наша гипотеза? Почему?
- А подтвердилась ли цель нашего занятия? Почему?
- Я очень надеюсь, что сегодня на нашей планете станет больше толерантных людей единых по духу. Людей, которых объединяет желание жить в мире и добре, приносить пользу своей стране знаниями и трудом. А это значит, что нас чаще будут окружать понимающие, заботливые, доброжелательные люди.
- Сейчас я предлагаю вам встать в круг, обняться и сказать следующие слова: «МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЁ-ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ! МЫ - СЕМЬЯ!»
Рефлексия
- У вас на столах лежат карточки «Я-МЫ-ЗНАНИЯ». Я предлагаю вам оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0 ____ 10
«МЫ» 0 ___10
«ЗНАНИЯ» 0____10
- Поделитесь своими результатами и впечатлениями о занятии по цепочке.
- Спасибо вам за активную работу на занятии. Счастья вам всем, мира, добра и радости! До новых встреч!