Просмотр содержимого документа
«Комплекс методик по изучению личности младшего школьника»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рекомендации педагогам по обучению и воспитанию мальчиков и девочек
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Ефименко Наталья
г. Ейск, 2021 г.
Девочки
Специализация полушарий мозга выражена слабо, ориентация в пространстве затруднена, деятельность легко ограничивается «пятачком»: могут долго сидеть за партой.
На 20% больше межполушарных связей, легко происходит обмен информацией между полушариями – легко обучаемы.
Развита мелкая моторика. Нужно требовать, чтобы писала красиво.
Стремятся к социально желаемому поведению.
Предпочитают продвигаться по «шажочку», предпочитают иметь четкую «инструкцию» к выполнению. Нужно: дать инструкцию.
Обижаются или страдают, если проиграли соревнование, ревнуют лидеров к учителю, соревнование может их перессорить. Нужно: исключить соревновательные моменты, не сравнивать с другими.
Легко и быстро входят в работу. Любят типовые задания. Спокойный темп, закрепление пройденного материала.
Панически боятся ошибиться, если не знают ответа, честно в этом признаются или молчат, «зажимаются». Нужно: развивать умение искать, «придумывать» ответ, озвучивать любые версии, вне зависимости от их «правильности».
Легко выражают мысли. Нужно: давать возможность рассуждать.
Все отражается на лице.
Легко перенимают стиль общения, мимику, речь взрослых – как зеркало. Нужно: принять во внимание, как обратную связь.
Любят организованность, соблюдение правил. Плохо переносят шум, громкие голоса, чувствуют себя ужасно, когда взрослый кричит или просто говорит пронзительным голосом. Нужно: договариваться спокойно, тихим голосом. Перед работой озвучить правила.
Охотно описывают и приукрашивают свои чувства. Любят обниматься со взрослыми. Давать тактильный контакт.
Склонны к созерцанию, принятию, рефлексии. Готовы изменить себя.
Нужно: не требовать решительных действий здесь и сейчас.
Мальчики
Выше функциональная специализация полушарий мозга: лучше ориентация в пространстве, надо много пространства. Неусидчивы, нужно: чаще вызывать к доске, давать задания, требующие перемещения по классу, использование различных предметов.
Обмен информацией между полушариями затруднен – трудности в обучении.
Развита крупная моторика. Нельзя требовать, чтобы писал красиво.
Необходима постоянная смена учебных заданий, высокий темп. Любят задания на сообразительность.
Важно достичь собственную цель, а не ту, которую предлагает учитель. Стремятся понять главный принцип, смысл, хотят сами его обнаружить. Нужно побудить к постановке цели, натолкнуть на поиск смысла задания.
Любят соревноваться, не завидуют, не обижаются, гордятся лидерами. Нужно: вносить соревновательный момент.
Трудно и долго входят в работу. Нужно: сразу дать задание на сообразительность, на соревнование.
Опираются на догадку, готовы ответить на любой вопрос, неважно – правильно или нет.
Необходимо поддерживать желание думать и искать, не ругать и не высмеивать за ошибки, одобрять поиск, даже если он ошибочен.
Сложно выразить мысль словами, помогают жестами. Нужно: помочь в подборе слов.
По лицу не видна работа мысли: кажется, что не поняли, были невнимательны. Нужно: иметь это в виду и не дергать, говоря: «не отвлекайся», «ты меня не слушаешь».
Чутки к состоянию взрослых, реагируют мгновенно: становятся раздраженными, возбужденными, ведут себя не адекватно. Нужно: принять во внимание, попытаться найти причину – в себе или семье.
Кажутся неорганизованными, попирают правила. Любят шуметь, лучше слышат того, кто говорит громко. Нужно: уважать их мир. Сердиться бессмысленно – слуховой аппарат полностью блокирует информацию, выраженную сердитым тоном.
Чутки к ласке, отзывчивы на объятья, но сами редко проявляют словами эмоции, первыми к взрослому не прикасаются. Потребность в телесном контакте реализовывают в мальчишеской «возне». Нужно: прикасаться, удовлетворяя их потребность – в зависимости от возраста: гладить по голове или дотрагиваться до предплечья, спины.
Особенности организации педагогического процесса
Для мальчиков:
Высокий темп подачи материала;
Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
Большое количество нестандартных, логических заданий;
Минимизированное количество повторений пройденного материала;
Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность
принимаемых решений;
Использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
Дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через
логику;
Подход к формулированию правил через практические действия, выявление
закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с
материалом;
Необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.
Для девочек:
Неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
Достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
Дозирование объема и разнообразия новой информации;
Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование
полученными знаниями;
Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
Подход к формулированию правил через речевые навыки;
Изучение правил и обучение применению их на практике;
Использование большого количества наглядного материала на уроке;
Обучение с опорой на зрительную память;
Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением
перспективы.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному
воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают
все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго
удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Гендерная идентичность не сформирована, если ребенок: предпочитает игрушки и игровые роли противоположного пола; стремится быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению; активно выражает желание изменить свои пол и имя; рассказывает о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола; стремится одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.