«Здоровьсберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС»
«Здоровьсберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС»
«Здоровьсберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
как обязательное условие реализации ФГОС»
Составитель: Казак Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Сегодня школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье!
Состояние здоровья
учеников начальной школы в последнее время вызывает серьёзные опасения! (см. слайды). Для профилактики здоровья в нашей школе реализуются некоторые программы.
Соблюдаются гигиенические требования:
-температурный режим,
-проветривание помещений,
-освещение соответствует норме,
-соответствие росту школьника классной мебели.
На уроках и внеурочной деятельности соблюдаются все условия для здоровьесбережения на уроке:
Соблюдение этапов урока и внеурочных занятий.
Использование методов групповой работы.
Использование интерактивных методов.
Создание положительной психологической атмосферы.
Активность каждого участника.
Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе во время динамической паузы.
Выполнение требований СанПиН, соблюдение режима дня.
Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
Упражнения для глаз.
Дозировка объема учебного материала.
Какова же структура современного здоровьесберегающего урока?
Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Норма: 4-7 видов
учебной деятельности за урок
Внимание! Однообразие форм на уроке способствует утомляемости школьников. Слишком частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Приветствуется работа в группах!
Обязательны физкультминутки и физкультпаузы, которые положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока,
норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого,
эмоциональный климат во время выполнения упражнений,
наличие у школьников желания их выполнять,
разнообразие.
Гимнастика для глаз позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. (Методика Ковалевой – тренажеры для глаз для снятия утомления.«Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки»).
Дыхательные упражнения регулярны!
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. Также они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность («Свеча», «Дыши носом», «Ныряльщик»).
Релаксация имеет большое значение!
комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, шеи и речевого аппарата. Некоторые упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».
Упражнения для развития мелкой моторики позволяют решить ряд важных задач!
тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В урочной и внеурочной деятельности я использую приём «Цветотерапия».
Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см).
Каково же их назначение?
Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Психогимнастика имеет место на любом занятии, которая активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»
Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой даёт положительную динамику в плане здоровья:
упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности,
использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами,
на стенах и окнах класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) -дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.
упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности.
Одна из причин плохого состояния здоровья младших школьников - нарушение осанки. Необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре слайдов, фильмов, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Игры на свежем воздухе во время динамической паузы, экскурсии, походы, поездки, прогулки в школьный двор, парк и т.д. имеют огромное значение!
способствуют укреплению иммунитета и повышению устойчивости к простудным заболеваниям, полезны для ребятишек, отличающихся повышенной физической активностью,
сплачивают детский коллектив.
А свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, которые сопровождаются кашлем.
Помните:
«Профилактика болезни –
самое разумное лечение!»
(Силован Рамишвили)
МБОУ СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов №2 «Спектр»
города Бердска Новосибирской области
Бердск, 2015 год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Здоровьсберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» »
МБОУ СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов №2 «Спектр»
города Бердска
Новосибирской области
Составила:
Казак Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Школа и здоровье
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье!
Состояние здоровья учеников начальной школы
-температурный режим
-проветривание помещений
-освещение
-соответствие росту школьника классной мебели
тепло
Организовано
питание
В школе
светло
100%
завтракают
50-60%
обедают
уютно
чисто
Соблюдаются
гигиенические требования
Условия здоровьесбережения на уроке:
Решение этих задач невозможно без осуществления индивидуального подхода!
Соблюдение этапов урока.
Использование методов групповой работы.
Использование интерактивных методов.
Создание положительной психологической атмосферы.
Активность каждого участника.
Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе во время динамической паузы.
Выполнение требований СанПиН, соблюдение режима дня.
Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
Упражнения для глаз.
Дозировка объема учебного материала.
Структура современного здоровьесберегающего урока:
Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста!
Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Урок
Создание ситуации успеха
Возможность выбора
Чередование различных видов
учебной деятельности
Динамические паузы
1 класс
35 минут
2 класс
Комбинированный урок
35+10
10 минут на снятие утомления
3-4 классы
45 минут
Психологический климат
Соблюдение СанПиНов
Рациональная организация:
Посадка учащихся, правильная поза
Продолжительность урока:
Наличие эмоциональных разрядок
Норма: 4-7 видов учебной деятельности за урок
- Однообразие форм на уроке
способствует утомляемости школьников.
- Слишком частая смена одной деятельности
на другую требует от учащихся
дополнительных
адаптационных усилий.
Работа в группах
Физкультминутки и физкультпаузы положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока,
норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого,
эмоциональный климат во время выполнения упражнений,
наличие у школьников желания их выполнять,
разнообразие.
Игра «Весёлые человечки».
Гимнастика для глаз
позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. (Методика Ковалевой– тренажеры для глаз для снятия утомления.«Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки»).
Живем по режиму дня
Дыхательные упражнения
-Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, шеи и речевого аппарата.Некоторые упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».
Упражнения для развития мелкой моторики
тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?
Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Психогимнастика
игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Кинезиологические упражнения
Активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»
Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой
упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности,
использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами,
на стенах и окнах класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) -- дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на
карточках, предложения .
Нарушение осанки
необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре слайдов, фильмов, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Игры на свежем воздухе
игры на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и повышению устойчивости к простудным заболеваниям, полезны для ребятишек, отличающихся повышенной физической активностью.
А свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, которые сопровождаются кашлем .
Подвижные игры.
Подвижные игры с мячом.
Эстафеты, бег, ходьба.
Конкурсы, прогулки.
«Профилактика болезни – самое разумное лечение.» (Силован Рамишвили)