kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Здоровьсберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

как обязательное условие реализации ФГОС»

Составитель: Казак Ольга Владимировна,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

Сегодня школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье!

 Состояние  здоровья
учеников начальной школы в последнее время вызывает серьёзные опасения! (см. слайды). Для профилактики здоровья в нашей школе реализуются некоторые программы.

Соблюдаются гигиенические требования:

-температурный режим,

-проветривание помещений,

-освещение соответствует норме,

-соответствие росту школьника классной мебели.

На уроках и внеурочной деятельности соблюдаются все условия для здоровьесбережения  на  уроке:

  • Соблюдение этапов урока и внеурочных занятий.
  • Использование методов групповой работы.
  • Использование интерактивных методов.
  • Создание положительной психологической атмосферы.
  • Активность каждого участника.
  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе во время динамической паузы.
  • Выполнение требований СанПиН, соблюдение  режима дня.
  • Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
  • Упражнения для глаз.
  • Дозировка объема учебного материала.

 

Какова же структура современного здоровьесберегающего урока?

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
  •  Проверка домашнего задания  должна  быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
  •  В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
  • В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
  •  Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы. 
  • Норма: 4-7 видов
    учебной деятельности за урок

Внимание! Однообразие форм на уроке способствует утомляемости школьников.  Слишком частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Приветствуется работа в группах!

Обязательны физкультминутки и физкультпаузы, которые  положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

  • Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока,
  • норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого,
  • эмоциональный климат во время выполнения упражнений,
  •  наличие у школьников желания их выполнять,
  • разнообразие.

Гимнастика для глаз позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. (Методика Ковалевой – тренажеры для глаз для  снятия утомления.«Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки»).

Дыхательные упражнения регулярны!

   Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. Также они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность («Свеча», «Дыши носом», «Ныряльщик»).

Релаксация имеет большое значение!

  • комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног,  шеи и речевого аппарата. Некоторые  упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».

Упражнения для развития мелкой моторики позволяют решить ряд важных задач!

  • тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

  («Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Волшебный мешочек»)

В урочной и внеурочной деятельности я  использую приём  «Цветотерапия».

  • Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см).

Каково же их назначение?

    Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

    Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

    Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

    Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

   Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Психогимнастика имеет место на любом занятии, которая активизируют  различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например,  «Зеркальное рисование»

Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой даёт положительную динамику в плане здоровья:

  • упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности,
  • использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами,
  • на стенах и окнах класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) -дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.
  • упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности.

Одна из причин плохого состояния здоровья младших школьников - нарушение осанки. Необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре слайдов, фильмов, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

        Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. 

Игры на свежем воздухе во время динамической паузы, экскурсии, походы, поездки, прогулки в школьный двор, парк и т.д. имеют огромное значение!

  • способствуют укреплению иммунитета и повышению устойчивости к простудным заболеваниям, полезны для ребятишек, отличающихся повышенной физической активностью,
  • сплачивают детский коллектив.

   А свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, которые сопровождаются  кашлем.

Помните:

 «Профилактика болезни –
самое разумное лечение!» 

                         

   (Силован Рамишвили)

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных  предметов №2 «Спектр»

города Бердска Новосибирской области

Бердск, 2015 год

Просмотр содержимого документа
««Здоровьсберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» »

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №2 «Спектр» города Бердска Новосибирской области Составила: Казак Ольга Владимировна,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов №2 «Спектр»

города Бердска

Новосибирской области

Составила:

Казак Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Школа и здоровье  Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье!

Школа и здоровье

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальныхздоровье!

Состояние здоровья  учеников начальной школы

Состояние здоровья учеников начальной школы

-температурный режим -проветривание помещений -освещение -соответствие росту школьника классной мебели тепло Организовано питание В школе светло 100% завтракают 50-60% обедают уютно чисто Соблюдаются гигиенические требования

-температурный режим

-проветривание помещений

-освещение

-соответствие росту школьника классной мебели

тепло

Организовано

питание

В школе

светло

100%

завтракают

50-60%

обедают

уютно

чисто

Соблюдаются

гигиенические требования

Условия здоровьесбережения на уроке: Решение этих задач невозможно без осуществления индивидуального подхода!

Условия здоровьесбережения на уроке:

Решение этих задач невозможно без осуществления индивидуального подхода!

  • Соблюдение этапов урока.
  • Использование методов групповой работы.
  • Использование интерактивных методов.
  • Создание положительной психологической атмосферы.
  • Активность каждого участника.
  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе во время динамической паузы.
  • Выполнение требований СанПиН, соблюдение режима дня.
  • Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
  • Упражнения для глаз.
  • Дозировка объема учебного материала.
Структура современного здоровьесберегающего урока: Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста!

Структура современного здоровьесберегающего урока:

Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста!

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
  • В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
  • Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Урок Создание ситуации успеха  Возможность выбора  Чередование различных видов учебной деятельности  Динамические паузы 1 класс 35 минут  2 класс Комбинированный урок 35+10 10 минут на снятие утомления  3-4 классы 45 минут

Урок

  • Создание ситуации успеха
  • Возможность выбора
  • Чередование различных видов

учебной деятельности

  • Динамические паузы

1 класс

35 минут

2 класс

Комбинированный урок

35+10

10 минут на снятие утомления

3-4 классы

45 минут

  • Психологический климат
  • Соблюдение СанПиНов
  • Рациональная организация:
  • Посадка учащихся, правильная поза
  • Продолжительность урока:
  • Наличие эмоциональных разрядок
Норма: 4-7 видов  учебной деятельности за урок - Однообразие форм на уроке способствует утомляемости школьников.  - Слишком частая смена одной деятельности  на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Норма: 4-7 видов учебной деятельности за урок

- Однообразие форм на уроке

способствует утомляемости школьников.

- Слишком частая смена одной деятельности

на другую требует от учащихся

дополнительных

адаптационных усилий.

Работа в группах

Работа в группах

Физкультминутки и физкультпаузы   положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока, норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, эмоциональный климат во время выполнения упражнений,  наличие у школьников желания их выполнять, разнообразие.

Физкультминутки и физкультпаузы положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

  • Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока,
  • норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого,
  • эмоциональный климат во время выполнения упражнений,
  • наличие у школьников желания их выполнять,
  • разнообразие.

Игра «Весёлые человечки».

Игра «Весёлые человечки».

Гимнастика для глаз позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. ( Методика Ковалевой – тренажеры для глаз для снятия утомления.«Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки»).

Гимнастика для глаз

  • позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. ( Методика Ковалевой – тренажеры для глаз для снятия утомления.«Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки»).

Живем по режиму дня

Живем по режиму дня

Дыхательные упражнения  -Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.  -Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность («Свеча», «Дыши носом», «Ныряльщик»).

Дыхательные упражнения

-Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

-Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность («Свеча», «Дыши носом», «Ныряльщик»).

Релаксация

Релаксация

  • комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, шеи и речевого аппарата.Некоторые упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».
Упражнения для развития мелкой моторики тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.  («Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Волшебный мешочек»)

Упражнения для развития мелкой моторики

  • тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

(«Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Волшебный мешочек»)

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие мелкой моторики руки

Упражнения на развитие мелкой моторики руки

«Цветотерапия» Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?  Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.  Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.  Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.  Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.  Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

«Цветотерапия»

  • Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Психогимнастика

Психогимнастика

  • игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Кинезиологические упражнения

Кинезиологические упражнения

  • Активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»
Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности, использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами, на стенах и окнах класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) -- дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения .

Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой

  • упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности,
  • использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами,
  • на стенах и окнах класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) -- дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на

карточках, предложения .

Нарушение осанки необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.  Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре слайдов, фильмов, играх на компьютере.  Высота стола  должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.  Высота стула  не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.  Садиться на стул нужно так  , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).  Расстояние  между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.   Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. 

Нарушение осанки

  • необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре слайдов, фильмов, играх на компьютере.  Высота стола  должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.  Высота стула  не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.  Садиться на стул нужно так  , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).  Расстояние  между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. 

Игры на свежем воздухе игры на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и повышению устойчивости к простудным заболеваниям, полезны для ребятишек, отличающихся повышенной физической активностью.  А свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, которые сопровождаются кашлем .

Игры на свежем воздухе

  • игры на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и повышению устойчивости к простудным заболеваниям, полезны для ребятишек, отличающихся повышенной физической активностью.

А свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, которые сопровождаются кашлем .

Подвижные игры. Подвижные игры с мячом. Эстафеты, бег, ходьба. Конкурсы, прогулки.

Подвижные игры.

Подвижные игры с мячом.

Эстафеты, бег, ходьба.

Конкурсы, прогулки.

«Профилактика болезни –  самое разумное лечение.»    (Силован Рамишвили)

«Профилактика болезни – самое разумное лечение.»  (Силован Рамишвили)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казак Ольга Владимировна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203285

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства