Актуализация знаний Чистописание Словарная работа | - Молодцы, открываем тетради. Какое сегодня число? - Записываем число, Классная работа. - Ребята, посмотрите на доску. Тут разбросаны слова. Из них надо составить предложения. На доске слова пословицы Повторение – мать учения. - Молодцы, скажите, как вы понимаете значение этой пословицы. - Хорошо, эта пословица станет нашим девизом урока, давайте запишем ее себе красиво в тетрадь (пословица каллиграфическим почерком записана на доске). - Отлично. Теперь запишем с новой строчки «словарь». - Посмотрите на доску. Инструмент в руках у нас, В огороде — высший класс! Можем грядки им копать. Подскажите, как назвать? - Для чего нам нужна лопата? - Давайте произнесем слово «лопата» вместе. - Произнесём по слогам. Скажите какой слог ударный? - Какое «опасное» место есть в этом слове? - Давайте запишем наше слово с «окошком». - Сейчас я вам расскажу, какую же букву мы будем писать. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, что это? - Да, ребята, это растение с большими листьями - это лопух! - Так вот, оказывается, у таких разных слов, как лопух, лопата и лопоухий есть общий предок! Представляете, как в семье: у вас могут быть братья, сёстры, бабушки и дедушки. И у слов тоже есть "родственники"! - Давным-давно было такое слово – "лоп", и означало оно просто… "лист"! Да-да, обычный зелёный лист на дереве. А листья у лопуха какие? Огромные, широкие, как будто ладошки! Поэтому и назвали это растение лопухом. - А лопата? Она же тоже широкая, как лист, правда? И ей землю переворачивают, как будто лист поднимают. Поэтому и лопата произошла от слова "лоп"! - А "лопоухий"? Это слово образовалось от двух частей: "лоп" (то есть лист) и "ухо". Получается, "с ушами, как листья"! Потому что большие оттопыренные уши немного похожи на листья, правда? - Давайте устно составим предложение с нашим словом. - Молодцы, еще одно слово мы узнаем, когда посмотрим на картинку. Скажите, что это? Какое лексическое значения слова ягода? - Какие ягоды вы знаете? - А какая ваша самая любимая ягода? - Хорошо, давайте произнесем слово вместе. - Какой слог ударный? - В каком слоге мы можем допустить ошибку? - Хорошо, давайте запишем слово с «окошком». - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитаем определение слова из толкового словаря Ожегова. Подчеркнем орфограмму о. Поставим ударение. | 3 октября Записывают Составляют Для усвоения и запоминания материала необходимо многократное повторение. Записывают Лопата Для вскапывания земли Произносят хором Второй Безударная гласная О в корне Л_па́та Лопух Составляют Ягоды Маленький, вкусный плод растения Произносят Перечисляют Первый Во втором ЯГОДА. -ы, ж. 1. Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников,кустарничков и травянистых растений. Ягоды крыжовника, малины. | |
Работа с учебником | - Ребята, посмотрите на упр. 57 на стр. 45 - Что вам нужно сделать в этом упражнении? - Кто уже догадался, какую группу можно выделить? - На доске записываются названия групп: Насекомые, птицы, гаджеты, звери, рыбы Каждая группа слов озвучивается - Ребята, скажите, а почему носорога так назвали? А медведя? - Молодцы! Давайте запишем группу только с птицами. - Ребята, а каких птиц вы еще знаете? Запишите себе еще один понравившийся пример. - Скажите, в зависимости от значений слова, что мы сделали со словами? | Читают Разделить слова на 5 групп. Отвечают по руке Выписывают: голубь, скворец, дрозд Синица, воробей, ласточка… Читают Потому что у него на носу есть рог Потому что он ведает (знает), где есть мед Разделили на группы | |
Продолжение по теме урока | - Хорошо, давайте перевернем страницу и прочитаем упр. 58. - Ребята, не случайно мы с вами в начале урока записали слово ягода. О какой ягоде говорится в тексте? - Какой общей темой связаны все предложения? - Давайте посмотрим на первое выделенное слово. Как вы понимаете его? - Хорошо, следующее слово – клюква. Что вы знаете о ней? - Далее слово – мох. Какое у него лексическое значение? - Молодцы, дальше. - Давайте запишем первые 2 предложения. Вызываю учеников к доске. - Найдем грамматическую основу предложения и подчеркнем ее. Та же работа со вторым предложением. | О клюкве Ягоды или Клюква Болото - очень мокрое место на земле, где много воды, кочек и влаголюбивых растений, таких как камыш и мох Клюква - кислая, красная ягода, которая растет на болотах. Мох - маленькое, древнее растение, которое растет на влажных камнях, деревьях и земле в лесу или рядом с водоемами. Моховая подушка — небольшое мягкое возвышение из мха на болотах. Записывают (что?) клюква – подлежащее, подчеркивает 1 чертой Клюква (что сделала?) поспела – сказуемое, 2 чертами | |