-
Классный час: «Традиции моей семьи»
Цели и задачи мероприятия:
Собрать местный материал о детских обрядах, как культурной национальной ценности казахского народа.
Познакомить ребят с обрядами в ходе проведения традиционных школьных праздников, классных часов и других внеклассных мероприятий.
Развитие эстетического и нравственного воспитания с помощью популяризации элементов казахской национальной культуры.
Расширение кругозора и развитие познавательных интересов учащихся.
Содержание классного часа:
1. Введение.
В “Словаре Ожегова” понятие обряд трактуется как “совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом) или бытовые традиции. В многоликом человеческом обществе такое количество обрядов, что перечесть их невозможно. Они – как звезды на небе, многочисленны и разнообразны. Знать свою культуру – значит знать и понимать весь мир! Поэтому каждый человек, несомненно, должен знать свои истоки, обычаи и традиции, обряды и верования своего народа. Только тогда он является полноценной личностью. Кто такой казах? Это сын степи, выросший на ее бескрайних просторах, воспитанный холодом и ветром, беспрестанными кочевками, постоянной борьбой за существования. Казах – дитя природы, который умеет жить с ней в гармонии. И эта гармония с природой нашла свое отражение в национальной казахской культуре.
2. Основные обряды казахов в детском возрасте.
Появляясь на свет, ребенок любого народа уже становится носителем родной культуры. Первый вздох, прикладывание к груди матери, первые ласки и добрые слова новорожденному, запахи и звуки окружающего жилища… Можно сказать, что ребенок начинает впитывать культуру своего народа с первых минут своей жизни, впитывать с молоком матери.
Но истоками этих обрядов были и есть – степь, природа, юрта и образ жизни казаха, кочевника-скотовода, сумевшего создать уникальное сочетание материальной и духовной культуры, пронести эту культуру через века.
От рождения ребенка до его совершеннолетия проводятся пять основных обрядов, каждый из которых означает определенный этап в жизни ребенка.
3. Обряды:
Обряд “Шілдехана” (Рождение ребенка).
У казахов есть такой обычай “Шілдехана”, когда к женщине, недавно ставшей матерью, приходят родственники, друзья – помогают во всем. Тут же играют на музыкальных инструментах, рассказывают забавные истории, пьют чай. Помощь близких всегда кстати.Праздник начинается так: в дом вбегает мальчик с криком; “Ура! Сноха родила сына! Приходите на “шілдехана”. Пир! Пир! Пир!”Люди собираются на пир. Бабушки, женщины, подростки располагаются, здороваются. У всех приподнятое настроение. Все поздравляют хозяев. Раздается возглас свекрови: “Белолицая невестка, начинай пир!”Бойкая молодая женщина с готовностью начинает народную песню “Тобыл?ы сай”, все подпевают ей. Праздник проводится весело, задорно, с множеством шуток, интересных рассказов из жизни более опытных матерей.
Обряд “Бесік тойы” (Укладывание ребенка в колыбель).
Казахская колыбель необыкновенно простая в использовании и удобная при кочевом образе жизни. Колыбель изготавливалась из ивы, а боковые части (изголовье и подножье) делались из бересты. С древних времен сложилось поверье, что в жилищах людей водятся нечистые силы, приносящие вред человеку. Поэтому, перед тем, как ребенка внести в комнату и положить в колыбель, проводился обряд “аластау” – очищене комнаты ребенка и колыбели от всякой нечисти. “Алас” – ночной свет, священный огонь. Старики рассказывают, что выполняла этот обряд самая уважаемая в ауле женщина, обладающая положительными качествами характера. Ей подавали металлическое блюдце, в котором на угольках кизяка дымилась сера, козий или бараний жир. Женщина с этим блюдцем обходила комнату (юрту), колыбель ребенка со словами, изгоняющими злых духов, призывающими здоровье и добро к ребенку:
Алас, алас, аласы,
Келді, міне, баласы,
Кош, кош, п?лесі,
Алас, алас, алас.
Тілі жаманны? тілінен алас,
Коз жаманны? козінен алас.
Отыз омырт?асынан алас,
?ыры? ?абыр?асынан алас,
Алас, алас, аласы,
Келді, міне, баласы.(Перевод.) Священный огонь, священный огонь, священный огонь.
Вот пришел ребенок.
Приветствую, приветствую священный огонь.
Священный огонь, спаси от плохого языка,
Чтоб не сглазили, Не болел ребенок, не было сплетен,
Чтоб ребенок был сильным. -
Под подушку клали зеркальце и расческу с пожеланием, чтоб был красивым, пригожим, ножницы – мастером своего дела. На поперечную перекладину подвешивали амулет от сглаза. Родители подносили ребенка и уважаемая женщина укладывала его в колыбель, завязывала две завязки – “бау”, накрывая семью вещами:
Одеялом, чтобы сон младенца был здоровым и ему было тепло – “Уйуын мошектей болсын”;
Чапаном, чтобы был уважаемым в народе – “Жамбалды? жасын берсен, Чоканны? басын берсін” (Проживи столько лет, сколько прожил Джамбул, имей такую умную голову, как у Чокана Валиханова);
Шубой и попоной – чтобы был богатым и состоятельным;
Сверзу клалась узда, чтобы быстро вырос;
Кебенек и ногайку, чтобы стал защитником интересов своего народа. “Кобландай батыр бол, камчага адай тол!” – “Будь батыром как Кобланды, дорасти скорей до камчи!”
За проведение обряда “Укладывание ребенка в колыбель” женщина получала в подарок отрез на платье или красивый платок. Праздник сопровождался угощением, песнями, играми, шуточными развлечениями, например, “Тыштыма”. На праздник пекли специальные мучные шарики, которые назывались “тыштыма”, перемешивая их с куртом (кусочками соленого творога), конфетами, складывали в кулечки. Женщина, которая укладывала ребенка в колыбель, подавала кулечки людям и спрашивала: “Тыштыма?” Если четовек отвечал; “Тышты!” – получал угощение.
Обряд“Т?сау кесу” (Первые шаги ребенка). Важным этапом в жизни ребенка является день, когда малыш совершает свои первые шаги. В этот день принято опутывать его ножки цветными лентами. Дети радуются, резвятся в ожидании праздника. Все стекаются на торжество по случаю “Т?сау кесу”, напутствия в большой путь малышу. Дети играют, веселятся. В это день им дозволено все. Они развешивают на нитках сувениры, конфеты, игрушки, проводят шуточные игры. В частности проводится игра на угадывание будущей профессии: на стол укладывают наперсток, ножницы, молоток, узду, медицинские и музыкальные инструменты, книгу и др. Считалось, что тот предмет, который ребенок ухватит первым, будет сопутствовать ему всю жизнь и станет его будущей профессией. Этот предмет хранится в семье и считается самым драгоценным подарком. Затем мать ребенка просит провести ритуал разрезания пут. Присутствующим раздаются сладости. С песней на устах почтенная бабушка разрезает “т?сау”. Раздаются поздравительные возгласы. Все радуются, поют, веселятся. Для детей организуются игры с призами.
Обряд “тіл ашар” (Проводы ребенка в школу). Это относительно молодой обряд, появившийся в 19–20 веках, когда у казахов появилась письменность, стало доступным образование. Конечно, первоначально не все дети имели возможность ходить в школу: учились только дети зажиточных казахов, а обучение имело явную религиозную направленность. Обряд многократно трансформировался и к концу 20 века обрел скорее современные, чем традиционные черты.
В буквальном переводе название праздника звучит как “открой язык” или же “первое слово”. Школа, получение образования оценивается как один из особых этапов в жизни ребенка. Получение образования в старину было большим благом, позволяющим человеку достигнуть определенных высот в казахской родовой иерархии.
В этот праздничный день в доме собираются все родственники, накрывается богатый дастархан. Обязательно приглашается мулла, который читает молитвы, содержащие благословение ребенку на долгий путь постижения знаний. Все родственники желают будущему школьнику здоровья и успехов в учебе, быть послушным и умным, вырасти настоящим человеком. В этот день ребенок получает большое количество подарков, которые пригодятся ему в школе.
На празднике много детей, особенно маленьких. Данный обряд служит для них примером: каким надо быть, чтобы пойти в школу. Детям раздаются сладости, проводятся разнообразные игры.
Обряд “М?шел” (Достижение определенного возраста). В истории развития любой человеческой цивилизации просматривается стремление к упорядочиванию повседневной жизни и религиозно-обрядовой составляющей определенным циклам: смене времен года, движению Земли вокруг Солнца, фазам Луны, и. т. п. Каждому циклу соответствовали определенные хозяйственные дела и обряды. Казахский цикл “м?шел” образуется каждые 12 лет, подобно буддийскому “циклу зверей” и ежегодному “зодиаку”. Когда ребенку исполняется 13 лет, заканчивается один “м?шел”. Далее к каждому циклу прибавляется по 12 лет.
Таким образом, первый возраст “м?шел” наступает в 13 лет, второй – в 25 лет, третий – в 37 лет, четвертый – в 49 лет, пятый – в 61 год, шестой – в 73 года, седьмой – в 85 лет, восьмой – в 97 лет.
В народе существует легенда о появлении подобного летоисчисления:
В давние времена один из тюркских каганов решил изучить тактику одного из сражений, которое произошло некоторое время назад. Однако, определить его точную дату он не смог. Тогда он обратился к своему народу:
– Мы запутались в датах, а что будут делать наши потомки? Надо дать каждому году свое название. И пусть это станет традицией для нас и наших потомков.
Народ согласился с таким решением, и мудрый каган приказал перегнать через реку Или всех диких животных. Не все животные смогли переплыть реку. Первой вышла мышь, поэтому первый год цикла стали называть годом мыши. Затем из реки вышли: корова, барс, заяц, улитка, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья
-
III. Заключение: