Трагедия блокадного Ленинграда в дневнике Тани Савичевой. Архивные кадры
https://goo.gl/8SNvAG
Вывод
Закрепление материала: Лепка хлебобулочных изделий из кинетического песка.
Чаепитие
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлебобулочных изделий и изделий из теста.
Задачи:
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд хлеборобов. Провести сравнительный анализ, как выращивали хлеб в старину, какими орудиями труда пользовались, и как выращивают хлеб сегодня, какими машинами управляют люди. Познакомить с историей Блокадного Ленинграда.
Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к труду хлеборобов, любовь к своей Родине.
Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.
Методические приемы:
Рассказ педагога, дать понятие об истории развития земледелия, дать представление о «Горьком хлебе» блокадного Ленинграда. Чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.
Материал:
Картинки, стихи, пословицы, загадки.
Видеофильм: Трагедия блокадного Ленинграда в дневнике Тани Савичевой. Архивные кадры
https://goo.gl/8SNvAG
Кинетический песок, дощечки, стеки.
Хлебобулочные изделия: Каравай на блюде, рушник «Хлеб, соль»;
Другие изделия из теста.
Первая картинка:
Предварительная работа.
Беседа с детьми:
-Скажите, кто из вас знает, откуда берётся хлеб?
Учащиеся отвечают.
В процессе беседы дети узнают, что предшествует тому,
как появится колосок. Какие орудия труда использовались
для этого в старину. Какие машины работают на поле в наше
время.
Педагог показывает картинки:
А какие загадки и пословицы вы сегодня подготовили о хлебе. Давайте послушаем.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Правильно, хлеб.
Хлеб – главный продукт на нашем столе. А как вы думаете, почему?
Учащиеся отвечают.
Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нем.
«Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. С хлебом сытнее, человек наедается.
Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб – соль на Руси - символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом – солью встречают жениха с невестой. Есть даже такая примета, кто откусит больший кусок, тот и будет командовать в семье. С хлебом отмечают все праздники, принимают дорогих гостей.
( Выходят 2 учащихся, держа на большом блюде с рушником «Хлеб, соль» каравай):
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
А как маленькие зернышки превращаются в буханки белого и ржаного хлеба? Куда зерна везут дальше?
(На элеватор)
Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости, о вредных жучков.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
Что делают на мельнице? (Зерно размалывают в муку.)
А муку куда везут? (На пекарни, на хлебозаводы)
А дальше куда испеченный хлеб везут?
Учащиеся отвечают:
- В магазины, столовые, школы, детские сады.
Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом, тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на Земле.
А какие виды хлеба вы знаете?
- Белый, чёрный, серый и т.д.
А давайте поиграем в игру, кто больше назовет изделий из теста.
Учащиеся перечисляют все известные виды изделий из теста.
- Молодцы. Вы всё правильно назвали.
Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе. Я сейчас хочу предложить вашему вниманию очень серьёзный фильм. Это документальные съёмки блокадного Ленинграда. На самом деле наше мероприятие приурочено к юбилейной дате снятия блокады Ленинграда. Смотрим очень внимательно.
После просмотра идёт обсуждение, почему, был так ценен хлеб в блокадном Ленинграде:
- Хлеб выдавали по карточкам. Как были дороги эти карточки! Потерять их – значит остаться без хлеба на месяц! Никогда и никому не забыть блокаду Ленинграда. Когда фашисты окружили город. Они первым делом разбомбили огромные склады с продуктами. Рассчитывали на то, что ленинградцы не вынесут страшного испытания голодом, сдадутся. Но мы знаем – Ленинград не сдался, выстоял. В голоде, холоде он сражался все 900 дней. Все это время ленинградцы жили на голодном пайке.
Посмотрите, сколько получали хлеба жители Ленинграда во время блокады: рабочие – 250 грамм, служащие и дети – 125 грамм. В самые тяжелые дни этот хлеб был единственной едой на весь день.
Педагог рассказывает, что приходилось, есть людям, чтобы выжить.
А знаете, какой хлеб ели? Муки привозили очень мало, потому в тесто добавляли отруби, жмых, древесные опилки, даже целлюлозу, из которой делают бумагу, клали в тесто. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким запахом. Но и такой, невкусный, почти несъедобный хлеб сохранил жизнь многим тысячам человек.
Видите, какое тяжелое время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба.
И вы, ребята, должны беречь хлеб, зная, что хлеб – это нелегкий труд сотен тысяч людей. Это труд земледельца, вырастившего зерно; мукомола, превратившего зерно в муку; пекаря, изготавливающего румяные булки: это труд машиностроителя, создавшего множество машин для обработки земли, переработки зерна и выпечки хлеба.
Вот почему хлеб называют общенародным богатством.
Учащиеся рассказывают пословицы о хлебе:
Много снега – много хлеба.
Хлеба нет и корочки в честь.
Каравай хлеба не свалится с неба.
Земелька черная, а белый хлеб родит.
У кого хлебушек - у того и счастье.
Земля матушка - хлеб батюшка.
Педагог показывает следующую картинку:
А сейчас мы с вами будем лепить «хлебобулочные и другие изделия из теста». Вместо теста у нас будет кинетический песок.
Рецепт:
Кварцевый песок – мелкий и чистый. ( Я взяла обычный, привезённый из Анапы для лепки с детьми, тоже получилось неплохо). Вы можете приобрести песок в зоомагазине (продается для кроликов, птиц и шиншилл) или в строительном магазине. Перед приготовлением самодельного кинетика многие советуют прокалить его в духовке. Возьмите 4 стакана.
Крахмал – кукурузный либо картофельный. Его понадобится вдвое меньше песка, то есть 2 стакана. При необходимости крахмал может быть заменен кукурузной мукой.
Вода. Потребуется 1 стакан.
Краситель.
Емкость, в которой вы будете смешивать компоненты, а также лопатка для перемешивания.
(На группу из 15 человек ушло: 1 кг песка, 5 пакетов крахмала, воду подмешивала постепенно, до нужной консистенции).
По окончанию работы – выставка детских изделий.
- Молодцы, вы очень хорошо поработали, вы настоящие пекари, кулинары.
Ну а сейчас самая приятная часть нашего мероприятия. Приглашаю всех на чаепитие.
(На столе – каравай, и другие изделия из теста, приготовленные к чаепитию).