Сценарий праздника с родителями «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)
Оформление: на центральной стене музыкального зала цветная аппликация - каравай, колосья пшеницы, солнце. На полу стоят снопы. На полках-витринах и столе хлебобулочные изделия.
Дети одеты в русские народные костюмы, часть детей одеты в зелёные костюмы всходов.
Материал: запись народных песен, каравай на расшитом полотенце, зерно, канат для игры «Перетягивание каната», миска с водой и 4 ложки для игры «Не пролей воду!», проектор и экран для показа слайдов «Хлебные поля», пословицы о хлебе, большая кастрюля для теста.
Действующие лица: Хозяйка (ведущий), Труд, Безделица, Человек, Мороз-красный нос, Мороз-синий нос, Ветры-суховеи, 5 девочек-жниц, Тит, 5 девочек исполняющих частушки, 6 детей-чтецов, Дед, Баба, Тесто, Свинка.
Под народную мелодию входит хозяйка с караваем на расшитом полотенце. Дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль.
Ребёнок. Этот наш обычай вечный –
Из далёкой старины:
Честь гостям и радость встречи
Словно символ доброты!
Хозяйка. В старину хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагали гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники.
Ребёнок. У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Хозяйка. Сегодня мы будем много говорить о хлебе, но сначала я хочу подарить вам сказку. И эта сказка не простая. Хотите послушать и увидеть её?
Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вдруг, откуда ни возьмись….
Входит Безделица
Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?
Появляется труд, в руках он несёт зерно.
Труд. (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зёрнышко.
Безделица. Всё-равно я стану владычицей Земли!
Труд. Владыкой мира будет Труд!
Безделица. Ха! Давай позовём человека. Пусть он решит, толи ему обливаться потом, трудиться, то ли ему ничего не делать, полёживая в тени!
Труд. Будь по-твоему.
Появляется Человек.
Труд. (протягивает Человеку зёрна). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай, значит, принесёшь всем радость.
Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать, да понежиться (потягивается, уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Человек. (кланяется Труду). Спасибо, тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.
Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерно. На каждый взмах руки выбегают дети-всходы и водят хоровод.
Хоровод «Всходы».
Безделица. Ну, надо же! Труд верх берёт! Эх, была, не была! Позову-ка я морозы, пусть заморозят всходы. Эй, Морозы лютые! Сюда, сюда!
Под музыку влетают Морозы: Красный нос и Синий нос и бегают по залу.
Труд. Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим морозам погубить зелёные всходы хлеба!
Дети окружают всходы.
Морозы. Я Мороз-Красный нос, а я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.
Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают. Морозы убегают.
Безделица. Ох, и бездельники эти Морозы. Ну да у меня есть ещё ветры суховеи. Отзовитесь! Появитесь!
Вбегают ветры, бегают вокруг всходов.
Безделица. Ну, сушите! Ну, губите!
Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги. Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!
Игра «Не пролей воду!»
На середине зала миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьём стакане окажется больше воды?
Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас!
Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная сказка! И здесь мне не удалось повеселиться!
Безделица уходит.
Всходы. Поднимаются ростки,
Зеленеют стебельки.
Скоро будут колоски.
Станет поле щедрой нивой:
Сильной, рослой, златогривой.
Дети исполняют песню «Слава урожаю» (Музыка и слова Е. Шаламоновой)
Хозяйка. Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
1 ребёнок. За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
2 ребёнок. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
3 ребёнок. Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
4 ребёнок. Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
5 ребёнок. Зреет тучей золотой
Новый урожай
Каждый колос налитой
Крепко уважай!
Хозяйка. Силою державы
Его звали встарь.
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
Взрослые исполняют песню «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) На экране слайды на тему «Хлебные поля».
Хозяйка. Вот и созрели колосья. Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.
6 ребёнок. Солнце поднимается,
Заря загорается,
А наши жницы на поле идут,
Поют, заливаются.
Исполняется песня с движениями: «А мы жито жали…»
А мы жито жали,
Во снопочки вязали
На ток возили,
Цепами молотили.
Будем тесто месить,
Пирогами всех кормить.
Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки-жницы.
Тит. Где баранки, калачи?
1 жница. Не колода-лодырь, не пень
Пролежал целый день!
2 жница. Не жнёт, не косит
А обедать просит!
3 жница. Тит, иди молотить!
Тит (плаксиво). У меня живот болит!
4 жница. Тит, иди колотить!
Тит. У меня спина болит!
5 жница. Тит, иди мёд пить!
Тит. Дай скорее ложку схватить!
Все жницы. Хочешь есть калачи –
Не сиди на печи!
Хозяйка. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения, пословицы. Сейчас мы проведём игру с взрослыми.
Проводится игра с взрослыми «Угадай-ка»
Хозяйка читает начало пословицы, а взрослые должны сказать концовку.
Горька работа - … (да хлеб сладок)
Пироги не растут… (на кустах)
В землю не положишь-… (с земли не возьмёшь)
На чужой каравай…. (рта не разевай)
Доплясались…. (что без хлеба остались).
Хозяйка. Молодцы, порадовали вы нас своими знаниями.
А что нужно для того, чтобы замесить тесто?
Дети. Мука и вода.
Хозяйка (обращается к детям). Ох, захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили,
Да гостей бы пригласили.
Девочки исполняют частушки.
1 девочка. Тесто я месить пойду,
Отходите далее.
Неужели вы меня
Раньше не видали?
2 девочка. Замешу я тесто,
Чем вам не невеста?
Головой вот так качну,
Завлекать парней начну!
3 девочка. Хоть месить мне тесто лень
Всё же потружуся,
А когда я подрасту,
Бизнесом займуся!
4 девочка. Помесить мне разрешите.
Я работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!
5 девочка. Меня мама бережёт
Месить тесто не даёт.
Жарит рыбки – окуньки,
Чтоб любили пареньки!
Хозяйка. А сейчас предлагаем вашему вниманию сценку «Тесто».
Проводится сценка-сюрприз «Тесто».
Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол, начинают «месить» тесто. Затем вытирают пол со лба и садятся на скамеечку.
Хозяйка. Замесили Бабка и Дедка тесто и сели ждать, когда тесто поднимется. Было тесто бело, дулось и пыхтело.
Фыркало, шипело, тесто песню пело…
Тесто. (вылезая из кастрюли). Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом!
Не хочу я быть ватрушкой
Иль пампушкой с творогом!
Бабка. (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю).
Стой, стой, не беги!
Я спеку пироги.
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой – малинкой.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком!
Хозяйка. Отвечает бабке тесто.
Тесто. (вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост).
Мне в кастрюльке мало места.
Мне в кастрюльке стало тесно!
В печку лезть неинтересно.
Хозяйка. На пороге свинка
Розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит
К тесту белому спешит.
Свинка подбегает к тесту.
Тесто. (испуганно). Ты меня не трогай, подожди немного
Буду я с начинкой, ягодкой-малинкой
Буду кулебякой и коврижкой с маком.
Свинка. Мне не нужен мак, съем тебя и так!
Свинка бегает за тестом, тесто убегает.
Тесто. Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!
Баба и Дед (вместе). Будешь кулебякой и коврижкой с маком?
Тесто. Буду! Я хочу быть пирогом
Вкусным, ароматным!
Угостите всех детей
Булочками с маком!
Дед с Бабкой «уводят» тесто.
1 ребёнок. Каравай земли и неба на твоём столе.
Ничего сильнее хлеба нету на Земле.
2 ребенок. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля.
И на каждом колосочке
Держится земля.
3 ребенок. В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила зернышка хранится
Из земли родной.
Дети водят хоровод «Колосок»
Хозяйка. Нелёгок труд землепашца. Вырастить хлеб – святое дело.
С детства учитесь ценить труд хлебороба и бережно относитесь к хлебу.
Вы запомните, дети, золотые слова:
«Хлеб – всему голова! Хлеб всему голова!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»
4 ребёнок. Людям – хлеб, детям – мир.
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора:
Все вместе: Хлебу - дружное «Ура»!
Хозяйка приглашает гостей и детей на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками!
Литература:
- Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
- Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
- Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Интернет ресурсы:
- http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs
- http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM