Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу и уважение к труду хлеборобов.
Ведущий:
-Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда.
- Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно.
Словарная работа (по ходу занятия):
Квашня - деревянная кадка для замешивания теста.
Каравай - большой круглый хлеб.
Комбайн - специальная машина для уборки зерна.
Мелькомбинат- предприятие для изготовления муки.
Блокада- окружение города войсками противника, с целью не дать возможности оказать помощь со стороны и тем самым принудить жителей города сдаться.
Ведущий:
- Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб- батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми.
Чтецы:
- Вот он - хлебушко душистый,
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
-В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
А сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведущий:
- Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для жизни человека.
- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.
Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу.
- Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение):
«Каравай хлеба не свалится с неба»
«У кого хлебушко, у того и счастье».
- Как вы понимаете их смысл?
Ведущий:
- Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём.
- Проснутся утром люди, и кто-нибудь спешит купить хлеба к завтраку.
- Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб».
- Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба.
- Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей?
Чтец:
- Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб.
И мука из зёрен – это хлеб.
И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом.
Ведущий:
- Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос:
- Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб?
Чтецы:
- Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Пусть кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Ведущий:
- Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
- Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб?
Работа с иллюстрациями на стенде.
Дети: 1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол.
Вывод: благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб.
Ведущий:
- О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет работает на пекарне. Печёт для нас хлеб.
Чтец:
- Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари.
Ведущий:
- Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других.
Песня«Золотое зёрнышко»(дети поют хором).
Ведущий:
- Пришла пора провести «Хлебную викторину».
1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб.
2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб.
3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины.
4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк – горбунок».
5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись.
6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь».
7. Назвать хлебобулочные изделия.
8. Как называют круглый хлеб? Каравай.
Физминутка.
Ведущий:
- Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?»
Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?»
Каравай отвечает: «Я на небе бывал, я месяц видал»
Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай»
На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай-ай!»
Чтец:
- Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство!
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.) (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба):
Ведущий:
- Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду (словарная работа).
- 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять!
Звучит песня «Священная война».
Ведущий:
- Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.
- Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?
Дети (читают хором):
Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.
Ведущий:
- Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд.
Практическая часть.
На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей.
Чтец:
- Хлеб наш «насущный»- святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова-
Сила великая хлебушку дадена.
Надо беречь хлеб-щедрость Земли,
Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.)
Итог занятия.
Ведущая:
- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.
- Так почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлеб - наше богатство»?
- Как мы его будем беречь?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу и уважение к труду хлеборобов.
Оборудование:
1. Сноп пшеницы. 2. Каравай хлеба с солонкой (на рушнике). 3. Изделия из муки ( батон, калач, пряники, бублики, булки ) на столе (скатерть). 4. Сарафан и кокошник для девочки. 5. Запись песни «Русское поле» ( муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф). 6. Пословицы: «Каравай хлеба не свалится с неба», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Хлеб – всей жизни голова». 7. Иллюстрации хлебного поля, комбайна, …8. Красные пояса (для мальчиков). 9. Гербарии хлебных колосков.10. Баночки с зёрнами пшеницы, ржи, ячменя, с мукой. 11. Плакаты: «Хлеб – наше богатство! Берегите его!» и «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность! Им не сори!» 12. Словарные слова: квашня, каравай, комбайн, мелькомбинат, блокада.
Ход занятия
Под музыку «Русское поле» входят гости, родители.
Девочка в сарафане встречает их с караваем хлеба на рушнике и говорит слова: «Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!»
Ведущий:
-Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда.
- Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно.
Словарная работа (по ходу занятия):
Квашня - деревянная кадка для замешивания теста.
Каравай - большой круглый хлеб.
Комбайн - специальная машина для уборки зерна.
Мелькомбинат- предприятие для изготовления муки.
Блокада- окружение города войсками противника, с целью не дать возможности оказать помощь со стороны и тем самым принудить жителей города сдаться.
Ведущий:
- Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб- батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми.
Чтецы:
- Вот он - хлебушко душистый,
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
-В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
А сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведущий:
- Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для жизни человека.
- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.
Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу.
- Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение):
«Каравай хлеба не свалится с неба»
«У кого хлебушко, у того и счастье».
- Как вы понимаете их смысл?
Ведущий:
- Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём.
- Проснутся утром люди, и кто-нибудь спешит купить хлеба к завтраку.
- Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб».
- Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба.
- Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей?
Чтец:
- Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб.
И мука из зёрен – это хлеб.
И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом.
Ведущий:
- Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос:
- Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб?
Чтецы:
- Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Пусть кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
Ведущий:
- Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
- Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб?
Работа с иллюстрациями на стенде.
Дети: 1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол.
Вывод: благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб.
Ведущий:
- О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет работает на пекарне. Печёт для нас хлеб.
Чтец:
- Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари.
Ведущий:
- Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других.
Песня«Золотое зёрнышко»(дети поют хором).
Ведущий:
- Пришла пора провести «Хлебную викторину».
1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб.
2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб.
3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины.
4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк – горбунок».
5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись.
6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь».
7. Назвать хлебобулочные изделия.
8. Как называют круглый хлеб? Каравай.
Физминутка.
Ведущий:
- Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?»
Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?»
Каравай отвечает: «Я на небе бывал, я месяц видал»
Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай»
На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай-ай!»
Чтец:
- Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство!
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.) (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба):
Ведущий:
- Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду (словарная работа).
- 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять!
Звучит песня «Священная война».
Ведущий:
- Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.
- Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?
Дети (читают хором):
Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.
Ведущий:
- Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд.
Практическая часть.
На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей.
Чтец:
- Хлеб наш «насущный»- святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова-
Сила великая хлебушку дадена.
Надо беречь хлеб-щедрость Земли,
Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.)
Итог занятия.
Ведущая:
- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.
- Так почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлеб - наше богатство»?