kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа "Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Хлеб – всему голова»

Цель:  формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу. 

Задачи:

Образовательная: формирование знаний у учащихся о этапах производства хлеба

Развивающая: расширять кругозор детей, креативное мышление, познавательный интерес; психические процессы: внимание, память, связную речь.

Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу и уважение к труду хлеборобов. 

Ведущий:

-Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда.

- Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно.

Словарная работа (по ходу занятия):

Квашня - деревянная кадка для замешивания теста.

Каравай - большой круглый хлеб.

Комбайн - специальная машина для уборки зерна.

Мелькомбинат- предприятие для изготовления муки.

Блокада- окружение города войсками противника, с целью не дать    возможности оказать помощь  со стороны и тем самым принудить жителей города сдаться.

Ведущий:

- Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб- батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми.

Чтецы:

- Вот он - хлебушко душистый,

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

-В нём – здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

А сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведущий:

- Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для жизни человека.

- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

    Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу.

- Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение):

«Каравай хлеба не свалится с неба»

«У кого хлебушко, у того и счастье».

- Как вы понимаете их смысл?

Ведущий:

 - Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём.

- Проснутся утром люди, и кто-нибудь спешит купить хлеба к завтраку.

- Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб».

- Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба.

- Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей?

Чтец:

-  Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб.

И мука из зёрен – это хлеб.

И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом.

Ведущий:

 - Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос:

 - Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб?

Чтецы:

- Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)            

Пусть кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Ведущий:

- Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

- Ребята! Так какие работы  проделали люди, чтобы получить хлеб?

Работа с иллюстрациями на стенде.

Дети:  1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай       комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол.

Вывод:  благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб.

Ведущий:

 - О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет работает на пекарне. Печёт для нас хлеб.

Чтец:

- Тем, кто хлеб печёт чуть свет,

Шлёт пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

Ведущий:

- Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит  где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства  учитесь ценить труд других.

Песня «Золотое зёрнышко» (дети поют хором).

Ведущий:

- Пришла пора провести «Хлебную викторину».

1. Что называют хлебом?  Колосья, зёрна, печёный хлеб.

2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом?  Чёрный – ржаной хлеб.

3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?  Блины.

4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк – горбунок».

5. Почему пряник печатный?  На нём есть напечатанная картинка или надпись.

6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь».

7. Назвать хлебобулочные изделия.

8. Как называют круглый хлеб?  Каравай.

Физминутка.

Ведущий:

 - Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?»

Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?»

Каравай отвечает:  «Я на небе бывал, я месяц видал»

Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай»

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя  (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором  говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай-ай!»

Чтец:

- Был хлеб всегда в почёте на Руси -

Её просторов главное богатство!

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.)  (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба):

Ведущий:

-  Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду (словарная работа).

- 900 дней жили  в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять!

Звучит песня «Священная война».

Ведущий:

 - Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле  среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка:  «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.

- Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?

Дети (читают хором):

 Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.

Ведущий:

- Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд. 

Практическая часть.

 На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей.

Чтец:

- Хлеб наш «насущный»- святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова-

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб-щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.)

Итог занятия.

Ведущая:

- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.

- Так почему в народе говорят:  «Хлеб – всему голова», «Хлеб - наше богатство»?

- Как мы его будем беречь?

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Хлеб - всему голова" »

КЛАССНЫЙ ЧАС


Тема: « Хлеб – всему голова»


Цель: формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательная: формирование знаний у учащихся о этапах производства хлеба

Развивающая: расширять кругозор детей, креативное мышление, познавательный интерес; психические процессы: внимание, память, связную речь.

Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу и уважение к труду хлеборобов.


Оборудование:

1. Сноп пшеницы. 2. Каравай хлеба с солонкой (на рушнике). 3. Изделия из муки ( батон, калач, пряники, бублики, булки ) на столе (скатерть). 4. Сарафан и кокошник для девочки. 5. Запись песни «Русское поле» ( муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф). 6. Пословицы: «Каравай хлеба не свалится с неба», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Хлеб – всей жизни голова». 7. Иллюстрации хлебного поля, комбайна, …8. Красные пояса (для мальчиков). 9. Гербарии хлебных колосков.10. Баночки с зёрнами пшеницы, ржи, ячменя, с мукой. 11. Плакаты: «Хлеб – наше богатство! Берегите его!» и «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность! Им не сори!» 12. Словарные слова: квашня, каравай, комбайн, мелькомбинат, блокада.


Ход занятия


Под музыку «Русское поле» входят гости, родители.

Девочка в сарафане встречает их с караваем хлеба на рушнике и говорит слова: «Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!»


Ведущий:

-Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда.

- Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно.

Словарная работа (по ходу занятия):

Квашня - деревянная кадка для замешивания теста.

Каравай - большой круглый хлеб.

Комбайн - специальная машина для уборки зерна.

Мелькомбинат- предприятие для изготовления муки.

Блокада- окружение города войсками противника, с целью не дать возможности оказать помощь со стороны и тем самым принудить жителей города сдаться.

Ведущий:

- Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб- батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми.

Чтецы:

- Вот он - хлебушко душистый,

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

-В нём – здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

А сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведущий:

- Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для жизни человека.

- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу.

- Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение):

«Каравай хлеба не свалится с неба»

«У кого хлебушко, у того и счастье».

- Как вы понимаете их смысл?

Ведущий:

- Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём.

- Проснутся утром люди, и кто-нибудь спешит купить хлеба к завтраку.

- Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб».

- Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба.

- Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей?

Чтец:

- Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб.

И мука из зёрен – это хлеб.

И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом.




Ведущий:

- Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос:

- Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб?

Чтецы:

- Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)


Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)


Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Пусть кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)


Ведущий:

- Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.


- Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб?

Работа с иллюстрациями на стенде.

Дети: 1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол.

Вывод: благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб.

Ведущий:

- О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет работает на пекарне. Печёт для нас хлеб.

Чтец:

- Тем, кто хлеб печёт чуть свет,

Шлёт пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

Ведущий:

- Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других.


Песня «Золотое зёрнышко» (дети поют хором).


Ведущий:

- Пришла пора провести «Хлебную викторину».

1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб.

2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб.

3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины.

4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк – горбунок».

5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись.

6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь».

7. Назвать хлебобулочные изделия.

8. Как называют круглый хлеб? Каравай.


Физминутка.

Ведущий:

- Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?»

Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?»

Каравай отвечает: «Я на небе бывал, я месяц видал»

Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай»

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай-ай!»

Чтец:

- Был хлеб всегда в почёте на Руси -

Её просторов главное богатство!

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.) (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба):

Ведущий:

- Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду (словарная работа).

- 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять!

Звучит песня «Священная война».

Ведущий:

- Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.

- Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?

Дети (читают хором):

Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.

Ведущий:

- Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд.

Практическая часть.

На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей.


Чтец:

- Хлеб наш «насущный»- святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова-

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб-щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.)

Итог занятия.

Ведущая:

- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.

- Так почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлеб - наше богатство»?

- Как мы его будем беречь?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект классного часа "Хлеб - всему голова"

Автор: Осикова Елена Александровна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект классного часа Память о войне 2 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-klassnogho-chasa-pamiat-o-voinie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442464646"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тема классного часа: "Поговорим о доброте?" "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-klassnogho-chasa-poghovorim-o-dobrotie"
    ["file_id"] => string(6) "185193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426157453"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока цветоводства и декоративного садоводства "Праздник цветов" . "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-tsvietovodstva-i-diekorativnogho-sadovodstva-prazdnik-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "135896"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417002942"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства