II. Определение темы и целей урока | Рассказывает притчу (Учитель открывает 3 слайд) Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил: - Сколько стоит мой самородок? -1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: -Стоит твоя находка 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. -Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку. Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”. Учитель. Какая главная мысль этой притчи? Так о чем сегодня на уроке мы будем говорить? - Кто определит тему нашего урока? | Слушают учителя Пытаются ответить на вопрос Ответы учащихся на вопросы, | Слушать и развивать монологическую речь (коммуникативные УУД) (Личностные УУД Общеучебные УУД Общеучебные УУД |
IV.Работа по теме урока | (Учитель открывает слайд ) Впервые начали выпекать хлеб Египтяне. Они пекли его в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте ели пресный хлеб, т.е. не соленый. Но в жарком климате тесто быстро закисало, и его выбрасывали. Как и в каждой стране, в Египте жили и бедные, и богатые люди. И вот бедные люди подбирали кислое тесто и пекли из него хлеб. Так родился новый вид хлеба — кислый хлеб. ( “путешествие” по карте мира.) Затем хлеб появился в Европе, где он был пшеничным и ячменным. -Как вы думаете, из каких зерен делали пшеничный и ячменный хлеб? С VII в. в Европе при изготовлении хлеба стали использовать рожь. (Демонстрация колосьев и зерен ржи.) -Как же его назвали? На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого - заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться. Хлеб на Руси всегда называли хлеб-батюшка. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию. Оказывается, в хлебе есть все необходимые человеку питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. По мнению ученых-медиков, взрослый человек должен съедать в день 400 г хлеба, а при тяжёлой физической работе - 700 г. -что люди называют словом хлеб? Словом “хлеб” русские крестьяне называли зерновые культуры, такие как рожь, ячмень, пшеницу, а также продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, — круглый, без начинки. Вес такого хлеба был от 1 до 3 кг. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из хорошо просеянной муки. Помол муки, тщательность её просеивания определяли вкус хлеба. Хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, назывался решетным, а через сито — ситным. (Демонстрация сита и решета, процесса просеивания муки; дети пробуют просеивать.) Россия славилась хлебопеками, которые демонстрировали своё мастерство на ярмарках. В XIX в. в г. Нижнем Новгороде проходили ежегодные ярмарки, на которые доставлялся огромный саратовский калач, имевший в окружности несколько аршин. Аршин – длина всей руки 1 аршин = 71,12 см Калач покрывали чистой холстиной (тканью), и любой мог попрыгать на нем, как на перине, - калач пружинил и не терял ни вкуса, ни формы.
Слайд 25 Профессии) Много разных профессий нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты. Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб. Знаете ли вы, что из одного зернышка, получается около 20млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10тыс. зерен. – А сколько нужно хлеба для вашей семьи? – Если хлеб остался, что с ним можно сделать? | Слушают учителя Рассматривают колосья и зерна пшеницы и ячменя Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Рассматривают колосья ржи Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Знакомятся с предметами бытовой утвари крестьян ( решето ,сито) Ученица Дорофееева Маргарита: Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле Рассказ Лизы Судаевой : (слайд 12-15 Говорят, для того чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо три силы — Землю, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зёрнышка. Хлеб — это дело многих тысяч рук. А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У пахаря много работы: нужно быстро подготовить землю для посева семян, ведь пословица гласит: весенний день год кормит. Через некоторое время на поле выходят другие машины— сеялки. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть, сортируют на специальных машинах, называемых сортировальными. Для посева нужны средние зёрнышки: 1,8-3,2 мм. (Демонстрируются зёрна пшеницы.)Рассказ Ярослава Шеметова : Злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе — сентябре, а убирают в июне -июле, они дают большой урожай. На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит уборочная страда, колосья становятся золотыми, значит, хлеб созрел и пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины. Это комбайны. ( показ видео- « комбайн») А потом на грузовых автомашинах зерно везут на элеватор.
Рассказ Мозольцовой Дианы: Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Самое первое, что необходимо сделать пекарю - просеять муку: высыпать из мешков и пропустить через сито. Тесто замешивается в специальных ёмкостях — дежах. Сначала готовят опару — жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении четырёх часов, только После этого приступают к замесу более густого теста. Затем его делят на отдельные кусочки массой 230 г, придают им форму, расстаивают, т.е. дают тесту подняться, а потом направляют в печь, где выпекают хлеб. Отвечают на вопросы, рассказывают о профессиях людей. | Слушать и развивать монологическую речь (коммуникативные УУД) (Личностные УУД Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД. Познавательные УУД. Предметные УУД Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД. Предметные УУД Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД. Предметные УУД Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД. Предметные УУД
Личностные УУД Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД. Предметные УУД |
VIII. Продолжение работы по теме урока Учебник стр.119 . | На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Представьте, если каждый житель маленького,150тысячного, города выбросит на помойку 100гр хлеба в день, это составит 15 тонн уничтоженного хлеба! А если это город с многомиллионным населением, то можно понять, сколько десятков гектаров зрелых колосьев мы ежесуточно сводим с лица планеты Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. ( Вернуться к притче с которой начали урок) Ответы детей. Так же хлеб ценился на вес золота и в дни ВОВ.
Картинная галерея .Работа по картине А.А.Пластова Жатва Доп. материал. ( Слайд) Около снопов только что сжатого хлеба обедают старик и дети. В их серьезных и усталых лицах — сознание выполненного долга. Это было, — писал Пластов, — время поистине героического усилия народа в тылу, где остались в основном женщины, старики да дети. Они-то и несли главную тяготу труда”. Особенно удался художнику образ старика. В нем ярко выражены черты национального русского характера, переданы внутренняя красота и благородство человека, прожившего долгую трудовую жизнь. Медленны и спокойны его движения, во всей фигуре ощущаются уверенность и большая сила. С исключительным вниманием и любовью написаны художником образы детей, особенно первой девочки, с выглядывающими из-под белого платка косичками и нежной детской шейкой. Теплыми золотыми тонами насытил Пластов колорит полотна. | Слушают учителя, отвечают на вопросы Ученик Павликов Данила: В дыму ленинградское небо На горше смертельных ран Тяжкого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Ученица Ольга Герасенкина( слайд В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 г., спас многих ленинградцев от смерти. Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова всегда стоят рядом Слушают учителя, отвечают на вопросы | Слушать и развивать монологическую речь (коммуникативные УУД) (Личностные УУД Предметные УУД познавательныеУУД) Предметные УУД Слушать и развивать монологическую речь (коммуникативные УУД) (Личностные УУД Предметные УУД |
VIII. Работа c пословицами
IX.Этап усвоения новых знаний
|
Народная мудрость гласит: “Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал” “Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори”.
Определите для себя правила обращения с хлебом.
| Произносят пословицу, объясняют её смысл Не будет хлеба, не будет и обеда. Земля - матушка, а хлеб - батюшка. Много снега - много хлеба. Будет хлеб, будет обед. Каравай хлеба не свалится с неба. Пот на спине - так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье. Хлеб наш насущный, хоть черный, да вкусный. Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Ответы детей: 1. Береги хлеб, он дорого достается Ярослав 2. Не оставляй недоеденных кусков Судаева Лиза 3. Никогда не бросай хлеб. Ильин Кирилл 4. Продли жизнь хлебу. Лена Чистякова 5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. Мухин Артём Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему. Оля Герасенкина | Личностные УУД Предметные УУД познавательныеУУД Выражают свое мнение (личностные) |
Работа в группах Консультанты получают конверты с заданиями. | | 1 группа. Разгадайте кроссворд: Человек, который выращивает и убирает хлеб. На соломинке дом Сто ребяток в нем. Человек, который печет хлеб. Белый, сдобный хлеб. (ответы: 1. хлебороб 2. колосок 3. пекарь 4. булка) Какое ключевое слово получилось? 2 группа. Соберите пословицу и объясните ее смысл. Пословица “Пот на спине - так и хлеб на столе” разрезана на слова. Что такое терем? Какие еще пословицы вы знаете о хлебе? 3 группа. Выбери основные продукты, которые нужны для приготовления хлеба: мука, вода, молоко, дрожжи, лук, соль, сахар, яйца, масло, перец, кетчуп. 4 группа. Перед Новым годом отец семейства “прятался” за горкой пирогов и спрашивал детей: “Видите меня?”. Те отвечали: “ Не видим!”. Тогда отец приговаривал: “Ну, так чтоб и на следующий год так было!”. Почему он так говорил? 5 группа: Запишите как можно больше названий хлебо-булочных изделий: 6 группа Научись быстро говорить скороговорку: Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку. После обсуждения проверка по группам. После обсуждения проверка по группам. | Учебное сотрудничество (коммуникативныеУУД) Работа над формированием логических умений Регулятивные УУД Учебное сотрудничество (коммуникативныеУУД) Работа над формированием логических умений Регулятивные УУД Учебное сотрудничество (коммуникативныеУУД) Работа над формированием логических умений Регулятивные УУД |
XIII. Рефлексия. | – Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке. А как вы сами оцениваете свою работу? На доске два снопа с разным настроением. У каждого из вас есть колоски. Если вам было интересно, все понятно, и вы для себя узнали много нового, вы прикрепите свой колосок к тому снопу, который больше всего соответствует вашему настроению. Кому было неинтересно на уроке, прикрепите свой колосок ко второму снопику. | Оценивают свою работу на уроке Выходят дети с караваем Кирилл : Вот он, хлебушко душистый С хрупкой корочкой витой. Вот он, тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. Люба и Артём: 1-й ученик: Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом. Встретить щедро, от души, С уважением большим. То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. 2-й ученик С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: – Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук! 3-й ученик В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём здоровье, наша сила, В нём – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло. 4-й ученик В нём земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём. Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём!
Видео песня « Хлеб-всему голова»
Ученца: Чистякова Лена « Берегите хлеб» | Регулятивные УУД Личностные УУД Умение слушать (метапредметные УУД коммуникативные) Получать нужную информацию (познавательныеУУД) |