Классный час « Хлеб - всему голова» Благодарова И.А.
Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.
Задачи:
Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
Расширять знания о процессе создания хлеба;
Продолжать знакомство с народными традициями.
Учить детей работать в группах.
Ход занятия
Ведущий: Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
- Невкусно! Что так? - Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное - хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) слайд 1
Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.
Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
Откуда же хлеб берётся?
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.
Посмотрите на иллюстрации – вот так выглядит поле . слайд 2
А люди, каких профессий заняты при этом, вы должны отгадать.
Конкурс загадок: “Калейдоскоп профессий”
Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт. (водитель)
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
выносят каравай
Вот он – хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый – золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Слайд 3
учитель: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Работа в группах
Соотнесите инструмент и профессию. (дети получают карточки)
Тракторист – прицеп
Продавец – калач
Хлебороб – комбайн
Слесарь – ключ
Пекарь – тесто
Мельник – мука
-Скажите все ли профессии связаны с нашей темой
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно…
- А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)
- Это много или мало? (очень много).
Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения. Как часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но всегда ли умеем привести такие примеры, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, кто-то всерьёз недоспал.
Утрами хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю,
Как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.
Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та,
Что во поле, цена.
учитель: слайд 4
Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол!
А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”
Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица это кладезь мудрости.
Работа в группах
Команды получают листы со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл.
- Посеешь в погоду – больше приплоду.
-Без печки – холодно, без хлеба – голодно.
- Будет хлеб – будет и обед.
Я хочу сказать о цене хлеба.
Он – всему голова.
Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Одним словом, хлеб – основа. (слайд)
Хлеб – мощь нашего государства.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”.
Это слово – жизнь.
Что может быть важнее хлеба?!
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
(показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть чёрных
Зёрен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”
Ежедневно в каждой школе выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть.
учитель. Для того чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова.
Ученик .
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они её не покупали –
Нашли за домом во дворе.
С земли её не поднимали.
И вот она уже в игре…
Ученик .
Шел мимо незнакомый дядя.
Остановился и взглянул
И на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
Ученик .
- Ты кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
учитель. Русский народ всегда уважительно относился к хлебу. И не только потому, что без хлеба нет обеда. Слово «хлеб» всегда означало не только пищу. По отношению к хлебу измеряют отношение к работе, семье, нравственность человека. Хлеб издавна символизировал народное благосостояние, довольство.
Итог.
Посмотрите, что у нас получилось. Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.
Так почему говорят, что хлеб – всему голова?
Вы с этим согласны?
Какое решение приняли? (беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).
Читаем правила.
Учитель тоже сеет зерно знаний, зерно доброты. Труд учителя даёт всходы. И когда вы вырастаете, наши зёрна дают плоды.
Учитель:
Сейчас везде науке слово,
Её сегодня звёздный час.
В наш век она всему основа,
Ведёт она к высотам нас.
К ученью должен ты стремиться.
Не отвергай совет простой –
Листай же книжные страницы,
Как борозды за бороздой.
Ведь в книгах опыт поколений
И знаний чистое зерно.
В твоих делах и устремленьях
Пусть колос выбросит оно.
Так черпай мудрость полной мерой,
Упорно знанья умножай.
И можешь быть вполне уверен –
Богатый снимешь урожай!
Выходит девочка в русском народном сарафане выносит каравай.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук
Рефлексия.
Хлебопечение – это тоже одна из народных традиций.. Нас ждёт сюрприз. Мама испекла нам каравай, и блины.
Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за работу! Молодцы!