kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический классный час "Хлеб - всему голова. Цель: расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Хлеб - всему голова"»

Открытое внеклассное мероприятие


ФИО учителя: Зенькова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов, I кв.к

Класс: 4

Тема: «Хлеб - всему голова».

Цель: Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека

расширить знания учащихся об истории хлеба, о ценности хлеба;

понять и оценить роль хлеба в военное время.

развивать коммуникативные способности;

развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

развивать умение слушать и слышать вопрос.

воспитывать бережное отношение к хлебу

воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб

Методы и приемы:

Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание, просмотр слайдов.

Наглядные: карточки о хлебе, просмотр видеоролика о хлебе, показ слайдов

Словесные: беседа, чтение стихотворений, составление пословиц.

Форма: тематический классный час

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальные записи, видеоролик «Просфиры», карточки с пословицами, каравай с солью на подносе, кусочек хлеба 125 грамм, хлебобулочные изделия из солёного теста

Место проведения: актовый зал.

Предварительная работа: подбор детьми информации об истории возникновения хлеба, изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста, разучивание стихов, песни, оформление актового зала. 

Планируемые результаты:

познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Слайд1

Дети под музыку «Колосья» входят в зал за учителем. (На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят около экрана)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- А теперь повернёмся к гостям, протянем ручки и передадим наше тепло.

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? А у меня, ребята, оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

II. Определение темы и цели занятия.

- Какой главный продукт получают из зерновых культур? (Хлеб, хлебобулочные изделия) Слайд 2



- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часу? (О хлебе.)

-Да, ребята, наш классный час о чуде земли, чуде труда человека - хлебе.

- Скажите, какую цель мы поставим перед собой? (больше узнать о хлебе)

-Молодцы! Мы узнаем немного из истории его происхождения, попытаемся понять цену хлебу, повторим правила обращения с хлебом.

-А вдохновят нас пусть слова: «Хлеб - всему голова!» Слайд 3



(Под муз. «Колосья» открываются кулисы. Дети на сцене с караваем)

  1. Основная часть.

1.Актуализация знаний. Исторический экскурс

Зоя.          Слава миру на Земле!

Кирилл.        Слава хлебу на столе!

Зоя.           Если мы хотим кого - то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С Уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Кирилл.                С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб - соль из рук.

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости! 

(Вручает хлеб - соль гостям  праздника)

1 ученик: Каравай земли и неба сегодня на столе –

Ничего полезней хлеба нету на земле.

2 ученик: В каждом маленьком кусочке - хлебные поля.

А на каждом колосочке держится земля.

3 ученик: В малом зернышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

4 ученик: И растет под небом светлым, строен и высок.

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

- Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место.

- Хлеб мы едим каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.


Пышный, мягкий пропеченный,

Подрумяненный слегка.

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел ведь к нам издалека.


- Ребята, а кто знает, когда и где хлеб родился?

- Ваши друзья познакомят нас с интересными фактами истории хлеба. Давайте их послушаем.


Слайд 4



1 -й ученик(Лёня):

-По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.


Слайд5


2- й ученик (Дима И.):

Позднее, когда люди овладели огнем, они стали растирать зерна между камнями и варить получившуюся смесь. Эта жидкая каша и являлась хлебом.

Человек научился культивировать злаковые растения около 5-6 тысяч лет назад. Примерно в этот же период были созданы ручные мельницы, и появился первый печеный хлеб.

Слайд 6


3 -й ученик (Глеб):

На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба. Кроме него в монастырских пекарнях выпекали просфиры, калачи из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».


-Спасибо, ребята! Молодцы!

- Ребята, кто запомнил, как называется монастырский хлеб?

- Посмотрите внимательно видеоролик. После просмотра, я задам вам несколько вопросов и увижу, насколько внимательно вы смотрели.

- Как называется монастырский хлеб?

- Из чего выпекают просфору?

- В виде, какой формы и из скольких частей пекут просфоры?

- С помощью чего наносятся изображения на хлеб?

- Что изображают c помощью печати на монастырский хлеб?

- Молодцы, вы очень были внимательными.


Физкультминутка (игра «Ручеёк»)


Учитель показывает детям кусочек хлеба весом 125грамм.

- Ребята! А вы бы могли сказать, сколько весит этот кусочек хлеба.

Слайд 7


- 125 грамм – это был поек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.

Слайд 8


Ученик читает стихотворение «Военный хлеб».

Даже не верится, что когда – то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои – солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Военный хлеб

Он черен был и липок -

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок

Когда буханку ставили на стол…

Военный хлеб

Он кислым был,

Ведь он был с отрубями.

И были в нем частицы лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Солдаты крошки хлеба

Собирали после еды.

Крошка хлеба, хлебная крошка.

Это много? Или немножко?

Слайд 9


- Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. «Священным даром» называли обычный хлеб во время Великой Отечественной войны. Чтобы получить эти желанные 125 грамм хлеба, необходимо было на морозе отстоять большие очереди, держа в руках вот такую (показ) хлебную карточку. Не смотря на то, что хлеб был с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды, люди понимали, что этот хлеб – это их жизнь. В блокадном Ленинграде от голода погибли более 641 тысячи человек.


2. Применение теоретических знаний в условиях выполнения задания (работа в группах)

Учитель: - Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно.

Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе.

- Подберите однокоренные слова к слову хлеб.

- Ребята, что в вашем понимании хлеб? Что такое хлеб?

Слайд 10


- Я предлагаю вам, ответь на этот вопрос, выполнив задание.

На столах у вас большой конверт, в конверте лежит лист А4, на котором несколько раз прописано слово «хлеб»- это начало предложения. Ваша задача продолжить эти предложения, ответив на вопрос «Что такое хлеб?».

(Во время выполнения задания звучит фоном музыка)


- Итак, что же у вас получилось. Что в вашем понимании «Хлеб».

(Дети по – очереди читают, получившиеся предложения)


Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба.

- Ребята, а вы знаете истинную цену хлеба?

- Послушайте одну притчу, которая рассказывает об истинной цене хлеба.

Подготовленный ученик читает притчу.

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

-1000 руб. – ответил ювелир.

Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни».

-Какова же цена хлеба?

Учитель:

Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба.



3. Творческое использование, сформированных УУД.

-  Наш народ воспет хлеб в песнях, стихах, в пословицах и поговорках.

- Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню.

Физкультминутка. Исполнение песни "Каравай".

«Как на …… именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой низины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»

После этого водящий выбирает из круга другого игрока:

«Я люблю, конечно, всех,
Только  — больше всех!»

- Ребята! Наше мероприятие на тему «Хлеб – всему голова».

Слайд11 Объясните смысл этой пословицы.


- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. В конверте лежат у вас части колоска. На одной части записано начало, на другой продолжение пословицы или поговорки. Ваша задача собрать их так, чтобы получился целый колосок.

Одна группа читает начало пословицы, другая – продолжение.

Без хлеба - не будет и обеда.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.

Много снега - много хлеба.


III. Итог занятия.

- Как нужно относиться к хлебу?

-Давайте, прочитаем правила бережного отношения к хлебу и запомним их и расскажем другим. Слайд 12.



- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Пусть каждый из вас помнит о значимости хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к этому золотому чуду. Помните! Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно прорастает многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни.

IV. Рефлексия.

Наш классный час, посвящённый хлебу, закончился.

- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль: Слайд 13



"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

"Я буду ……

- Уважаемые гости, ребята хотели бы Вам подарить небольшие сувениры на память, которые они сделали своими руками (дети дарят сувениры гостям и строятся у сцены)

-А сейчас я предлагаю спеть песню «Расти колосок». Слайд 14



Расти, колосок! 
(муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского) 

1. Ржаной росток зелёный 
Оглядывает поле, 
Смешной и удивлённый, 
Как первоклашка в школе. 

Припев: 
Зелёный росток, весёлый росток, 
Ты только пробился из зёрнышка. 
Расти, колосок, расти, колосок, 
Расти, колосок, до солнышка! 
Расти, колосок, расти, колосок, 
Расти, колосок, до солнышка! 

2. Его расти научит 
Любой весенний дождик, 
И каждый летний лучик 
Раскрасит, как художник. 

Припев: 

3. Он вместе с близнецами 
Так быстро станет взрослым, 
Что скоро даже с нами 
Померяется ростом. 
Припев:

Слайд15


 - Большое спасибо гостям за внимание, а ребятам - за работу! 












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Хлеб - всему голова"

Автор: Оксана Вячеславовна Зенькова

Дата: 09.05.2021

Номер свидетельства: 580059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект классного часа "Хлеб - всему голова" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-klassnogho-chasa-khlieb-vsiemu-gholova"
    ["file_id"] => string(6) "107630"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План урока «Хлеб всему голова». «В гостях у сказки»."
    ["seo_title"] => string(53) "plan_uroka_khlieb_vsiemu_gholova_v_ghostiakh_u_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "393830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487585196"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сценарий праздника "Хлеб - всему голова" (старший дошкольный возраст)"
    ["seo_title"] => string(71) "stsienarii_prazdnika_khlieb_vsiemu_gholova_starshii_doshkol_nyi_vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "433110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508331983"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Развлечение детей с родителями "Хлеб всему голова" (младший дошкольный возраст)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvliechieniie_dietiei_s_roditieliami_khlieb_vsiemu_gholova_mladshii_doshkol_ny"
    ["file_id"] => string(6) "433107"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508331585"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта по русскому языку в старшей группе на тему "Хлеб всему голова""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_po_russkomu_iazyku_v_starshei_gruppe_na_temu_khleb_vsem"
    ["file_id"] => string(6) "544705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585631423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства