Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"»
Разработка мероприятия
Игра "Что? Где? Когда?" по произведениям Н.Н. Носова
Руководитель: Ямилова С.М.
В игре использованы Рассказы: Огурцы, Огородники,Автомобиль,Телефон, Тук-тук-тук, Живая шляпа, Мишкина каша,Фантазёры, Приключения Незнайки и его друзей,Бенгальские огни, Бобик в гостях у Барбоса, Автомобиль, Леденец, Заплатка, Затейники.
Атрибуты:
1. Плакат: "Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству" С.В.Михалков; "10 ноября 2008 года - 100 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова".
2.Выставка книг и рисунков по произведениям писателя;
Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг). Но самый знаменитый роман - сказка "Приключения Незнайки и его друзей".
Наше жюри – Ольга Михайловна
Кто автор этих произведений? (слайд №1) (Николай Николаевич Носов).
(Указать на портрет слайд №2).
Назовите жанры произведений, написанных Носовым Н.Н.? (Рассказы и повести).
(слайд №3)
Что вы знаете о его жизни и творчестве?
(слайд №4) Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве.
О своём детстве Носов писал: "Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне. Пел в школьном хоре. Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал "Икс", для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением".
Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной артели, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступить на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии "Мосфильм" режиссёром.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.
Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете. Он говорил: «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…». Первый рассказ «Затейники» был опубликован в 1938 в журнале «Мурзилка».(слайд №5)
Сегодня во время игры вы вспомните о многих его героях и произведениях. Надеюсь, из моего рассказа вы многое узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.
2.Игра - команды раскручивает волчок.
"Угадай рассказ, отгадав загадку" (слайд №6).
Ведущий задаёт загадки по очереди каждой команде. За правильный ответ - балл.
На грядке - длинный и зелёный, В банке - жёлтый и солёный (огурец, рассказ "Огурцы").
Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит (письмо, рассказ "Автомобиль").
День-деньской у нас трезвон, Ох, болтун наш:(телефон, рассказ "Телефон").
На малину налетели, Поклевать её хотели, Но увидели урода - И скорей из огорода! А урод стоит на палке С бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ "Огородники").
Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой. Меня били, колотили, Ледяной водой облили. И скатились все потом С моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ "На горке").
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму. (Шапка, “Живая шляпа”).
Одноглазая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает. (Иголка, рассказ «Заплатка»)
Зёрен малу крошку,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест — похвалит.(каша, рассказ «Мишкина каша»)
Задание: "Из какого рассказа эти диалоги?" (слайд №7).
Спрашивают ответы у обеих команд. За каждый правильный ответ - балл. Кто назовет героев – балл.
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату»
( Котенок Васька,Вовка, Вадик )Живая шляпа
«Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород….( Павлик и Котька).Огурцы
“ Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”.(Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)Фантазеры
«Сумел порвать, сумей и зашить» (Бобка)Заплатка
Давай веревку. – А ее нет, веревки.
- Где же она?
- Там.
- Где – там?
- Ну… В колодце.
- Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
- Ну да.(Мишка) Мишкина каша
Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (Котька Чижов)На горке
«Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец".Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.
- Что это за кино мы смотрели? - говорит Костя. - Я что-то ничего не разобрал.
- А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на постном масле.
Показывают же такие картины! (Шурик и Костя)Замазка
Я говорю:
- Это “Волга”.
А Мишка:
- Нет, это “Москвич”.
- Много ты понимаешь! - говорю я.» (Мишка)Автомобиль
Задание: Конкурс кроссвордистов (слайд №14).
Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают Ольге Михайловне
Пока команды разгадывают, звучит песня "Гимн Незнайки и его друзей".
Главный герой романа-сказки про коротышек.Незнайка
Астроном из цветочного городаСтекляшкин
Помощник механика Винтика.Шпунтик
Любознательный, строгий коротышка. Признан ученым в цветочном городе.Знайка
Малышка, подружка Незнайкисовершила вместе с Незнайкой путешествие в Солнечный Город. Кнопочка
По какому произведению кроссворд составлен Н.Н.Носова? (Приключения Незнайки и его друзей).
5
3
4
2
1
Это произведение роман-сказка.
А чем же отличается "роман-сказка" от "сказки"? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий).
Задание: конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд.
В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды поочереди подходят к ведущему и угадывают предмет:(слайд 8)
Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);
Леденец (рассказ "Леденец");
Щенок (рассказ "Дружок");
Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");
Автомобиль (рассказ "Автомобиль").
Варенье (рассказ «Фантазеры»)
Блиц – опрос для капитанов и зрителей
Рассказ «Мишкина каша».
1.На сколько дней мама уехала с дачи, оставив ребят одних? – Два дня.
2.Какие два блюда должны были приготовить ребята? – Суп и кашу.
3.Где ребята провели целый день после отъезда мамы? – На реке.
4.Что дети ели на завтрак? – Хлеб с вареньем.
5.Какую рыбу ловили дети? –Пескарей.
6.В чём ребята варили кашу? – В кастрюле.
7.Что вдруг случилось с кашей? – Она полезла вверх из кастрюли.
8.Куда дети клали лишнюю крупу? - В тарелки.
9.Когда варят обед в хорошем ресторане, по словам Мишки? – Вечером, чтобы к утру поспел.
10.Который был час, когда дети всё варили кашу? – 12 часов ночи.
11.Что сначала утопил в колодце Мишка? – Ведро.
12.Сколько рублей ребята отдали бы за кружку воды? -100 рублей.
13.Куда делась верёвка, которой привязывали ведро? – Утопилась.
14.Почему в пустыне всегда пить хочется? – Там нет воды.
15.Где ребята взяли леску? – От удочки.
16.Когда утонуло ведро и чайник, чем ребята хотели достать воды? – Самоваром.
17.Что такое кастрюльный магазин? – Там продают кастрюли.
18.Чем дети стали доставать воду из колодца, когда всё в нём утонуло? – Кружкой.
19.Что чуть не уронили дети в колодец, когда принесли кастрюлю к колодцу? – Кастрюлю с кашей.
20.Почему сваренная детьми каша была невкусной? –Горькая, несолёная и воняет гарью.
21.Закончи фразу: такой каши наешься и …умирать можно.
22.Каша у ребят не получилась, что они решили приготовить? – Пескарей.
23.Почему сначала пригорела рыба на сковороде? – Жарили без масла.
24.Что загорелось в доме ребят? – Масло на сковороде в печке.
25.Что пробовали есть дети, оставшись голодными? – Лук, крупу, масло.
26.С чего началось утро следующего дня после неудачного ужина? – Мишка снова хотел готовить кашу.
27.Как звали хозяйку дачи? – Тётя Наташа.
28.Что обещали сделать дети на огороде хозяйки за вкусный завтрак? – Прополоть грядки от сорняков.
29.Чем хозяйка кормила детей? – Молоком и пирогами с капустой.
30.Чем ребята доставали утопленные предметы? – Сначала верёвкой, а потом якорь из проволоки сделали.
31. Что же легче, по мнению Мишки, сорняки полоть или кашу варить? – Полоть сорняки.
Рассказ «Телефон».
32.В каком магазине дети увидели телефон? – В игрушечном.
33.От чего отказались ребята, собирая деньги на телефон? – От мороженого, от кино.
34.Сколько времени дети копили на телефон? – Две недели.
35.Где дети протянули проволоку от одного телефона к другому? – Через форточку.
36. Каким животным обозвали ребята друг друга, не зная о чём говорить? – Осёл.
37.Кто пел по телефону? - Патефон.
38.Кто, кроме ребят, ещё говорил по телефону? – Собака Дружок.
39.Что делал Дружок с телефонной трубкой? – Грыз её.
40.Кто махал крылышками около телефонной трубки? – Муха.
41.Какие фокусы выдумывали ребята, звоня друг другу целый вечер? – Пели, кричали, рычали, мяукали, шептали.
42.Почему Мишка разобрал свой телефон? – Хотел посмотреть, что у него внутри.
43.Что вдруг вывалилось из трубки при разборе? – Чёрный порошок.
44.Сколько лишних деталей осталось у Мишки после разборки трубки? – Три: железка и два винтика.
45.Кто хрюкал в телефон? - Мишка.
46.Зачем Мишка хотел разобрать другой телефон? – Чтобы посмотреть, как он устроен, и отремонтировать свой.
47.С помощью какой азбуки ребята решили переговариваться, когда сломался телефон? - Азбука Морзе.
48.Из каких знаков состоит необычная азбука? – Точка, тире.
49.Какую вещь придумал Мишка из сломанного совсем телефона? – Электрический звонок.
50.Сколько дней не разговаривали ребята после ссоры из-за телефона? – Три дня.
51.За что похвалили мама и папа героя? – Сделал звонок у входной двери из телефона.
52.Почему у Мишки перестал работать звонок от телефона? – Он разобрал батарею, чтобы посмотреть, что у неё внутри.
53.Почему герой не мог долго заснуть? – Думал о телефоне, о Мишке.
54.Что же оказалось внутри телефонной батарейки? – Жидкость с чёрной палкой, завёрнутой в тряпочку.
55.Зачем ребята решили купить телефон? – Для общения не выходя из дома.
Рассказ «Фантазёры».
56.Где сидели и разговаривали Мишутка и Стасик? – В саду, на скамеечке.
57.Что такое 95 и 140 в небылицах детей? – Возраст, который они себе придумали.
58.Продолжите «враки» детей: я переплыл реку, море и … океан.
58.Что сделала акула с Мишуткой? – Откусила ему голову.
59.Где живут крокодилы? – В Африке.
60.Как смог Мишутка раздавить автобус? – Тот был игрушечный.
61.Почему Стасик ничего не увидел на Луне? – Летал ночью, во сне.
62.Почему у Игоря шрам? – Укусила собака за ногу.
63.Как зовут сестру Игоря? – Ира.
64.Что съел Игорь в отсутствие родителей? – Полбанки варенья.
65.Почему у сестры Игоря все губы были в варенье? – Их намазал вареньем Игорь.
66.Кто такой брехун? – Кто врёт для себя?
67.Где ребята нашли деньги на мороженое?- Порылись в своих карманах.
68.Сколько мороженых купили дети? – Одно.
69.Чем было необычно мороженое, которое купили Мишутка и Стасик? – На палочке.
70.Почему у сестры Игоря были заплаканные глаза? – Мама не пускала её гулять.
71.Что подарил сестре Игоря Мишутка? – Свою половину мороженого.
72.Что подарил сестре Игоря Стасик? – Свою половину мороженого.
73.Чем хвастался Игорь перед ребятами? – Соврал с пользой.
74.Сколько порций мороженого якобы съели Мишутка и Стасик? – 10 штук.
75.На сколько частей ребята разделили в итоге купленное мороженое? – На три части.
76.Почему нельзя одному съесть всё мороженое, по мнению Стасика? – Заболит горло.
77.Как мог Мишутка съесть целое ведро мороженого? – Ведёрко было бумажное, не больше стакана.
78.Продолжите фразу: Мишутка шёл по улице, где ехали трамваи, автомобили … грузовики.
79.На чём Стасик летал нам Луну? – На ракете.
80.Почему Стасик раньше умел летать, а сейчас не может? – Разучился.
Доп. Вопрос
1.Чем швырял Володя в шляпу в рассказе“Живая шляпа”?(Картофелем)
2. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
3. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазеры»)
4. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
5. Каких овощей нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)
6. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
7. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”?(Бобка.)
8. Кто из коротышек сочинял стихи? (поэт Цветик)
9. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)
10.Как называется рыба, которую жарил Мишка в рассказе «Мишкина каша»? (Пескари)
12.Герой какого рассказа говорит: «Это всегда так бывает: когда нет воды, так еще больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды»? (Мишкина каша)
13.Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя? ( Мишка из рассказа «Мишкина каша»)
14.Героями какого рассказа Носова являются Вовка, Вадик и кот Васька? (Живая шляпа)
15.Почему рассказ называется «Живая шляпа»? (Под шляпой сидел кот Васька и двигал её)
16. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? (Фантазёры)
17. В каком рассказе герои читают сказку «Три поросёнка? (Затейники)
19. Какой рассказ можно соотнести с пословицей «У страха глаза велики»? (Затейники)
20 Кто схватил Петю за ногу в рассказе «Затейники»? ( Валя)
21 Какой рассказ можно соотнести с пословицей «Терпенье даёт уменье»? (Заплатка)
22 Какой рассказ начинается словами: «УБобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета»? (Заплатка)
23.Что сказали ребята Бобке, когда тот пожаловался им, что мама не хочет зашить ему штаны? ( «Разве солдатам мамы штаны зашивают?Солдат всё должен уметь сам».)
24. Какие овощи так и не удалось вырастить героям рассказа «Огородники»? (Свекла, морковка, петрушка, редиска)
25.Какой номер участка был у героев рассказа «Огородники»? (12 )
26. Какой рассказ Н.Носова начинается так: «Один раз Павлик взял Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала»? («Огурцы»)
27.Обрадовалась ли мама, когда Котька принёс домой огурцы? (Нет)
28. Какой рассказ Н.Носова можно соотнести с пословицей «Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай»? («Огурцы»)
29. Почему Павлик не понёс огурцы домой, а отдал их Котьке? (Он подумал, «как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам».)
Задание: Конкурс "Таинственное послание".
Участникам предлагается расшифровать таинственные послания - зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений. (слайд 9)
1 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10".
Задание: конкурс "Тест- путешествие по приключениям Незнайки" (слайд №11).
Ребята вы читаете вопрос и три варианта ответов, сообща выбираете один ответ и его называете его. 1 балл за каждый правильный ответ.
Как назывался город, в котором жили коротышки?
а) Конфетный;
б) Цветочный;+
в) Малышкин.
Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на воздушном шаре?
а) Зелёный;+
б) Оранжевый;
в) Пёстрый.
Какого роста были коротышки?
а) ростом с гриб;
б) ростом с огурец;+
в) ростом с арбуз.
На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?
а) на конфетах и печеньях;
б) на макулатуре;
в) на сиропе и газировке.+
Из чего Знайка сделал воздушный шар?
а) сшил из лёгкой ткани;
б) резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы;+
в) из целлофанового пакета.
6) Чем лечил Коротышек Доктор Пилюлькин?
а) йодом и касторкой;+
б) зелёнкой;
в) горчичниками.
На каком инструменте незнайка играл на улице цветочного города?
а) балалайка;
б) скрипка;
в) труба. +
Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи.
а) крапива;
б) одуванчик; +
в) ромашка.
С кем Незнайка отправился на луну?
а) С Тюбиком.
б) С Пончиком. +
в) С Цветиком (слайд №19).
Музыкальная пауза (после 3 конкурсов). Песня Коротышки
Как назывался город, в котором жили коротышки?
а) Конфетный;
б) Цветочный;
в) Малышкин
Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на воздушном шаре?
а) Зелёный;
б) Оранжевый;
в) Пёстрый.
Какого роста были коротышки?
а) ростом с гриб;
б) ростом с огурец;
в) ростом с арбуз.
На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?
а) на конфетах и печеньях;
б) на макулатуре;
в) на сиропе и газировке.
Из чего Знайка сделал воздушный шар?
а) сшил из лёгкой ткани;
б) резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы;
в) из целлофанового пакета.
6) Чем лечил Коротышек Доктор Пилюлькин?
а) йодом и касторкой;
б) зелёнкой;
в) горчичниками.
На каком инструменте незнайка играл на улице цветочного города?
а) балалайка;
б) скрипка;
в) труба.
Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи.
а) крапива;
б) одуванчик;
в) ромашка.
С кем Незнайка отправился на луну?
а) С Тюбиком.
б) С Пончиком.
в) С Цветиком
ТЕЛЕФОН МИШКИНА КАША ФАНТАЗЕРЫ8. Дополнительное задание (если останется время):
(слайд №"20) Конкурс "Сказочные соседи". (Для этого конкурса должен быть заранее подготовлен рисунок на большом листе ватмана - домик с окошками, и под каждым окошком написана профессия персонажа про Незнайку и его друзей).
Задание: вставить в окошко табличку с именем героя.
1 команда:
музыкант - (Гусля);
охотник - (Пулька);
доктор из Цветочного города - (Пилюлькин);
поэт - (Цветик);
механик - (Винтик);
2 команда:
художник - (Тюбик);
помощник механика - (Шпунтик);
лучший друг незнайки - (Гунька);
подруга Незнайки - (Кнопочка);
учёный - (Знайка).
Подведение итогов.
музыка
"Приключения Незнайки и его друзей".
Н. Носов о незнайке: «Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
Вывод:
Произведения, какого писателя мы сегодня вспомнили? (Николая Николаевича Носова).
Что вы можете сказать о его героях? (Они весёлые, жизнерадостные, общительные смешные, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно).
Чему учат вас герои произведения Носова?(«Все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству.» С.Михалков).
Рассказы и повести Н. Носова – книги о реальной жизни ребят
Кому понравилось играть в игру "Что? Где? Когда?"?
Итог. Награждение.
Кроссворд
1. Главный герой романа-сказки про коротышек
2. Астроном из цветочного города
3. Помощник механика
4. Любознательный, строгий коротышка. Признан ученым в цветочном городе.
5. Малышка, подружка Незнайки
5
3
4
2
1
Кроссворд
1. Главный герой романа-сказки про коротышек
2. Астроном из цветочного города
3. Помощник механика
4. Любознательный, строгий коротышка. Признан ученым в цветочном городе.
5. Малышка, подружка Незнайки
5
3
4
2
1
Кроссворд
1. Главный герой романа-сказки про коротышек
2. Астроном из цветочного города
3. Помощник механика
4. Любознательный, строгий коротышка. Признан ученым в цветочном городе.
5. Малышка, подружка Незнайки
5
3
4
2
1
Кроссворд
1. Главный герой романа-сказки про коротышек
2. Астроном из цветочного города
3. Помощник механика
4. Любознательный, строгий коротышка. Признан ученым в цветочном городе.