Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Будь природе другом"»
Экологическая игра по окружающему миру «Будь природе - другом!»
(интегрированное занятие – окружающий мир + функциональная грамотность).
Цели мероприятия:
Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Ход мероприятия:
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы:
на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Разделим класс на две команды: «Следопыты» и «Друзья природы». Каждая команда должна выбрать капитана.
Правилами игры являются: находчивость, ловкость, энергичность и веселый ритм. Ответ на вопрос дает либо сам капитан, либо тот, кого выбрал капитан. Не лишним будет напомнить о дисциплине во время игры. Обсуждаем вместе, не выкрикиваем. За нарушение дисциплины, за выкрики – с команды снимаются очки.
Итак, наша игра начинается!
В добрый час!
Пусть удача встретит вас!
КОНКУРС 1 - Разминка
Игра начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:
1. Что делает ёж зимой? (Спит.)
2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
3. Какой город парит в небе? (Орёл.)
4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
6. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)
7. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
9. . Какой газ выделяют растения? (Кислород)
10. . Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору, т.к. у зайца передние ноги короткие, а задние - длинные)
11.Какой самый холодный материк? (Антарктида) -
12. Как называется вода в газообразном состоянии? (Пар)
2 Конкурс - Станция «Лесная»
Мы оказались в лесу. Лес – это наш зеленый друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, двери, окна сделаны из дерева. Из древесины сделаны учебники и тетради. Это уникальный природный комплекс, дающий продукцию более 20 тыс. названий, и всю отличного качества, на любой вкус и для любых нужд: насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, сырье для химической промышленности, корм для скота. Более 30 тыс. видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты.
«Угадай дерево»
(Отвечают поочерёдно члены каждой команды).
1. В народе это дерево называют «сладким». Из цветков этого дерева пьют целебный чай при простуде. (липа)
2. Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору? (берёза)
3.Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (лиственница)
4. Про это дерево в народе говорят «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слезы», которые закрывают рану.
(Сосна).
5.Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево?
(Дуб).
6.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут.
(Рябина).
7.Из какого дерева делают спички?
(Из осины).
8.Какое дерево цветет первым, а какое последним?
(Ольха, липа)
9.Назовите самое теневыносливое хвойное дерево.
(Пихта).
10. Какое дерево применяется для изготовления лыж?
( Береза).
«Узнай лекарственные растения»
Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать.
(Мать - и - мачеха).
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь тому, кто поранил ногу или руку.
(Подорожник).
Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.
(Крапива).
Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С?
(Шиповник).
Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок.
(Мята).
Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки…
(Одуванчик).
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита.
(Ландыш).
Какие огородные растения являются лекарственными?
(Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).
Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку?
(Соком чистотела).
3 конкурс – Конкурс капитанов
Станция «Пернатые друзья»
В лесу, в поле, на водоемах живут наши пернатые друзья. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы приносят большую пользу. Я хочу проверить, знаете ли вы птиц.
(Нужно узнать птицу по описанию)
В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься – лесного пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички.
(Горихвостка)
Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко.
(Зяблик)
Его называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки.
(Дятел)
Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой.
(Клёст)
Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И всё-таки она полезная – уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы.
(Кукушка)
У этой птички два имени: одно дано ей за яркую грудку, другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке.
(Малиновка или зарянка)
Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе ловит мух и прочих насекомых.
(Мухоловка)
Эта птичка – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой.
(Поползень)
Эти птицы прилетают зимой из лесов. На белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки.
(Снегирь)
Эта птица считается символом добра и счастья.
(Аист)
4 конкурс – Станция «Братья наши меньшие»
Анаграммы «Найди животное в словах»
Каждой команде на листке дается задание. Вам нужно решить анаграмму, т.е. в слове поменять местами буквы, убрать лишние, чтобы получилось название животных. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. – 2 балл.
БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук), ПИОН (пони), ОСАДА (оса) – 1 команда
КИНО (кони), САЛОН (слон), ВОЛНА ( вол), КАРКАС ( рак),ЗОНТИК (кит), ДУДОЧКА (удод) – 2 команда
«Отгадайте авторов этих посланий»:
Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, недостаток один – медлительность (черепаха).
Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне.(еж)
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (гусеница, змея, червяк).
Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию (волк).
Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый. (ящерица)
Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (медведь)
Помогу всем, у кого сломался будильник. (петух)
Всем, всем, всем, всем! У кого возникла необходимость в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне (лось)
Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени – отчеству. Патрикеевной больше не называть.(лиса)
Добрым, но одиноким птицам помочь приобрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (кукушка).
Учитель: Ребята, теперь, прежде чем мы с вами будем проводить следующий конкурс, давайте посмотрим сценку «Репка»
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из нашей речки, полью. (Приносит воду розового цвета)
Дед: Что-то водичка у тебя странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая, красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника, там водичка всегда чистая (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет наша репка!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Это наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.
5 конкурс – Станция «Грибная»
Грибы – удивительные создания. Они нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. В грибах, как и в овощах, много витаминов. Не только люди, но и многие животные питаются грибами. Это белки, глухари. Некоторые животные лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лоси, сороки, кабаны.
А знаете ли вы грибы?
1. Этот гриб можно встретить не только под березой. Но чаще всего он растет именно под этим деревом. (ПОДБЕРЕЗОВИК)
2. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерево можно собрать целое лукошко. (ОПЯТА)
3. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и фиолетовые. А название одно. (СЫРОЕЖКИ)
4. А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (МУХОМОР)
5. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (БЕЛЫЙ)
6. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазаны маслом. (МАСЛЕНОК)
6 конкурс – Станция «Экологическая ситуация»
Команды должны разрешить экологическую ситуацию. За правильный ответ – 2 балла.
Команда №1:
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать, что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?
Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?
Команда №2:
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, что вы сделаете, перед тем как уйти домой?
Идя в лес, Вася захватил с собой своего четвероногого друга — собаку. Но так как она была без поводка, то собака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?
Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?
7 конкурс – Станция» «Овощная грядка»
(Команды отвечают наперегонки)
Под каждым кустом сидит клубком. (Картофель)
Красна девица, росла в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Над землёй трава, под землёй – алая голова. (Свекла)
В землю – крошка, а из земли – лепёшка. (Репа)
Летом в огороде, свежие, зелёные; а зимой – в бочке, жёлтые, солёные. (Огурец)
Растёт на грядке зелёная трава, а на ней красные детки. (Помидор)
Среди бахчи зелёные мячи, налетела детвора – от мячей одна кора. (Арбуз)
Рос ребёнок – не знал пелёнок, а как стал стариком – сто пелёнок в нём. (капуста)
Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь. (Сахарная свекла)
Прежде чем мы его съели, все наплакаться успели. (Лук)
8 конкурс – Станция» «Волшебные знаки»
Игра с залом.
- Расшифруй знаки (с помощью учебника)
Ведущий – Дорогие ребята! Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом. Давно замечено, вставая утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Давайте будем помнить, что Земля – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы уже можете сделать: посадить деревья, ухаживать за растениями, подкармливать птиц, не разорять муравейники, а взять их под свою охрану. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.