Интегрированный урок
Учебные предметы: окружающий мир, изобразительное искусство, музыка
( комплексный подход к эстетическому восприятию)
Тема урока «Воздушные узоры»
3 класс
Система Л.В.Занкова
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Форма урока: урок-практикум (45 мин)
Цели урока:
- создать целостное представление об окружающем мире;
- формировать интерес учащихся к культуре своего народа.
Задачи:
- учить графическому изображению линий различной толщины в процессе выполнения композиции «Паутинка»;
- формировать навыки общения детей в коллективной творческой деятельности;
- развивать образное мышление, наблюдательность и эстетическую отзывчивость на красоту окружающей природы;
- развивать умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое;
- воспитывать интерес к музыкальному творчеству и фольклору, исполнительскую и слушательскую культуры;
- воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Материалы:
- фотографии (картинки) с изображением паутинок;
- таблицы паутинок;
- таблицы с различными изображениями линий (толстые, тонкие,
волнистые);
- запись муз. фрагментов
1 этап. Организационный. Организация класса (1мин).
2 этап. Постановка цели. Эвристическая беседа (5мин).
Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Осень»)
- Какие чувства у вас возникли при прослушивании данного произведения?
- Как вы думаете, о каком времени года прозвучал данный фрагмент?
- Назовите автора этого музыкального произведения?
Прочитайте тему нашего урока.
Вспомните только что прослушанное произведение и ответьте на вопрос…
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
У природы всё идёт своим чередом. Времена года сменяют друг друга.
У каждого времени года есть свои секреты, и некоторые мы вместе с вами сегодня раскроем.
Песня «Осенний вальс» (сл. М. Скребцова) в исполнении учащихся.
3 этап. Актуализация знаний (3мин).
Давайте заглянем в удивительный мир природы - в осенний лес.
- Чем вы восхищались, когда путешествовали по осеннему лесу?
Тихо падают осенние листья, создают разноцветный ковёр, и он уже не бесшумный, а шуршит под ногами. Хочется наклониться, взять охапку, подбросить высоко вверх и … а среди ветвей затаилось лёгкое кружевное чудо (рис. 1)
- Кто скажет, что это за чудо- кружево пряталось в ветвях? (паутина)
- Кто создаёт это кружево в природе? (паук)
Поэтому и называют это кружево паутинкой (рис.2)
4 этап. Выполнение задач стандартного типа (3мин).
(Как устроена паутинка)
-А кто из вас знает, как устроена паутинка?
В утренние часы паутинка покрыта мельчайшими капельками росы, они удивительно сверкают на солнце, переливаясь разноцветными красками. Получается сказочный узор (рис.3)
- А какого цвета паутинка?
На компьютерном изображении паутины видно, какие пауки гениальные архитекторы. Сначала они натягивают несущие нити (красный цвет), которые закрепляют между ветками и травинками. Затем следуют «базовые нити» (жёлтые), которые можно сравнивать со спицами колеса. Потом плетут вспомогательные нити (белые). А завершают постройку клейкие охотничьи нити (синие). И отличная западня готова.
- А почему же они сами не попадают в эту западню?
Пауки не запутываются в паутинке, потому что они бегают только по осевым нитям. «Пряжу» вырабатывают особые железы на брюшке паучка. Её свойства не перестают удивлять учёных. Она эластичная, прочная и может выдержать больший вес, чем стальные нити такой же толщины. Если бы на свете существовал паук с размером человека, то его сеть могла бы остановить летящий самолёт и остаться целой. Эти сказочные узоры бывают разной конструкции. Чаще всего мы видим простые формы - колесовидные сети, названные по сходству с велосипедным колесом.
- А что вам напоминает паутинка?
На первый взгляд все паутинки похожи друг на друга, но если внимательно рассмотреть их, то мы видим, что пауки плетут разные паутинки, и каждая из них отличается друг от друга.
Пауки – кругопряды плетут очень прочную паутинку, в которую попадают даже мелкие животные. Местные рыбаки нередко используют паутину этих пауков для изготовления сетей (рис.4)
Пауки - аргиопы плетут фигурную паутину. Насекомые принимают её за цветок и летят прямо в ловушку. Если вытянуть паутинку в одну длинную нить – то её длина будет 300 м (рис.5)
Ещё в средние века о пауках были распространены самые невероятные и страшные курьёзные легенды. Об этом чуть позже.
А сейчас мы отправимся в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости - мир фольклора. В нём звучит сказка и песня, загадка и пословица… здесь играют, поют, рассказывают и слушают… здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…
5 этап. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа (6мин).
(Русский фольклор)
У каждого времени года свои приметы, свои традиции. С осенью связано много примет.
- А вы, знаете приметы, связанные с паутинками?
В старину осень встречали несколько раз.
- Назовите самый большой праздник осени? ( Осенины)
Праздник Осенины начинается с бабьего лета. О нём говорят: «Бабье лето 8 дней». Знают это время года и многие народы: русские. поляки, белорусы.. У нас бабье лето было известно по именем паутинного, даже поговорка такая есть: «Бабье лето летает»
Но у каждого народа были свои песни, обряды, игры — свой фольклор. В древние- древние времена, когда люди ещё не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни. Хоровод – это главный элемент танца и мы сейчас это покажем.
Игра - хоровод Колпачок (паучок)
6 этап. Выполнение задач творческого типа (20 мин).
В древнегреческой мифологии есть печальная и красивая легенда об искусной мастерице Арахне, которой не было равных в плетении кружев и тончайших нитей. Гордая своим умением, вызвала Арахна на состязание саму богиню Афину! И вышла у мастерицы работа, по красоте не уступавшая тканям Афины. Своим узором Арахна обличала богов в праздности и лени... Разгневалась Афина, порвала ткань Арахны, а в наказание превратила ее в паука. Однако и в образе паука не утратила Арахна свое искусство и по-прежнему плетет удивительно тонкие сети-кружева (рис.6)
Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной да нитка (рис. 7). Кручёную нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяже шь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутина, из нескольких нитей сплетается.
И стали кружева не вязать, а плести сразу из множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки-коклюшки. Сидит мастерица, перебивает нити, перекидывает их через колышки- иголки, воткнутые в рисованной на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетётся узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.
Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У неё много механических рук - каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Лёгкие, воздушные.
- Где же увидели, где подсмотрели художницы-кружевницы рисунок своего затейливого нитяного узора?
Верно, там же, где можем увидеть и мы с вами, - в лесу, в поле, в огороде, на реке. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», ручеёк, «мельница», «мороз» (рис.8)
Практическая работа
А теперь каждый из вас пусть попробует стать искусным мастером-паучком. Будем «ткать» свою паутинку.
Тихо звучит музыкальная пьеса «Утро в лесу» В. Салманова.
7 этап. Контроль сформированности умений и навыков (4мин).
Анализ работ.
8 этап. Рефлексия (3мин).
Будем и мы внимательны к окружающему нас миру: к родной природе и к людям, какой национальности бы они ни были. Ведь все мы дети одной планеты — Земли, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии.
Источники информации:
- Мельников М. Русский детский фольклор. М., 1989.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии, фольклору. М., 2004.
- Шангин И.И. Русские народные праздники. СПб., 1997.
- Яхин Л.Л.. Воздушные узоры. М., 1988.
- Русские народные игры на сайте folkgame.ru (3.12.2012)
- Картинки (паутинка, паутинка ) на сайте zdesvsyo.ru (25.11.2012)
- Хоровод(фото) на сайте http://school31belogorie.narod.ru/tradition1.htm (25.11.2012)
- images.yandex.ru › паук картинки (25.11.2012)
- images.yandex.ru › паутина картинки (25.11.2012)
- images.yandex.ru › осень картинки (25.11.2012)
- images.yandex.ru › вологодское кружево картинки (25.11.2012)