Цель:
Повышать интерес к математике, закрепить алгебраический материал;
Развивать логическое мышление, память, внимание;
Совершенствовать вычислительные навыки;
Приучать детей работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей;
Повышать интеллектуальный уровень учащихся.
Правила:
Класс делится на две команды, выбирается капитан команды. Капитан получает маршрутный лист, на котором указаны станции. Ученики старших классов являются наблюдателями на станциях, они же отмечают в маршрутных листах о выполнении задания. На каждой станции для команд приготовлены задания, которые необходимо выполнить. В конце соревнования проверяются маршрутные листы, в них подсчитываются баллы за каждое выполненное задание.
Место проведения:
Здание школы, школьный двор, спортивные и игровые площадки.
Ход соревнования:
Общее построение в фойе школы. Знакомство с правилами соревнования.
Вступительная часть.
Ведущий:
Ребята, сегодня у нас необычное соревнование. Оно связано как с математикой, так и со спортом. И названье ему - «Математическое многоборье». Многоборье, потому что необходимо будет выполнить задания из разных разделов математики. Как вы думаете, а зачем нужно знать математику?
1-й чтец
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
2-й чтец
Без счета письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3-й чтец.
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа!
Ведущий:
Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Сегодня у вас есть возможность доказать всем и самому себе, что вы не зря учили математику 4 года. Сегодня мы будем оценивать ни одного ученика, а команду. Поэтому все ваши умения, знания, объединяйте в одну борьбу за победу.
Представление команд и командиров.
Получение маршрутных листов.(станции в листах расположены так, чтоб команды не встречались во время соревнования)
Станция «Шифровальная» (игровая площадка)
На этой станции дети должны расшифровать с помощью шифра два предложения.
Задание: Мальчик – с – пальчик стал скороходом и быстрее всех доставлял королю важные новости.
Все письма были зашифрованы. Вот последнее донесение от военачальника:
«95 26173484! 2637869 49!»
Но Мальчик– с – пальчик знал ключ к шифру. Он знал, что среди 369, 158, 359, 3786 есть слова дым, дело, дом, был.
Попробуйте расшифровать донесение с фронта.
(Ответ: Мы победили! Поделом им!)
Станция «Быстрый счёт» (баскетбольная площадка)
На этой станции дети тренируются в устном счете.
Перед вами карта лукоморья. Чтобы не попасть в лапы «неведомым зверям», надо выбрать самый «безопасный» маршрут, то есть тот, в котором сумма очков наименьшая.
17 + 8 : 5 ? 13 – 9 : 7
64 : 8 ?20 – 90 : 14 + 129
40 ? 6 : 30 ? 50 – 80 : 10
(Ответ: верхняя строка) «цепочки» записаны на асфальте мелом, выбрав нужную, ребята должны друг за другом по ней пройти.
Станция «Мозговой штурм» (спортивная площадка)
На этой станции ученики устно отвечают на вопросы. За каждый неправильный ответ команда получает штрафной – бег по колесам.
Задание: В королевстве «Числандия» два математических советника несколько дней не могут решить кто из них прав. Помогите им и устно ответьте на вопросы.
1. Сколько цифр 5 нужно, чтобы записать числа по порядку от 20 до 70?
2. У каких двузначных чисел разница между разрядами составляет 8?
3. Когда разность пары однозначных чисел меньше их же частного?
4. Подбери число и подставь в выражение: 4* + 1* + 2* = 91.
5. Подбери два слагаемых для числа 999 так, чтобы одно было больше другого в 2 раза.
(Ответ: 1. Пятнадцать. 2. Это: 19 и 91. 3. Когда одно из них – 1 или оба числа одинаковые. 4. Семь. 5. Это 666 и 333).
Станция «Веселые картинки» (классная комната)
Здесь ребятам раздаются черно-белые картинки и цветные карандаши. Они должны решить уравнение на элементе рисунка, и разукрасить картинку (каждое число обозначает цвет).
Картинки ребята забирают с собой. Оцениваться будет не только правильное решение, но и аккуратность при раскрашивании.
Станция «Уравняйка» (школьный двор)
На асфальте записаны равенства, выслушав задания, ученики могут одновременно выполнять их, а могут все вместе по очереди (на их усмотрение).
Задание:
1) В каждом равенстве вставьте вместо пропусков одну и ту же цифру, чтобы равенство стало верным.
1? + 3?+ 5? = 111
?0 + ?1 + ?2 = 273
?4 + ?1 + ?3 + ?0 + ?1 = 273
2) Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
2 · 30 + 20 · 9 = 720
2 · 30 + 20 · 9 = 240
2 · 30 + 20 · 9 = 420
(Ответ: 1) 7, 9, 5;
2) (2 · 30 + 20) · 9 = 720
2 · 30 + 20 · 9 = 240
2 · (30 + 20 · 9) = 420).
Станция «Математическое болото» (волейбольная площадка)
Здесь ребятам понадобится умение решать неравенства. Перед ними площадка с обручами, в них записаны неравенства.
Задание: болото можно перейти только по кочкам, в которых должен стоять знак «меньше».
478 · 24 < 478 · (3 · 9) 296 · 80 > 296 · (10 + 2)
356 · 10 · 6 > 356 · 16 134 · 19 < 134 · 9 · 10
360 : (2 · 10) … 360 : 2 : 10 15 · 60 … 15 · 10 · 5
(73 + 27) · 9 … 9 · 101 84 · 25 … 84 · 20 + 5
(Ответ: 478 · 24 < 478 · (3 · 9)
356 · 10 · 6 > 356 · 16
134 · 19 < 134 · 9 · 10
(73 + 27) · 9 … 9 · 101 )
Подведение итогов.
При подведении итогов учитываются не только правильные ответы (очки), но и скорость выполнения заданий.
Также можно наградить двух игроков, которые наиболее отличились (игроков называет команда).