kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование Логических УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование логических УУД на уроках в начальной школе. Умения, которые вытекают при работе с логическими УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование Логических УУД"»

Тема: Формирование Логических УУД

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий, которые являются составляющими основы умения учиться, т.е. способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Рассмотрим одну из групп УУД - Познавательные универсальные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД включают в себя: общеучебные, логические, знаково – символические действия, а также постановку и решение проблемы.

На сегодняшний день стандарт определяет, что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, в частности логические универсальные действия, которые являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний.

Немецкий философ И. Кант писал: Логика - это наука о законах правильного мышления, требованиях, предъявляемых к исследовательскому и доказательному суждению.

Многочисленные исследования показали, что именно младший школьный возраст является пропедевтическим этапом формирования логических универсальных учебных действий, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций.

Логические УУД направлены на овладение следующими действиями:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

  2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  4. подведение под понятие, выведение следствий;

  5. установление причинно-следственных связей;

  6. построение логической цепи рассуждений;

  7. доказательство;

  8. выдвижение гипотез и их обоснование.

Разберем подробнее умения, которые вытекают из определения логических универсальных учебных действий.

Умение анализировать позволяет разделить целое на части и детально исследовать его каждое составляющее.

Умение синтезировать - это умение объединять выделенные анализом компоненты целого. B мыслительной деятельности человека анализ, синтез дополняют друг друга. Способность к аналитико - синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.

Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству. Умение сравнивать - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование умения сравнивать, следует осуществлять поэтапно:

  1. выделение признаков или свойств одного объекта;

  2. установления сходства и различия между признаками двух объектов;

  3. выявление сходства между признаками трех, четырех или более объектов.

Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждения, правилах.

Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различие - основа приема классификации.

Умение проводить аналогии - это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.

Умение обосновывать - это приводить убедительные аргументы, или доводы, в силу которых, следует принять какое - либо утверждение. Непременным условием развивающего обучения является формирование у учащихся способность обосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. В практике эту способность обычно связывают с умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Гипотеза

Этапы современного урока отражают структурные элементы деятельности: мотив, цель, действия для её достижения, результат. Каждый из этапов урока строится на определенных преобладающих логических универсальных учебных действий:

  1. Мотивация  к учебной деятельности (анализ, синтез, сравнение);  

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии (анализ, синтез, классификация, сериация);

  3. Выявление места и причины затруднения (в результате чего формулируются цели урока) (анализ, синтез, сравнение,  причинно-следственные связи); Построение проекта выхода из затруднения (анализ, синтез);

  4. Реализация построенного проекта (анализ, синтез, причинно-следственные связи);

  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (анализ, синтез, причинно-следственные связи);

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (анализ, синтез, сравнение);

  7. Включение в систему знаний и повторение (анализ, синтез);

  8. Рефлексия учебной деятельности (анализ, синтез, причинно-следственные связи).

Процесс формирования универсальных учебных действий отличается системностью и последовательностью действий, направленных на усвоение отдельных операций. На примере отдельных логических универсальных действий продемонстрируем систему работы.

Анализ – это умение выделять в предметах признаки.

Система работы по формированию данного умения:

1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;

2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;

3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;

4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.

Синтез – это умение соединять или объединять из частей целое, восполнять недостающие компоненты.

1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (например: буквы, рисунок);

2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;

3класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;

4класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.  

Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству.

1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;

2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;

3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;

4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.  



При формировании Логических УУД полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.


Формирование Логических УУД

Как проходит формирование УУД

(формы, методы и технологии)?

Действие

Планируемые результаты по формированию  УУД у выпускников начальной школы

-Заполнение таблицы по образцу

-Решить задачу разными способами

-Упражнения «Составь цепочку», «Составить план рассказа»

-Приём « Калейдоскоп»

Анализирует объекты с целью

выделения признаков (существенных, несущественных)

-Составить из частей предложение

-Упражнение «По сжатому плану составить рассказ»

Проводит синтез (составляет

целое из частей, в т. ч. самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)

-Упражнение «Составить вопросы к тексту»

-Упражнение «Составить рекламу заданному объекту»

- Предположите, выдвиньте гипотезу

-Докажите

Устанавливает причинно-

следственные связи

-Выбери самостоятельно критерии для сравнения двух объектов

-Сравни что-то… по данным критериям

- Разбей множество на части

Самостоятельно классифицирует

объекты

-Приём «Калейдоскоп»

- Составь из частей предложение

-Составь план рассказа

Строит логические цепи рассуждении

-Выдвиньте гипотезу, заполни  таблицу, докажи, реши задачу разными способами, составь план рассказа….

Доказывает

-Проектная и исследовательская деятельность

-Создание зоны «Знаю – не знаю»

-Поиск дополнительной информации,

-Моделирование

Выбирает основания и критерии для сравнения

-Составить рекламу объекту

-Диспуты, дискуссии,

-Столкновение мнений

Подводит под понятие, выводит следствие

 Приём «Не завершенная сказка»

-Поиск  дополнительной информации

-Упражнение «Составь цепочку (цепь питания)»

Выдвигает и обосновывает

гипотезы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Формирование Логических УУД"

Автор: Дурновцева Наталья Владимировна

Дата: 24.05.2019

Номер свидетельства: 512094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Родительское собрание в 3 классе «Развитие логических УУД – важный «ключ» успешности ребёнка» "
    ["seo_title"] => string(103) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-razvitiie-loghichieskikh-uud-vazhnyi-kliuch-uspieshnosti-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "141643"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418145581"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(100) "formirovaniieloghichieskikhuniviersalnykhuchiebnykhdieistviiumladshikhshkolnikovnaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "329965"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464083648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Статья на тему: "Внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО. Формирование логического мышления""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_vneurochnaia_deiatelnost_po_matematike_v_usloviiakh_vvedeniia_fgo"
    ["file_id"] => string(6) "568726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609094644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Комплекс упражнений на развитие логических УУД. "
    ["seo_title"] => string(54) "komplieks-uprazhnienii-na-razvitiie-loghichieskikh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "246552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446397841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства