Просмотр содержимого документа
«"Формирование Логических УУД"»
Тема: Формирование Логических УУД
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий, которые являются составляющими основы умения учиться, т.е. способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Рассмотрим одну из групп УУД - Познавательные универсальные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД включают в себя: общеучебные, логические, знаково – символические действия, а также постановку и решение проблемы.
На сегодняшний день стандарт определяет, что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, в частности логические универсальные действия, которые являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний.
Немецкий философ И. Кант писал: Логика - это наука о законах правильного мышления, требованиях, предъявляемых к исследовательскому и доказательному суждению.
Многочисленные исследования показали, что именно младший школьный возраст является пропедевтическим этапом формирования логических универсальных учебных действий, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций.
Логические УУД направлены на овладение следующими действиями:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Разберем подробнее умения, которые вытекают из определения логических универсальных учебных действий.
Умение анализировать позволяет разделить целое на части и детально исследовать его каждое составляющее.
Умение синтезировать - это умение объединять выделенные анализом компоненты целого. B мыслительной деятельности человека анализ, синтез дополняют друг друга. Способность к аналитико - синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.
Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству. Умение сравнивать - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование умения сравнивать, следует осуществлять поэтапно:
выделение признаков или свойств одного объекта;
установления сходства и различия между признаками двух объектов;
выявление сходства между признаками трех, четырех или более объектов.
Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждения, правилах.
Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различие - основа приема классификации.
Умение проводить аналогии - это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.
Умение обосновывать - это приводить убедительные аргументы, или доводы, в силу которых, следует принять какое - либо утверждение. Непременным условием развивающего обучения является формирование у учащихся способность обосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. В практике эту способность обычно связывают с умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Гипотеза
Этапы современного урока отражают структурные элементы деятельности: мотив, цель, действия для её достижения, результат. Каждый из этапов урока строится на определенных преобладающих логических универсальных учебных действий:
Мотивация к учебной деятельности (анализ, синтез, сравнение);
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии (анализ, синтез, классификация, сериация);
Выявление места и причины затруднения (в результате чего формулируются цели урока) (анализ, синтез, сравнение, причинно-следственные связи); Построение проекта выхода из затруднения (анализ, синтез);
Реализация построенного проекта (анализ, синтез, причинно-следственные связи);
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (анализ, синтез, причинно-следственные связи);
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (анализ, синтез, сравнение);
Включение в систему знаний и повторение (анализ, синтез);
Рефлексия учебной деятельности (анализ, синтез, причинно-следственные связи).
Процесс формирования универсальных учебных действий отличается системностью и последовательностью действий, направленных на усвоение отдельных операций. На примере отдельных логических универсальных действий продемонстрируем систему работы.
Анализ – это умение выделять в предметах признаки.
Система работы по формированию данного умения:
1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;
2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;
3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;
4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.
Синтез – это умение соединять или объединять из частей целое, восполнять недостающие компоненты.
1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (например: буквы, рисунок);
2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;
3класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;
4класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.
Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству.
1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;
2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;
3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;
4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.
При формировании Логических УУД полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Формирование Логических УУД
Как проходит формирование УУД
(формы, методы и технологии)?
Действие
Планируемые результаты по формированию УУД у выпускников начальной школы
-Заполнение таблицы по образцу
-Решить задачу разными способами
-Упражнения «Составь цепочку», «Составить план рассказа»