kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по формированию логических УУД у младших школьников на уроках математики. Состоит из заданий по формированию следующих умений: осуществления анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения и установления аналогий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики»

Методическая разработка по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников

на уроках математики

Щелокова Н.В.

Студент 5-го курса

ТюмГУ

Образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самопрезентации. Логические универсальные учебные действия, которые входят в состав познавательных УУД имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Формирование логических действий теснейшим образом связано с формированием логических приемов мышления, составляющих основу того или другого логического действия. В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения и т.д.).

Основным средством формирования логических УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, то есть осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Формирование логических УУД на уроках математики, может осуществляться не только при работе с текстовыми задачами, но и в период проведения устного счета, деятельности с геометрическим материалом, при решении нестандартных (логических) задач. Логические УУД будут развиваться на уроках математики в ходе решения каждой предметной задачи, если педагог вместе с учениками будет обсуждать с помощью цепочки вопросов сам способ, то есть последовательность действий, которые привели к результату, то эта последовательность со временем станет присвоенным универсальным учебным действием. На основе приведенных заданий можно по аналогии разработать новые задания, используя при этом не только математический материал, и предлагать их учащимся на уроках по другим предметам. Далее представлена подборка заданий для формирования логических умений: осуществление анализа с выделением существенных и несущественных признаков, осуществления сравнения, синтеза и классификации, а также установление аналогий для учащихся вторых классов. Подборка заданий состоит из авторских заданий, заданий из учебника «Математика» и др.



Задания на выделение существенных и несущественных признаков

  1. Школа находится в самой середине деревни, на площади. Маша шла в школу и встретила 4 мальчиков. Каждый из них был с портфелем. Сколько детей направлялось в школу? Ответ: только Маша.

Коля нарисовал 2 ёлки, под каждой из них – 3 грибочка. Алёша нарисовал 2 сосны. Сколько всего лиственных деревьев нарисовали мальчики? Ответ: ни одного.

  1. Игра «Назови признаки предмета» учитель называет какой-либо предмет, например: книга, кирпич, коробка. Назовите как можно больше признаков этого предмета.


Задания на применение анализа

  1. Логические задачи на нахождение соответствия по признакам:

В соревнованиях по бегу Сережа, Гриша и Коля заняли три первых места. Какое место занял каждый, известно, что Гриша занял не второе и не третье место, а Сережа не третье?

2) Найдите значения произведений, заменив их суммами:

1∙3 1∙5 1∙8

  1. Рифмованные задачи:

а) Сколько ушей у пяти мышей?

б) По траве бежал котенок, а за ним бежал щенок. Кто ребята сосчитает, сколько там бежало ног?

в) Шла овчарка по дорожке. У нее четыре – ножки. Ей навстречу–черный дог. Сколько всех собачьих ног?

4) Сколько на чертеже отрезков? Треугольников? Четырехугольников?






Задания на применение синтеза

1) Запишите несколько равенств и неравенств, используя только числа 9, 6, 13, 3, 15, знаки действий и знаки сравнения.

Проверьте, правильность выполнения задания: 10 + 3 = 13; 9 + 6 = 15; 9 3.

2) Соедини правильно правило: «Если все слагаемые в сумме (одинаковые, разные), то действие (сложения, вычитания) можно заменить действием (умножения, деления)».

3) Игра «Собери пословицы». На карточках написаны пословицы математического содержания. Каждая разделена на две части. Нужно собрать их в единое целое.

Семеро………..


….а имей сто друзей


Старый друг…..


… в поле не воин


Не имей сто рублей….

…лучше новых двух


Один……..


…одного не ждут


  1. Задачи с лишними или недостающими данными: У бабушки было 2 черных 5 белых кролика и 7 куриц. Сколько кроликов было у бабушки. Поставьте вопрос к задаче так, чтобы при решении можно было использовать все условие задачи.

Люба записала 10 мелодий на свой мобильный телефон, а Вера на 6 мелодий ______? Сколько мелодий записала Вера? Дополни условие задачи так, чтобы задача решалась: а) сложением; б) вычитанием.

  1. Запишите число: в котором четыре десятка и пять единиц.


Задания на применение сравнения

1) Мастер сделал три сказочных стола: один стол площадью 1м², другой – площадью 1 дм², а третий – 1 см². За каким столом удобнее сидеть сказочным героям: а) Дюймовочка; б) Мальчик-с-пальчик; в) Дядя Федор.

2) Определите какое из деревьев, растущих на улицах нашего города, является, лучшим «пылесосом»:

А) Береза – 28;

Б) Сосна – 17;

В) Тополь – 23. Чтобы ответить на вопрос, реши выражение: 17–(14:2)+13.

3) Задачи на сравнение: Света веселее Оли, а Оля веселее Веры. Какая из девочек самая веселая?

Волосы у Вовы светлее, чем у Пети, а волосы у Пети светлее, чем у Коли. У кого из мальчиков самые темные волосы.


Задания на применение классификации

  1. Какая фигура «лишняя»? Докажи свой выбор.

  1. Раздели на группы.

  2. Игра «Что лишнее». Почему?

А) 62,  4,  8,  2∙8,  9.

Б) Сумма, произведение, разность, слагаемое. 

В) Километр, килограмм, метр, сантиметр, дециметр. 

Г) 2∙3, 2∙5, 2+3, 2∙2, 2∙4.

4) Назовите сначала четные числа, а потом нечетные.

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.

Запишите числа от 1 до 10. Подчеркните только нечетные.

  1. Установите закономерность в соответствии, с которой заполнена таблица. Найдите недостающие числа.



2*0

2*1

2*2

2*3

2*4

2*5

2*6

2*7

2*8

2*9

0


4


8

10






  1. Установите закономерность.

8809 = 6 1120 =

7111 = 0 7777 =

5555 = 0 5531 =

6666 = 4 8931 =

9323 = 1 9999 =


Задания на применение обобщения

  1. Каким обобщающим понятием можно назвать каждую группу слов:

 единицы измерения массы;

 единицы  измерения длины.

  1. Выбери одно обобщающее понятие.

   2,4,6, 14,18, 20 — цифры, числа, однозначные числа, двузначные числа, четные числа. 

  Условие и вопрос — решение, выражение, схема, задание, задача.

  1. Распредели в таблицу по столбикам: 7+4; 7∙2; 7+4=11; а + в; а + в с; 12:2.

Числовые

выражения

Буквенные

выражения

Не является

выражением








  1. Распредели математические выражения:

45-9 6∙2 12+18

45+19 24-7 7∙1


Суммы

Разности

Произведения








Задания на применение аналогии

  1. К каждому произведению составьте по 2 равенства на деление. Работайте по образцу.

2*3=6 2*4 2*8 7*2

6:3=2

6:2=3

2) Подчеркни нужный ответ.

6

 

9

четное

 

цифра, ответ, нечетное, сумма, число



знак «–»

 

знак «х»

вычитание

 

множитель, деление, умножение


3) Допиши ответ:

    часть – целое, слагаемое ________ 

    8 –четное число, 11 ________ 

   дерево – рубят, число ________ 

    стол – ножка, произведение ________ 

4) Какое сочетание слов больше похоже на слова в рамке?

каблица ямнежения



1. математические выражения;

2. сложение чисел;

3. таблица умножения.

Литература

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика уч-к, 2 класс, 2ч.

  2. Гин С.И. Мир логики Издательство: М.: Вита-Пресс. Серия: Библиотека учителя начальной школы 2003г. — 144с.

  3. Куприенко В.В. Учение с увлечением. Сборник развивающих задач по математике для 2—го класса с методическими рекомендациями и ответами. — 2014. — 103с.

  4. Мишакина Т.Л., Новикова С.Н Формируем универсальные учебные действия на уроках математики 2 класс / — М.: Ювента, 2013. – 48с.
  5. Мельникова Т.А. и др. Математика. Развитие логического мышления. 1 – 4 классы: комплекс упражнений и задач – 2-е изд. Волгоград: Учитель. – 131с.
  6. Меркулова Т.В. Чему учить и как учить? // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №5.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щелокова Наталья Владимировна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся вторых классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniieloghichieskikhuniviersalnykhuchiebnykhdieistviiuuchashchikhsiavtorykhklassovnaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "330227"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464157728"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности через участие обучающихся  в предметных и творческих конкурсах. "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-uchastiie-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-i-tvorchieskikh-konkursakh"
    ["file_id"] => string(6) "110882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406726367"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Развитие действий контроля и самоконтроля младших школьников средствами  алгоритмизации на уроках   математики"
    ["seo_title"] => string(119) "razvitiie-dieistvii-kontrolia-i-samokontrolia-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-alghoritmizatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "276605"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452767386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1580 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства