kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по формированию логических УУД у младших школьников на уроках математики. Состоит из заданий по формированию следующих умений: осуществления анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения и установления аналогий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики»

Методическая разработка по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников

на уроках математики

Щелокова Н.В.

Студент 5-го курса

ТюмГУ

Образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самопрезентации. Логические универсальные учебные действия, которые входят в состав познавательных УУД имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Формирование логических действий теснейшим образом связано с формированием логических приемов мышления, составляющих основу того или другого логического действия. В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения и т.д.).

Основным средством формирования логических УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, то есть осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Формирование логических УУД на уроках математики, может осуществляться не только при работе с текстовыми задачами, но и в период проведения устного счета, деятельности с геометрическим материалом, при решении нестандартных (логических) задач. Логические УУД будут развиваться на уроках математики в ходе решения каждой предметной задачи, если педагог вместе с учениками будет обсуждать с помощью цепочки вопросов сам способ, то есть последовательность действий, которые привели к результату, то эта последовательность со временем станет присвоенным универсальным учебным действием. На основе приведенных заданий можно по аналогии разработать новые задания, используя при этом не только математический материал, и предлагать их учащимся на уроках по другим предметам. Далее представлена подборка заданий для формирования логических умений: осуществление анализа с выделением существенных и несущественных признаков, осуществления сравнения, синтеза и классификации, а также установление аналогий для учащихся вторых классов. Подборка заданий состоит из авторских заданий, заданий из учебника «Математика» и др.



Задания на выделение существенных и несущественных признаков

  1. Школа находится в самой середине деревни, на площади. Маша шла в школу и встретила 4 мальчиков. Каждый из них был с портфелем. Сколько детей направлялось в школу? Ответ: только Маша.

Коля нарисовал 2 ёлки, под каждой из них – 3 грибочка. Алёша нарисовал 2 сосны. Сколько всего лиственных деревьев нарисовали мальчики? Ответ: ни одного.

  1. Игра «Назови признаки предмета» учитель называет какой-либо предмет, например: книга, кирпич, коробка. Назовите как можно больше признаков этого предмета.


Задания на применение анализа

  1. Логические задачи на нахождение соответствия по признакам:

В соревнованиях по бегу Сережа, Гриша и Коля заняли три первых места. Какое место занял каждый, известно, что Гриша занял не второе и не третье место, а Сережа не третье?

2) Найдите значения произведений, заменив их суммами:

1∙3 1∙5 1∙8

  1. Рифмованные задачи:

а) Сколько ушей у пяти мышей?

б) По траве бежал котенок, а за ним бежал щенок. Кто ребята сосчитает, сколько там бежало ног?

в) Шла овчарка по дорожке. У нее четыре – ножки. Ей навстречу–черный дог. Сколько всех собачьих ног?

4) Сколько на чертеже отрезков? Треугольников? Четырехугольников?






Задания на применение синтеза

1) Запишите несколько равенств и неравенств, используя только числа 9, 6, 13, 3, 15, знаки действий и знаки сравнения.

Проверьте, правильность выполнения задания: 10 + 3 = 13; 9 + 6 = 15; 9 3.

2) Соедини правильно правило: «Если все слагаемые в сумме (одинаковые, разные), то действие (сложения, вычитания) можно заменить действием (умножения, деления)».

3) Игра «Собери пословицы». На карточках написаны пословицы математического содержания. Каждая разделена на две части. Нужно собрать их в единое целое.

Семеро………..


….а имей сто друзей


Старый друг…..


… в поле не воин


Не имей сто рублей….

…лучше новых двух


Один……..


…одного не ждут


  1. Задачи с лишними или недостающими данными: У бабушки было 2 черных 5 белых кролика и 7 куриц. Сколько кроликов было у бабушки. Поставьте вопрос к задаче так, чтобы при решении можно было использовать все условие задачи.

Люба записала 10 мелодий на свой мобильный телефон, а Вера на 6 мелодий ______? Сколько мелодий записала Вера? Дополни условие задачи так, чтобы задача решалась: а) сложением; б) вычитанием.

  1. Запишите число: в котором четыре десятка и пять единиц.


Задания на применение сравнения

1) Мастер сделал три сказочных стола: один стол площадью 1м², другой – площадью 1 дм², а третий – 1 см². За каким столом удобнее сидеть сказочным героям: а) Дюймовочка; б) Мальчик-с-пальчик; в) Дядя Федор.

2) Определите какое из деревьев, растущих на улицах нашего города, является, лучшим «пылесосом»:

А) Береза – 28;

Б) Сосна – 17;

В) Тополь – 23. Чтобы ответить на вопрос, реши выражение: 17–(14:2)+13.

3) Задачи на сравнение: Света веселее Оли, а Оля веселее Веры. Какая из девочек самая веселая?

Волосы у Вовы светлее, чем у Пети, а волосы у Пети светлее, чем у Коли. У кого из мальчиков самые темные волосы.


Задания на применение классификации

  1. Какая фигура «лишняя»? Докажи свой выбор.

  1. Раздели на группы.

  2. Игра «Что лишнее». Почему?

А) 62,  4,  8,  2∙8,  9.

Б) Сумма, произведение, разность, слагаемое. 

В) Километр, килограмм, метр, сантиметр, дециметр. 

Г) 2∙3, 2∙5, 2+3, 2∙2, 2∙4.

4) Назовите сначала четные числа, а потом нечетные.

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.

Запишите числа от 1 до 10. Подчеркните только нечетные.

  1. Установите закономерность в соответствии, с которой заполнена таблица. Найдите недостающие числа.



2*0

2*1

2*2

2*3

2*4

2*5

2*6

2*7

2*8

2*9

0


4


8

10






  1. Установите закономерность.

8809 = 6 1120 =

7111 = 0 7777 =

5555 = 0 5531 =

6666 = 4 8931 =

9323 = 1 9999 =


Задания на применение обобщения

  1. Каким обобщающим понятием можно назвать каждую группу слов:

 единицы измерения массы;

 единицы  измерения длины.

  1. Выбери одно обобщающее понятие.

   2,4,6, 14,18, 20 — цифры, числа, однозначные числа, двузначные числа, четные числа. 

  Условие и вопрос — решение, выражение, схема, задание, задача.

  1. Распредели в таблицу по столбикам: 7+4; 7∙2; 7+4=11; а + в; а + в с; 12:2.

Числовые

выражения

Буквенные

выражения

Не является

выражением








  1. Распредели математические выражения:

45-9 6∙2 12+18

45+19 24-7 7∙1


Суммы

Разности

Произведения








Задания на применение аналогии

  1. К каждому произведению составьте по 2 равенства на деление. Работайте по образцу.

2*3=6 2*4 2*8 7*2

6:3=2

6:2=3

2) Подчеркни нужный ответ.

6

 

9

четное

 

цифра, ответ, нечетное, сумма, число



знак «–»

 

знак «х»

вычитание

 

множитель, деление, умножение


3) Допиши ответ:

    часть – целое, слагаемое ________ 

    8 –четное число, 11 ________ 

   дерево – рубят, число ________ 

    стол – ножка, произведение ________ 

4) Какое сочетание слов больше похоже на слова в рамке?

каблица ямнежения



1. математические выражения;

2. сложение чисел;

3. таблица умножения.

Литература

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика уч-к, 2 класс, 2ч.

  2. Гин С.И. Мир логики Издательство: М.: Вита-Пресс. Серия: Библиотека учителя начальной школы 2003г. — 144с.

  3. Куприенко В.В. Учение с увлечением. Сборник развивающих задач по математике для 2—го класса с методическими рекомендациями и ответами. — 2014. — 103с.

  4. Мишакина Т.Л., Новикова С.Н Формируем универсальные учебные действия на уроках математики 2 класс / — М.: Ювента, 2013. – 48с.
  5. Мельникова Т.А. и др. Математика. Развитие логического мышления. 1 – 4 классы: комплекс упражнений и задач – 2-е изд. Волгоград: Учитель. – 131с.
  6. Меркулова Т.В. Чему учить и как учить? // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №5.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щелокова Наталья Владимировна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся вторых классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniieloghichieskikhuniviersalnykhuchiebnykhdieistviiuuchashchikhsiavtorykhklassovnaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "330227"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464157728"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности через участие обучающихся  в предметных и творческих конкурсах. "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-uchastiie-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-i-tvorchieskikh-konkursakh"
    ["file_id"] => string(6) "110882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406726367"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Развитие действий контроля и самоконтроля младших школьников средствами  алгоритмизации на уроках   математики"
    ["seo_title"] => string(119) "razvitiie-dieistvii-kontrolia-i-samokontrolia-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-alghoritmizatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "276605"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452767386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства