Родительское собрание в 3 классе «Развитие логических УУД – важный «ключ» успешности ребёнка»
Родительское собрание в 3 классе «Развитие логических УУД – важный «ключ» успешности ребёнка»
Представленное собрание знакомит родителей с понятием логических УУД, конкретными примерами развития этих действий на уроках и даёт советы родителям, как формировать эти действия в домашней деятельности. Так же предлагаем совместную игру детей и родителей «Развивающее ассорти» по формированию логических УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Уважаемые, родители! Мы думаем ¸что эта тема при внедрении ФГОС очень актуальна и должна заинтересовать вас.
Основная часть.
Предлагаем подумать в группах и записать, что значит успешность ребёнка.
Каждая группа озвучивает своё определение успешности.
- Действительно, вы все правы. т. к. главная задача школы и родителей не только обучить знаниям, умениям и навыкам, но и сформировать УУД.
- А что же такое УУД? (4 слайд)
-В ваших записях было отражено, что успешность ребёнка зависит от умения логически мыслить, рассуждать, сравнивать, умения принимать решения. Всё, что вы перечислили и есть универсальные учебные действия.
Давайте обратимся к презентации, что же такое логические УУД.
5 слайд
К их числу относят логические действия: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение, классификация и д.р.
-Давайте вместе разберёмся, что каждая логическая операция под собой подразумевает. Поработаем в группах, перед вами листы, в которых слева написаны понятия, а справа определения этих понятий. Ваша задача соотнести понятие и определение.
Анализ – расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих их элементов, частей, моментов, сторон, а также связей и отношений между ними с целью целостного познания этих предметов и явлений.
Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений водно целое, достраивание и восполнение его недостающих компонентов. Сравнение – сопоставление предметов с целью выявления признаков сходства или различия между ними (или того и другого вместе).
Классификация – распределение предметов и явлений по классам и подклассам в зависимости от сходства и различия их друг с другом.
Обобщение - нахождение существенно общего в заданных предметах или явлениях. Этим общим могут быть их признаки или части, отдельные элементы.
Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно (хотя очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства детей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной целенаправленной методической работы и помощи от родителей.
Давайте познакомимся с некоторыми приёмами и упражнениями, которые мы используем на уроках для формирования логических УУД.
6-9 слайды
- Мы хотим предложить вашему вниманию некоторые задания для развития логических УУД в домашней деятельности.
I. Для организации деятельности учащихся, направленной на выделение признаков того или иного объекта, можно сначала предложить такой вопрос:
- Что вы можете рассказать о предмете? (яблоко круглое, большое, красное; тыква – жёлтая, большая, с полосками, с хвостиком; круг – большой, зелёный; квадрат – маленький, жёлтый).
- Что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов? (Большой, маленький, круглый, как треугольник, как квадрат и т.д) Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.
Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия, например:
Книга – тетрадь солнце – луна
Лошадь – корова сани - телега
Озеро – река дождь - снег
Линейка – треугольник автобус – троллейбус
Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – черты различия названных предметов, понятий.
На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты. После этого листы собираются.
II. Термин «сравнить» обычно используется в двух смыслах: а) для установления количественных отношений; б) для установления отношения сходства и различия объектов или их групп. Важно, чтобы учащиеся овладели приёмом сравнения на качественном уровне. Для этого можно использовать следующие задания:
Демонстрируем на конкретных примерах, используя таблицы и рисунки.
1. Сравни два рисунка, две картинки, два каких-либо предмета.
2. Раскрась две картинки так, чтобы они были одинаковыми (различными). Любое имеющееся задание можно усложнить, увеличивая число свойств одинаковых фигур, и тем самым уменьшить число отличительных свойств одинаковых фигур от остальных фигур ряда, например:
3. Выдели общие признаки группы предметов (цвет, форма, размер и т. д) При выполнении этих заданий вначале выделяются свойства каждой фигуры, а затем – общее свойство, присущее всем фигурам данной группы. Таким общим свойством может быть не только форма, цвет фигур, но и их количество, размер, назначение(например, посуда, одежда, орудия труда) и т.д.
III. Логические задачи (напечатаны на листочках).
Примеры логических задач связанных с математикой способствующих развитию логического мышления:
1. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
2. Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?
3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
4. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?
5. Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?
6. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?
7. В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
8. Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?
9. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.
10. Какое число лишнее?
9,7,4,1,3,7.
11. Из 5 палочек нужно построить 2 треугольника.
12. Из семи палочек нужно сложить 3 треугольника.
IV.Расшифровать пословицу (запись на доске)
КТОАККУРА
ТЕНТОТЛЮД
ЯМПРИЯТЕН
Ответ: Кто аккуратен, тот людям приятен.
V. Работа с газетой. (газета у каждой группы)
- найти гласные буквы в статье и зачеркнуть
- подчеркнуть согласные буквы
- найти существительные, прилагательные и т.д.
Совместная игра детей и родителей
-А теперь приглашаем вас на совместную с детьми игру «Развивающее ассорти», где вы можете увидеть приёмы работы над разными видами логических действий.
Дети рассаживаются в группы со своими родителями.
У детей спрашивается, что такое ассорти. Предлагаем попробовать наше ассорти из четырёх видов конфет (муляжи конфет сделаны своими руками с использованием цветной бумаги разного цвета и подписанными номерами заданий.) Каждый цвет фантика конфеты означает определённую логическую операцию. Команда по своему желанию выбирает конфету и выполняет соответствующее задание, зарабатывая баллы по количеству выигранных конфет. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество конфет.
Презентация совместной игры с родителями.
После игры остаются родители для подведения итогов собрания.
Рефлексия
- Уважаемые родители! Хотелось бы узнать ваше мнение о проведённом мероприятии.
В группах запишите ваши мысли по значимости нашего собрания.
(Каждой группе даётся лист, в котором нужно дописать свои отзывы.)
- Мы узнали…….
-Мы заинтересовались…
-Будем использовать…
-Хотелось бы узнать побольше о ………..
- Тема нас не затронула, потому что ……..
Каждая группа, заполнив листы высказывает общее мнение и принимается решение собрания.
Методические указания
Это собрание разработано для родителей 3 классов, но так же можно его использовать и для других классов начальной школы. Тема собрания предполагает знакомство родителей с универсальными учебными действиями, а конкретно с логическими. Собрание содержит не только теоретический, но и практический материал. Родителям предложена помощь в виде конкретных заданий по развитию логических УУД. Родители в ходе собрания являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса. Совместная игра детей и родителей укрепляет взаимоотношения в коллективе, объединяет детей и родителей.
Форма проведения данного собрания показала, что она полезна, интересна, актуальна. Данный нестандартный подход к ведению собрания активизирует родителей и ведёт к открытому диалогу родителей и учителя.
Литература
Асмолов А. Г. Как пректировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Баранов, С. П. Развитие логики мышления младших школьников / С. П. Баранов, Н. И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. - №12.
Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить. – Харьков; «Фолио», 1998
Козлова, С. А. Развитие логического и алгоритмического мышления у дошкольников и младших школьников [Текст] / С. А. Козлова // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ : ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. - 2006. - № 9.
Посылина, И. А. "Логика на уроках математики" для II класса / И. А. Посылина // Информатика в школе. - 2006. - № 4.
Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе: Сб. статей. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959.
Тихомирова Л. Ф. Логика – дети 7-10 лет. – Ярославль: «Академия развития», 2001г
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 235с. : ил. - (Вместе учимся, играем).
Тонких А. П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов. – Начальная школа, 2002 г, № 5, с 17-21.
Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения. 2010 год