kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений на развитие логических УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие логических УУД является важнейшей частью в формировании познавательных универсальных учебных действий. Логические УУД формируются на всех учебных предметах. В комплексе заданий коллеги могут найти упражнения на выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам, сравнение двух и более предметов, классификация предметов и явлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений на развитие логических УУД. »

МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа №10»

Прионежского района

Республики Карелия










Комплекс заданий, развивающих логические УУД





Учителя начальных классов

Кокунова И.А.

Денисова О.В.



2015г



Комплекс заданий, развивающих логические УУД

I. Выделение признаков предметов:

  1. Из каких цифр состоит число: 27?

  2. С какой цифры начинаются числа:14,18,25,46,37,56?

  3. Какую форму имеет фигура? Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры.

  4. Укажите признаки чисел: 2,24,241

  5. Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.

  6. Укажите признаки чисел: 5, 55, 555.

  7. Назовите признаки следующей геометрической фигуры:

  8. С какой цифры начинаются числа: 21,215,23,242?

  9. Почему данная фигура называется треугольником?

II. Узнавание предметов по заданным признакам

1. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 4 стороны и 4 угла;

б) имеет 3 стороны и 3 угла.

2. Сколько у фигуры вершин, из скольких отрезков она состоит? Как

называется эта фигура?

3. Вставьте пропущенные числа:

а) 5,15,…35,45;

б) 34,44,54…,…,84;

в) 12,22,…,42,52,…72;

г) 6,12,18,…30,36,…; и т.д

4. Какие числа пропущены в примерах?

а) 15+5·2=25

б) 15+5х4=35

в) 15+5х…=…

г) 15х5х…=…

д) 15+5х…=…

5. Какие числа пропущены в следующих примерах?

а) 12+12:2=18

б) 12+12:3=16

в) 12+12: …=…

г) 12+12: …=… и т.д.



III. Формирование способности выделять существенные признаки предметов

  1. Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь)

Ответ: (Углы, стороны).

  1. Куб (углы, чертеж, камень, сторона)

Ответ: (углы, сторона)

Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

IV. Сравнение двух или более предметов

Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения играет приём сравнения. Формирование умения пользоваться этим приёмом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. Целесообразно, например, ориентироваться на такие этапы:

- выделение признаков или свойств одного объекта;

- установление сходства и различия между признаками двух объектов;

- выявление сходства между признаками трёх, четырёх и более объектов.

Так как работу по формированию у детей логического приёма сравнения лучше начать с первых уроков, то в качестве объектов можно использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо знакомых, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления,

(например, на уроках математики).

Для организации деятельности учащихся, направленной на выделение признаков того или иного объекта, можно сначала предложить такой вопрос:

- Что вы можете рассказать о предмете? (яблоко круглое, большое, красное; тыква – жёлтая, большая, с полосками, с хвостиком; круг – большой, зелёный; квадрат – маленький, жёлтый).

В процессе работы учитель знакомит детей с понятиями «размер», «форма» и предлагает им следующие вопросы:

- Что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов? (Большой, маленький, круглый, как треугольник, как квадрат и т.д) Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия, например:


Книга – тетрадь солнце – луна

Лошадь – корова сани - телега

Озеро – река дождь - снег

Линейка – треугольник автобус – троллейбус


Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – черты различия названных предметов, понятий.

На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты. После этого листы собираются.

Термин «сравнить» обычно используется в двух смыслах: а) для установления количественных отношений; б) для установления отношения сходства и различия объектов или их групп. Важно, чтобы учащиеся овладели приёмом сравнения на качественном уровне. Для этого можно использовать следующие задания:

1. Сравни два рисунка, две картинки, два каких-либо предмета.

2. Раскрась две картинки так, чтобы они были одинаковыми (различными). Любое имеющееся задание можно усложнить, увеличивая число свойств одинаковых фигур, и тем самым уменьшить число отличительных свойств одинаковых фигур от остальных фигур ряда, например:

3. Выдели общие признаки группы предметов (цвет, форма, размер и т. д) При выполнении этих заданий вначале выделяются свойства каждой фигуры, а затем – общее свойство, присущее всем фигурам данной группы. Таким общим свойством может быть не только форма, цвет фигур, но и их количество, размер, назначение(например, посуда, одежда, орудия труда) и т.д.

1. Чем похожи числа?

а) 7 и 71 б) 77 и 17 в) 31 и 38 г) 24 и 624 д) 3 и 13 д) 84 и 754

2. Чем отличается треугольник от четырехугольника?

3. Найдите общие признаки у следующих чисел:

а) 5 и 15 б) 12 и 21 в) 20 и 10 г) 333 и 444 д) 8 и 18 е) 536 и 36

4. Прочитайте числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

а) 5 и 50 б) 17 и 170 в) 201 и 2010 г) 6 и 600 д) 42 и 420 е) 13 и 31

5. Даны числа: 12,16,20,24,28,32.

Чем похожи эти числа? Чем они отличаются?

6. Чем отличается четырехугольник от пятиугольника?

В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда учащемуся приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

V. Классификация предметов и явлений.

1. Дан набор квадратиков – черных и белых, больших и маленьких.

Разложить квадраты на такие группы:

а) большие и белые квадраты;

б) маленькие и черные квадраты;

в) большие и черные квадраты;

г) маленькие и белые квадраты.

2. Даны кружки: большие и маленькие, черные и белые. Они разделены на 2 группы:

По какому признаку разделены кружки:

а) по цвету;

б) по величине

в) по цвету и величине (правильный ответ).

3. Даны два пересекающихся круга в прямоугольнике. В них помещены треугольники, большие и маленькие, черные и белые.



Задание:

а) покажи, где лежат большие белые треугольники;

б) покажи, где лежат маленькие белые треугольники;

в) покажи, где лежат большие черные треугольники;

г) покажи, где лежат маленькие черные треугольники.

4. Задания:

а) разложить карточки с фигурами по форме;

б) по величине

в) по цвету.

Затем задания можно усложнить:

а) выбери карточки с треугольниками красного цвета;

б) выбери карточки с треугольниками синего цвета;

в) выбери карточки с квадратами…. цвета и т.д.

VI. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

1. Раздели на 2 группы следующие числа:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Четные числа______________

Нечетные числа____________

К какой группе отнесешь числа: 16,31,42,18,37?

2. Раздели на 2 группы следующие числа:

2,13,3,43,6,55,18,7,9,31

однозначные числа____________

двузначные числа______________


3. Назови группы чисел одним словом:

а) 2,4,6,8 – это ________________

б) 1,3,5,7,9 – это ______________

4. Назови группу чисел одним словом:

а) 2,4,7,9,5,6-это__________________

б) 18,25,33,48,57 – это_____________

в) 231,564,872,954 – это ___________

5. Школьникам дается набор карточек.

Задания: разложить карточки на следующие группы:

а) по форме

б) по количеству предметов

6. Дан набор геометрических фигур:

-двух форм (треугольники и квадраты)

-двух цветов (красные и зеленые)

-двух размеров (большие и маленькие)

Задание: разложите фигуры:

а) по цвету

б) по форме

в) по величине

Проверка результатов классификации.

1. Следующие числа:1,2,3,5,8,12,16,24,35,48 – распределить на 2 группы:

-однозначные и двузначные:

-однозначные______________

-двузначные_______________


В какой таблице числа расположены на группы правильно?

а) 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48

б) 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48

в) 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48

г) 2,3,5,8 1,12,6,16,24,35,48

2. Прочитай числа: 22,35,48,51,31,45,27,24,36,20

Разбей эти числа на 2 группы: четные и нечетные

Четные_____________

Нечетные___________

На какой строчке числа распределены по группам правильно?

31,35,27,45,51,22 48,24,20,36

31,35,27,45,51 27,20,24,36,22,48

27,31,35,45,51 20,22,24,36,48

26,31,36,35,45,51 20,22,24,48

3. Прочитай числа каждой строки:

1,2,3,4,5,6,7,8,9

20,21,22,23,24,25,26,27,28

321,322,323,324,325,326,327

Что послужило основанием для такой классификации?

Выбери правильный ответ:

а) числа распределены на четные и нечетные;

б) числа распределены на однозначные, двузначные и трехзначные

4. Числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,29

распредели на группы двумя способами и т.д.


Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

VII. Геометрическое лото.

Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел:

Ответы

……5 7 9…… (1 3 5 7 9 11 13)

…..5 6 9 10….. (1 2 5 6 9 10 13 14)

…..21 17 13….. (29 25 21 17 13 9 51)

6 12 18………. (6 12 18 24 30 36..)

…..6 12 24…… (36 12 24 48 96…)

0 1 4 5 8 9…….. (014589 12 13 16 17)

0 1 4 9 16……… (0149 16 25 36 49..)

Интересная игра «Лишнее число».

Даны числа: 1,10,6 Какое из них лишнее?

Лишним может быть 1 (нечетное)

Лишним может быть 10 (двузначное)

Лишним может быть 6 (1 и 10 использована 1)

Даны числа:6,18,81 Какое число лишнее?

Сравнение можно провести по четности, нечетности, однозначности, двузначности, участие цифр 1 и 8 в написании. Но кроме того их можно сравнить и по наличию одинаковых делителей.

Сравнивать можно и математические выражения:

3+4

1+6

Что общего?

На первый взгляд ничего общего, кроме знака действий, но … первые слагаемые меньше вторых,первые слагаемые – нечетные, а вторые четные. Да и сумма одинаковая.

VIII. Логические задачи.

Примеры логических задач связанных с математикой способствующих развитию логического мышления:

1. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

2. Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?

3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?

4. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?

5. Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?

6. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?

7. В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

8. Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?

9. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.

10. Какое число лишнее?

9,7,4,1,3,7.

11. Из 5 палочек нужно построить 2 треугольника.

12. Из семи палочек нужно сложить 3 треугольника.

13. Запиши такие двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5.

Пример: 14,23,32,50,41

14. Запиши такие двузначные числа, в которых разность между числом десятков и единиц равна 6.

Пример 93,82,71,60

15. Установи закономерность и найди недостающее число:

а) 2 5 7 6 1 7 1 4 ? (5)

б) 2 4 8 ?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс упражнений на развитие логических УУД.

Автор: Кокунова Ирина Анатольевна, Денисова Ольга Валерьевна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "План-конспект для учащихся 6х классов , ОФП развитие силовой выносливости"
    ["seo_title"] => string(81) "plan-konspiekt-dlia-uchashchikhsia-6kh-klassov-ofp-razvitiie-silovoi-vynoslivosti"
    ["file_id"] => string(6) "320892"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461166323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "конспект урока на тему: "Физические упражнения на развитие скоростно-силовых и координационных способностей на материале лёгкой атлетики" "
    ["seo_title"] => string(152) "konspiekt-uroka-na-tiemu-fizichieskiie-uprazhnieniia-na-razvitiie-skorostno-silovykh-i-koordinatsionnykh-sposobnostiei-na-matierialie-lioghkoi-atlietiki"
    ["file_id"] => string(6) "135189"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416860662"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок физической культуры ,,Легкая атлетика,развитие скоростно-силовой выносливости,,"
    ["seo_title"] => string(87) "urok-fizichieskoi-kul-tury-lieghkaia-atlietika-razvitiie-skorostno-silovoi-vynoslivosti"
    ["file_id"] => string(6) "320897"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461167389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок физической культуры: "Приём и передача мяча. Развитие координационных способностей""
    ["seo_title"] => string(86) "urokfizichieskoikulturypriiomipieriedachamiacharazvitiiekoordinatsionnykhsposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "300304"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456686609"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад  «Формирование универсальных учебных действий  на уроках физической культур» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "158765"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421781521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства