Статья на тему: "Внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО. Формирование логического мышления"
Статья на тему: "Внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО. Формирование логического мышления"
Современной математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, способной решать возникающие перед обществом задачи.
Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.). Именно поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы.
Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность.
Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
внеурочная деятельность».
Основная цель внеурчной деятельности по математике заключается в том, чтобы создать условия, способствующие эффективному формированию логических познавательных УУД у младших школьников.
Так как основной проблемой слабой успеваемости учащихся является отсутствие интереса к математике как к предмету, то с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Во внеурочной деятельности по предмету большие возможности работы с детьми является и научно-исследовательская работа, проектная деятельность. Этот вид работы формирует у учащихся творческую активность, приучает к работе с научно-популярной литературой.
Необходимо развивать у учащихся творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях, развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Математическая внеурочная деятельностьспособствует воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности, воспитывает нравственные взгляды и убеждения, способствует воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Посещая внеурочные занятия по математике, ученики должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые характеризуют способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная деятельность рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Самое главное способствует УМЕНИЕ НЕСТАНДАРТНО МЫСЛИТЬ. Для этого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов, формировать у детей интеллектуальные умения, в состав которых входят логические приёмы мышления.
Основные законы логического мышления:
1. Во-первых, заниматься его развитием никогда не бывает рано или поздно. Не нужно ждать, когда ребенок подрастет и научится рассуждать «в уме», так же как и взрослым не нужно отказываться от занятий из-за своего возраста.
2. Во-вторых, каждому уровню мыслительной деятельности подходят свои упражнения на логическое мышление, даже если они кажутся слишком простыми и примитивными. Наглядное мышление детей - ступенька к логическому, и ее нельзя игнорировать, сразу требуя от ребенка абстрактных умственных операций.
3. В-третьих, логика и воображение не исключают и не заменят друг друга.
Фантазия и воображение помогают, а не мешают развитию мыслительных способностей. Поэтому кроме стандартных логических задач есть и такие, которые одновременно стимулируют интеллект, логику и воображение.
ЛОГИКА – наука о правильном построении мысли.
МЫСЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ – значит отделять важное от второстепенного, находить взаимосвязи и делать выводы, приводить доказательства и опровержения.
Формируются логические универсальные действия. В соответствии стандартам второго поколения к логическим универсальным действиям относятся:
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
· синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
· подведение под понятие, выведение следствий;
· у с т а н о вл е н и е п р и ч и н н о -с л ед с т ве н н ы х с вя з е й, представление цепочек объектов и явлений;
· построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование. Напомним, что анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.
В 1 классе проводится стартовая диагностика. По результатам входной диагностики выявляется, что умение анализировать, сравнивать, классифицировать, находить признаки, по которым проведена классификация, развиты не на должном уровне: степень овладения анализом, умение сравнивать, умение классифицировать, находить признаки, по которым проведена классификация.
Внеурочная деятельность по математике, направленная на развитие логического мышления, предусматривает разнообразные формы, которые по силам детям с разным уровнем знаний: игры, ребусы, загадки, задачи-шутки, викторины, конкурсы, проекты, кружки, олимпиады и т.д.
Для развития логических способностей учащихся проводим занятия во внеурочной деятельности по программам: «Математическое конструирование» и «Юный математик». Основной спектр содержания тем этих программ направлен на развитие интеллектуальных умений, т.е. основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация), обязательное рассмотрение числовых головоломок и арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию и т.д.
Развитие логического мышления проходит через математические игры и логические задания, которые могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Логические игры развивают логическое мышление, воображение, сообразительность, внимание, вычислительные навыки, математическую речь, смекалку; воспитывают аккуратность, точность, взаимоуважение, культуру общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО. Формирование логического мышления"»
Внеурочная деятельность по математике
в условиях введения ФГОС ООО. Формирование логического мышления
Современной математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, способной решать возникающие перед обществом задачи.
Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.). Именно поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы.
Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность.
Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
внеурочная деятельность».
Основная цель внеурчной деятельности по математике заключается в том, чтобы создать условия, способствующие эффективному формированию логических познавательных УУД у младших школьников.
Так как основной проблемой слабой успеваемости учащихся является отсутствие интереса к математике как к предмету, то с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Во внеурочной деятельности по предмету большие возможности работы с детьми является и научно-исследовательская работа, проектная деятельность. Этот вид работы формирует у учащихся творческую активность, приучает к работе с научно-популярной литературой.
Необходимо развивать у учащихся творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях, развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Математическая внеурочная деятельностьспособствует воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности, воспитывает нравственные взгляды и убеждения, способствует воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Посещая внеурочные занятия по математике, ученики должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые характеризуют способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная деятельность рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Самое главное способствует УМЕНИЕ НЕСТАНДАРТНО МЫСЛИТЬ. Для этого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов, формировать у детей интеллектуальные умения, в состав которых входят логические приёмы мышления.
Основные законы логического мышления:
1. Во-первых, заниматься его развитием никогда не бывает рано или поздно. Не нужно ждать, когда ребенок подрастет и научится рассуждать «в уме», так же как и взрослым не нужно отказываться от занятий из-за своего возраста.
2. Во-вторых, каждому уровню мыслительной деятельности подходят свои упражнения на логическое мышление, даже если они кажутся слишком простыми и примитивными. Наглядное мышление детей - ступенька к логическому, и ее нельзя игнорировать, сразу требуя от ребенка абстрактных умственных операций.
3. В-третьих, логика и воображение не исключают и не заменят друг друга.
Фантазия и воображение помогают, а не мешают развитию мыслительных способностей. Поэтому кроме стандартных логических задач есть и такие, которые одновременно стимулируют интеллект, логику и воображение.
ЛОГИКА – наука о правильном построении мысли.
МЫСЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ – значит отделять важное от второстепенного, находить взаимосвязи и делать выводы, приводить доказательства и опровержения.
Формируются логические универсальные действия. В соответствии стандартам второго поколения к логическим универсальным действиям относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
у с т а н о вл е н и е п р и ч и н н о -с л ед с т ве н н ы х с вя з е й , представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование. Напомним, что анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.
В 1 классе проводится стартовая диагностика. По результатам входной диагностики выявляется, что умение анализировать, сравнивать, классифицировать, находить признаки, по которым проведена классификация, развиты не на должном уровне: степень овладения анализом, умение сравнивать, умение классифицировать, находить признаки, по которым проведена классификация.
Внеурочная деятельность по математике, направленная на развитие логического мышления, предусматривает разнообразные формы, которые по силам детям с разным уровнем знаний: игры, ребусы, загадки, задачи-шутки, викторины, конкурсы, проекты, кружки, олимпиады и т.д.
Для развития логических способностей учащихся проводим занятия во внеурочной деятельности по программам: «Математическое конструирование» и «Юный математик». Основной спектр содержания тем этих программ направлен на развитие интеллектуальных умений, т.е. основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация), обязательное рассмотрение числовых головоломок и арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию и т.д.
Развитие логического мышления проходит через математические игры и логические задания, которые могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Логические игры развивают логическое мышление, воображение, сообразительность, внимание, вычислительные навыки, математическую речь, смекалку; воспитывают аккуратность, точность, взаимоуважение, культуру общения.