Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры населения»
Формирование экологической культуры населения
Аннотация: В настоящее время требования экологической образованности и культуры становиться неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
На каждом этапе развития общества нам кажется, что наши знания достаточны, чтобы реализовать их в практической деятельности, но после реализации оказывается, что появились проблемы, которые мы не учли. На данном этапе мозаичность наших знаний определяется аналитичностью методологии классической науки [2, с.214], однако проблемы в наших знаниях пагубно сказались на возможности воздействовать на окружающую среду, в некоторых случаях они являются катастрофически необратимыми проблемами современного общества.
Отсюда следует, что одной из первостепенных задач высокой культуры является налаживание гармоничных отношений в системе общество – природы. Не только многие регионы России, а практически весь мир ощущает на себе «ответ» природы на свои бездумные и небрежные поступки по отношению к ней.
В настоящее время мир находится в состоянии войны с невидимым противником, и этот невидимый противник – сам человек. Человечество бездумно эксплуатируя, покоряя природу, среду своего обитания, воюет против себя, так как человек и природа это одно взаимозависимое целое в нашей Вселенной [3].
Понимая всю критичность происходящей ситуации, когда уже нет смысла ждать «поблажек» от природы, мы должны задуматься над теми законами, по которым живет она. «Наша задача – не брать, а отдавать, выплачивая ей свои долги… Необходимо восстановление законных нравственных отношений между человеком и природой. Разумное самоограничение потребления – наш долг перед природой. Речь идет не об аскетизме, а только о чувстве меры, благоразумии, о культуре» [3].
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Правительство ставит перед человечеством определенные задачи, среди которых важнейшими являются:
· принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
· воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.
Осознавая катастрофичность ситуации, в которой сосредоточена угроза всему обществу и миру природы, необходимо переломить свою алчность и агрессию.
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и значимых. Если проанализировать некоторые факты, например, экономический детерминизм, процессы социальной дезинтеграции, то можно сделать следующий вывод, что в результате антропогенной деятельности природа оказалась под угрозой исчезновения, а всему человечеству грозит деградация и вымирание. Все это является следствием неосознанного, небрежного отношения к окружающей среде.
«Мы создаем города, села, а они создают нас», - утверждал Аристотель [цит. по: 1, с.52]. К сожалению, сегодня это известное выражение окажется более верным, если его перефразировать: Сначала мы разрушаем город, село, а затем они разрушают нас».
Согласно анализа статистических исследований, видно, что состояние окружающей среды в целом является удовлетворительным. Однако существует ряд антропогенных факторов, которые оказывают негативное влияние на экологию регионов. Исходя из этого, нужно сказать, что начальным этапом должно стать осознание необходимости воспитания экологической культуры как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Первоначально повышение уровня знаний в области экологии связывается с образованием, однако воспитывать экологическую культуру только лишь с помощью традиционных методов – не самый эффективный способ. Как правило, отмечается такая тенденция, что учащиеся хорошо воспринимают информацию об экологической культуре, экологических катастрофах и природных катаклизмах.
Экология стала настолько специфической областью знаний, что ее исключили из предмета школьного образования, а чиновники Министерства природных ресурсов взяли курс на дезэкологизацию сознания населения, что тем самым ведет к прекращению финансирования этой деятельности.
На мой взгляд, сегодня специалист в любой сфере должен обладать экологическими знаниями, понимать и осознавать всю возможность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинах возможных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, уметь профессионально оценивать характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решения производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем. Отсюда велика роль подготовки экологических кадров, экологического образования и воспитания населения.
Основная цель формирования экологической культуры заключается, прежде всего, в том, чтобы объединить усилия и ответственность как отдельной личности, так и общественных организаций на формирование понимания проблемы окружающей среды, а также воспитание ответственности и стремления на пути к решению экологических задач.
От того, насколько высока будет степень экологической культуры подрастающего поколения, зависит возможность каждого использовать для удовлетворения своих потребностей не только материальные ресурсы, но и природные, что в свою очередь позволит сформировать дополнительные возможности для личного самосовершенствования в области природы. Это и многое другое, прежде всего, является предпосылкой развития экологически безопасных технологий природопользования.
Грамотно выстроенная образовательная и просветительская стратегия внедрить в массовое сознание и повседневную жизнь людей идею о взаимосвязи своего благополучия с сохранением и обустройством территорий проживания, о необходимость совершенствовать межличностные отношения, укреплять солидарность, заботиться о здоровье своем и окружающих, активно проявлять гражданскую позицию [3].
Литература:
1. Грехова Л.И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2012.
2. Молдавина А.Н., Урсула А.Д. Экологическое образование и устойчивое развитие.
3. На пути к устойчивому развитию России // Бюллетень центра экологической политики России. 2006. №34.