Экологическое воспитание на уроках биологии
В современном языке слово «экология» употребляется чрезвычайно часто. Мы говорим о плохой экологии города, России и даже… об «экологии культуры». Помимо этих новых смыслов термин «экология» означает еще и давно существующее понятие – наука о доме, в котором живет человек.
Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Интеграция экологического компонента с базовыми предметами расширяет область естественнонаучных знаний, показывает их связь с жизнью, что повышает интерес учащихся к обучению, ведь формирование ответственного отношения к природе возможно лишь в условиях постоянного взаимодействия с природой, окружающей ребенка, а не только с наглядностью в школьном кабинете.
Экологическое воспитание является одной из важнейших задач формирования у учащихся чувства экологической ответственности. Трагедия Каспия и Арала, Чернобыльская и другие катастрофы и аварии последних лет показали, что при нынешней гигантской материалоемкости и энергоемкости производства практически каждый его участник может стать виновником неисчислимых бед из-за своей безответственности
В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» в ст. 73 «Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования» сказано, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.
В ст. 74 данного Закона сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России. Таким образом, учащиеся уже со школьного возраста, в определенной степени, становятся носителями прав и обязанностей в области экологической политики нашего государства.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
В курсе биологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике- на предметных уроках, уроках-экскурсиях. По биологии проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела.
Психологи утверждают, что интерес познания возникает там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом, то есть находится в зоне ближайшего развития. Не вызывает интереса как хорошо знакомое, так и совершенно неизвестное.
На уроках биологии желательно применять адаптивные технологии личностно – ориентированного, проблемного, модульного обучения. Данные методики используют в целом и частично при разработке педагогической деятельности для отдельных тем, разделов по биологии, применяя умелое сочетание разных форм учебной деятельности: наблюдение, семинары, игры, самостоятельные работы исследовательского характера, защита творческих групп и т. д.
Основной педагогической целью нашей работы является формирование экологического сознания личности, при котором ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества.
Основные задачи, которые мы поставили для достижения этой цели -это:
- Практически изучить природу местного края;
- Обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов;
- Воспитать бережное отношение к природе родного края.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на:
1. Жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
2.Наглядности (можно увидеть, потрогать);
3.Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
Так, например, в 6 классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растений происходит на экскурсии. В теме «Растительные сообщества» фитоценоз рассматривается на примере соснового леса. В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках).
На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 - 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Образовательный процесс в школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.
Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них являются:
- наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма;
- опытно – практическая работа на пришкольном участке;
- изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;
- фенологические наблюдения;
- изготовление наглядных пособий по различным разделам;
С учащимися 5 – х и 6 – х. классов мы изучаем растительность, произрастающую на территории школы и микрорайона. Уточняем, какие жизненные формы встречаются ; сколько видов деревьев, травянистых дикорастущих растений, какие культуры, сорта выращивают у себя жители микрорайона. В 7 – м и 8 – м классе мы изучаем животный мир прилегающей территории. Какие виды домашних животных содержатся в квартирах учеников и на подворье в деревне у бабушки, их количество, породы, возрастной и половой состав. Изучаем заболевания домашних животных, меры их предупреждения, пути передачи человеку. С учащимися 9 – го класса мы начали изучать демографические показатели нашего микрорайона. Подсчитали количество человек, проживающих в микрорайоне, смертность, рождаемость, возрастной и половой состав, а также социальное положение, миграции, национальности. По полученным данным были составлены графики, диаграммы, таблицы, которые применяются на уроках.
При организации учебного процесса особое внимание уделяется играм.
В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закрепления материала, как домашнее задание (кроссворд, викторина) или как вариант проведения обобщающего урока. Так, например, обобщающий урок по теме «Рыбы» в 7 классе проводится в форме игры «Биоком». Кроме этого , игры можно использовать и во внеклассной работе при проведении недель экологии, биологии и т.д. В дидактических играх должно быть обязательное наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление трудностей. Обучение в игре должно сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Для детей постарше можно предложить самим подобрать вопросы к викторинам, составить экологическое лото, придумать самим игру. Из игр с правилами мы проводим «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником», «Что? Где? Когда?», «Звездный час». Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, посвященные определенной теме: «Домашние животные», «Комнатные растения», «Заказник Степной», «Мир глазами детей», «Цветы вокруг нас» и т. д. Во время этих мероприятий учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, выпускают экологические календари, проводят викторины, беседы, вечера.
Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, в том числе и биологии. Значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Так, например, ключевые понятия курса «Растения» 6 класса – это «фотосинтез», «автотрофные организмы», «автотрофное питание». Если они правильно сформированы, то это позволяет избежать многих ошибок.. Опыты, доказывающие процесс фотосинтеза в условиях короткого зимнего дня и низкой температуры, показать практически невозможно. Все они требуют предварительной подготовки и достаточно длительны во времени. В результате, так и не вникнув в эту проблему, ученики «шагают дальше». Но выход все же есть, возможности современной фотосъемки – это недорогие «мыльницы», дающие приемлемое качество снимков и заинтересованные ученики, позволяют провести опыты, не спеша и показать всем их результаты в классе. С помощью сканера наиболее удачные снимки переносятся в компьютер и включаются в мультимедийную презентацию. Кроме использования компьютера для демонстрации труднопроходимых опытов, его можно применять для моделирования сложных биологических и экологических процессов, выделяя их основные моменты. В теме «экосистемы» можно смоделировать последствия «выпадения» какого – либо звена из цепи питания, изучаемой экосистемы или возможные варианты изменения биоценозов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Работа с подобными моделями будет способствовать более глубокому пониманию изучаемого материала и развитию у школьников навыков исследовательской работы.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.