«Экологическое просвещение учащихся – как средство формирования экологической культуры»
«Экологическое просвещение учащихся – как средство формирования экологической культуры»
В условиях глубочайшего экологического кризиса экологическое образование в России становится приоритетной задачей на пути современного общества к «Устойчивому развитию», согласно концепции которого, человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на эколого-осознанное. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является формирование экологической культуры населения с самого раннего возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экологическое просвещение учащихся – как средство формирования экологической культуры»»
«Экологическое просвещение учащихся – как средство формирования экологической культуры»
Авторы: Арбатская Анна Михайловна- методист МУДО ДЭБЦ,
Варганова Светлана Алексеевна- методист МУДО ДЭБЦ, I квалификационная категория.
В условиях глубочайшего экологического кризиса экологическое образование в России становится приоритетной задачей на пути современного общества к «Устойчивому развитию», согласно концепции которого, человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на эколого-осознанное. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является формирование экологической культуры населения с самого раннего возраста.
Формирование экологической культуры обучающихся происходит в процессе экологического просвещения и неразрывно связано с ним. Экологическое просвещение является одним из способов воспитания экологически сознательного человека, имеющего чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды. Важно, чтобы экологическое образование и просвещение включало в себя не только теоретические знания, но и практические навыки. Экологическое воспитание в разном школьном возрасте требует включения определенных методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Опыт показывает, что формирование экологической культуры обучающихся в рамках деятельности дополнительного образования наиболее продуктивно при условии применения различных форм и видов эколого-просветительской деятельности. Вовлечение в разнообразные формы экологического просвещения дает возможность учащимся оценить масштабы экологических проблем, овладеть практическими навыками ресурсосбережения и способами снижения нагрузки на окружающую среду.
Эколого-просветительская деятельность учащихся МУДО ДЭБЦ г. Черемхово реализуется через индивидуальные, групповые и массовые формы работы:
Индивидуальные формы экологического просвещения предполагают выполнение учащимися проектных и исследовательских работ как способа осмысления значимости экологических проблем и их последствий, а также формирования практических навыков природоохранной деятельности. Фиксация полученного результата, или полученный в ходе реализации проекта продукт, способствует поиску и выработке решений, тех или иных экологических проблем. В индивидуальных формах экологического просвещения наиболее ценны исследования, которые приводят обучающихся к выводам о значимости рационального использования природных ресурсов, при котором сберегается имеющееся природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Групповая эколого-просветительская работа носит преимущественно практико-ориентированный характер, реализуется через экологические квесты, акции, флешмобы, эко-мастерские, экологические уроки, в процессе которых учащиеся приобретают практически-значимые навыки по улучшению экологической обстановки окружающей среды, активно формируется эколого-осознанное поведение, активная гражданская позиция.
Массовые формы работы предполагают привлечение учащихся не только в качестве
пассивного слушателя, но и в качестве тьютора, транслирующего собственный опыт и знания природоохранной, ресурсосберегающей деятельности - реализуются через такие формы работы как: 3D экскурсии, эколого-просветительские мероприятия и театральные представления, где учащиеся самостоятельно выбирают экологическую тематику выступлений, разрабатывают сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы, разрабатывают рекламную продукцию мероприятий.
Экологическая грамотность позволяет в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества, вышеперечисленные формы организации экологического образования и просвещения показали себя наиболее эффективными методами формирования экологической культуры обучающихся, так как направлены на формирование практических навыков экологичного поведения, обеспечивающих ответственное отношение учащихся к окружающей среде.
Список литературы
Дерябко С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 217 с.
Захлебный А. Н., Зверев И. Д. Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. – М.: Педагогика. 2001. – 266 с.