Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС в основной и средней школе»
«Экологическое воспитание учащихся среднего звена во внеурочной деятельности в соответствии с условиями ФГОС»
Автор проекта:
Рамазанова Г.Х.
Научный руководитель:
Шарифзянова К.Ш.
Куратор: Шарифзянова К.Ш.
Проект допущен к защите:
«26» сентября 2014 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………..…..3
Актуальность проекта……………………………………………...3-6
Цель и задачи проекта…………………………………………….6-7
Объект исследования…………………………………………..7
Предмет исследования ………………………………………...7
Проектное решение……………………………………………………7
Жизненный цикл и этапы реализации проекта………………….8-12
Бюджет проекта…………………………………………………….13
Ожидаемые результаты реализации проекта…………………..13-14
7.1 Прогнозируемые социальные эффекты……………………..14
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления…………………15
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта……………………………………………………………………..16-17
10. Заключение………………………………………………………17-18
11. Список использованных документов и источников информации..19
12. Глоссарий……………………………………………………………20
13. Приложения ………………………………………………….…21-23
1. Введение
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. Состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы.
Общество, таким образом, особенно сейчас крайне обеспокоено ситуацией складывающейся в сфере охраны здоровья и улучшения качества населения, ибо по оценке международной комиссии, исследующей данную проблему, качество населения в Российской Федерации по пятибалльной шкале находится на уровне 1,3.
На наш взгляд, подход к решению проблемы эко кризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой.
У современного населения очень низок уровень экологической культуры. Возникает вопрос: кто и когда должен формировать у человека экологическую культуру? На наш взгляд, формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к своему здоровью и окружающей среде. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в Республике Татарстан и в стране в целом. Формирование экологической культуры выступает как сложный педагогический процесс.
Актуальность проекта
В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Разбиты аллеи, клумбы, имеется спортивная площадка. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желания изменить облик школы. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Самым главным украшением школьного двора и классного кабинета являются растения, цветы, деревья. Растения – украшение нашей жизни. Даже самое неуютное, тусклое помещение становится живым, более уютным, если в него поставить пусть даже несколько горшочков с растениями. Всю нашу жизнь нас окружают цветы и растения. Они везде – дома, в наших садах, школах, на работе. Растение радует нам глаз, а значит, повышает настроение, особенно важно это у нас в России, в суровом климате, где так долго длится зима, где осенняя слякоть нагоняет скуку… Вполне закономерно, что современные жители огромных мегаполисов, уставшие от бешенного ритма цивилизации обращают свой взор к естественной красоте и тянутся к вечному зеленому лету, выращивая у себя в домах и в квартирах любимые растения.
Многие не подозревают, что комнатные растения это не только украшение декора помещения, но еще и кладовая полезных микроэлементов, а также они, как и все живые существа, обладают мощной энергетикой. Цветы обеспечивают психологический комфорт, благоприятно влияют на здоровье. Растения очищают воздух, оказывают стимулирующее воздействие на органы чувств. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению колорит и создают определенный комфорт. Но нужно помнить, что мало просто купить красивые растения, их необходимо разместить так, чтобы подчеркнуть их красоту и одновременно с этим создать им благоприятные условия.
Таким образом, можно выделить основные задачи, которые ставит перед собой наш проект «Благоустройство школьного двора и классного кабинета» - научить видеть красоту природы, воспитать любовь к ней и желание ее беречь. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Экологическое воспитание школьников – основное направление проекта. Организаторы проекта считают необходимым сделать окружающую школьную территорию и классные кабинеты частью воспитательной и образовательной системы. Данная программа станет эффективным средством в формировании экологической культуры молодого поколения, которое будет выполнять ряд функций: духовно – нравственную, развивающую, познавательную. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие будет развивать школьная территория и классные кабинеты, открывая путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я в окружающем мире.
В последнее время сохранение здоровья людей занимает значительное место в жизни общества. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
По официальным данным, лишь 5% выпускаемых школьников практически здоровы, 80% школьников больны. По нашей школе 71% выпускников здоровы, 29% имеют отклонения.
Забота о здоровье детей – одна из важных проблем, стоящих перед человечеством. Эта проблема становится приоритетной национальной проблемой. Актуальность данной проблемы в том, что признаки болезни распознаются в раннем возрасте, поэтому профилактика должна начинаться уже у детей дошкольного и школьного возраста.
Анализ патологической структуры детей по результатам медицинского обследования учащихся нашей школы позволил установить следующие закономерности: среди функционального отклонения среди сердечно-сосудистой системы (4%), случаи ожирения ( 5%), пониженная острота зрения (5%), различные изменения осанки, сколиоз, плоскостопия и другие нарушения опорно-двигательной системы (19%), задержка роста у 9% учащихся - все это негативно влияет на процессы гармоничного развития детей и имеет свои последствия.
По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутри школьной среды, т. к. большую часть дня (70% времени) школьники проводят в стенах школы.
В каких условиях ребенок занимается: насколько тепло и светло в помещении, удобно ли сидеть за партами, каким воздухом он дышит? Эти вопросы являются актуальными в наше время. Проект «Благоустройство школьного двора и классного кабинета» дает нам ответ и предлагает пути решения данной проблемы.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Разработать и реализовать программу внеурочной деятельности учащихся среднего звена по решению экологических проблем в рамках экологического воспитания общеобразовательных школ.
Задачи проекта:
1. разработать структуру и программу экологического воспитания учащихся среднего звена общеобразовательных школ;
2. реализовать программу озеленения школьного двора и классного кабинета в условиях лицея им. В.В. Карпова с. Осиново ЗМРТ;
3. привить элементарный опыт природоохранительной деятельности;
4. воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, бережное отношение к растениям.
Целевая группа проекта: учащиеся 5-9-х классов
Объект исследования
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры школьников.
Предмет исследования
Предметом исследования – разработка программы по формированию экологической культуры школьников в процессе реализации проекта «Благоустройство пришкольного участка и классных кабинетов».
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Практическая возможность применения материала на уроках биологии, географии, экологической тропы; привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Новизна и актуальность проекта заключается в разработке современной системы внеклассной оздоровительной работы в школе, объединяющая детей, их родителей и педагогов, а также жителей микрорайона.
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: 2 года
Этапы реализации проекта
I этап – организационный.
Сентябрь, 2014 – октябрь, 2014
Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.
II этап – практический (реализация проекта)
Ноябрь, 2014 - август, 2016
Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.
III этап – обобщающий.
Сентябрь, 2016 – декабрь, 2016
Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.
Программа проектных мероприятий
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Сроки проведения | Ответственный |
I этап |
1 | Собрание кружка «Юный эколог», создание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы | Каб. биологии | Сентябрь, 2014 | Инициативная группа |
3 | Социологический опрос обучающихся, работников школы, жителей данной территории (приложение №1) | Актовый зал | Сентябрь, 2014 | Члены объединения «Юный эколог», инициативная группа |
4 | Проведение оценки экологического состояния школьной территории и классного кабинета (приложение №2) | Каб. биологии | Сентябрь, 2014 | Учитель биологии, члены объединения «Юный эколог», инициативная группа |
5 | Классный час «Я – гражданин России» | Кабинет географии | Сентябрь, 2014 | Классные руководители |
6 | Старт конкурса «Копилка идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора и классного кабинета». Защита ученических проектов. | Актовый зал | Октябрь, 2014 | Педагог-организатор |
7 | Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты», «Наш любимый кабинет» | Школьный холл | Октябрь, 2014 | Учитель изобразительного искусства |
II этап |
1 | Разработка коллективного проекта школьного двора: составление плана озеленения и благоустройства школьного двора и классного кабинета; | Кабинет биологии | Ноябрь, 2014-февраль, 2015 | Администрация школы, инициативная группа |
2 | Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка | Школьный двор | Апрель, 2015 | Учитель биологии, химии. |
3 | Выкорчевывание старых деревьев и кустарников | Школьный двор | Апрель, 2015 | Завхоз школы |
4 | Строительство беседки, скамеек | Каб. технологии | Апрель-июль, 2015 | Учитель технологии |
5 | Благоустройство и укладка дорожек школьной территории | Школьный двор | Май, 2015 | Завхоз школы |
6 | Разбивка новых клумб на территории школы | Школьный двор | Май-июнь, 2015 | Учитель биологии, члены экологического объединения |
7 | Расширение цветочно-декоративного содержания клумб. | Школьный двор | Июнь-август, 2015 | Учитель биологии, члены экологического объединения |
8 | Организация работы по созданию и расширению «живых» уголков в кабинетах | Кабинеты | Октябрь, 2015 -февраль, 2016 | Учитель биологии, члены экологического объединения |
9 | Благоустройство зоны отдыха на территории школы | Школьный двор | Август, 2015 | Учитель технологии |
10 | Приобретение семян и выращивание рассады | Каб. биологии | Февраль, 2016 | Учитель биологии, 5-9 классы |
11 | Трудовой десант «Школа – оранжерея» по благоустройству классных кабинетов. | кабинеты | Февраль, 2016 | Заместитель директора по ВР |
12 | Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. | Школьный двор | Май, 2016 | Учитель биологии, члены экологического объединения |
13 | Уход за посаженными цветочными культурами. | Школьный двор | Май-август, 2016 | Учитель биологии, члены экологического объединения |
III этап |
| Экспресс-опрос «Проект в моей жизни» | Каб. биологии | Сентябрь, 2016 | Инициативная группа |
| День урожая «Дары осени». Подведение итогов проекта, награждение участников. | Актовый зал | Сентябрь, 2016 | Администрация школы, учитель биологии |
| Организация работы факультатива «Цветочный дизайн». | Каб. биологии | Октябрь, 2016 | Учитель трудового обучения |
| Изучение технологии газонного озеленения и «живых» уголков кабинета. | Каб. географии | Ноябрь, 2016 | Учитель трудового обучения, учитель биологии |
| Представление отчета о реализации проекта | Актовый зал | Декабрь, 2016 | Инициативная группа |
6. Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
Семена цветочных культур, 50 пачек | Благотворительное пожертвование преподавательского состава | 1000 | |
Приобретение агрохимических добавок для окультуривания почвы школьных клумб и «живых» уголков, 12 кг | Спонсорская помощь | | 1000 |
Кирпичи , 1000 шт. | Спонсорская помощь | | 7000 |
Доски, 0,5 м3 | Спонсорская помощь | | 1500 |
Саженцы деревьев, 20 шт. | Муниципальный бюджет | | 2000 |
Рассада цветов, 50 шт. | Благотворительное пожертвование преподавательского состава | 1500 | |
Щебень, 3 м3 | Спонсорская помощь | | 1050 |
Транспортные расходы | Спонсорская помощь | | 1000 |
Поливочный шланг, 30 м | Муниципальный бюджет | | 2400 |
Садово-огородный инвентарь, 10 шт. | Муниципальный бюджет | | 1000 |
Итого | | 2.500 | 16.950 |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.
2. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
3. Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории и классного кабинета;
4. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
6. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
7. Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;
8. Улучшение эстетического вида школьного двора и классного кабинета, создание благоприятной экологической обстановки;
9. Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
7.1 Прогнозируемые социальные эффекты
1 | 2 |
Стейкхолдеры | Социальные эффекты |
Учредитель | Участие в социально-значимой общественной деятельности |
Обучающиеся | повышение общей и экологической культуры обучающихся; полезная занятость детей; повышение уровня знаний в области экологии; |
Родители | повышение общей и экологической культуры родителей, а также жителей микрорайона; |
Педагогический коллектив | Повышение уровня заинтерисованности учащихся в области экологии; |
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях программы | Активная работа с родителями Разработка системы стимулов |
Рыночные | дефицит финансовых средств | Привлечение внебюджетных средств, инвесторов |
Организационные: | | Повышение ответственности кадров через проведение совещаний при директоре школы |
Юридические: | Противоречия в нормативной базе | Отслеживание и строгое следование изменениям в нормативно-правовых актах Решение возникших проблем на договорной основе |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
Повышение качества знаний | 50% | Исследовательская работа |
Повышение уровня воспитанности | 70% | Совместная работа на участке, классный час |
Повышение деятельностной мотивации | 70% | Объекты деятельности |
Повышение уровня сотрудничества, доверия | 70% | Совместная работа |
10. Заключение
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников среднего звена не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта «Благоустройство школьного двора и классного кабинета» позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников среднего звена.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников среднего звена достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на активные работы по формированию экологической
культуры, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьного среднего звена, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
Все ясно осознают важность вопроса эстетического оформления пришкольной территории и классного кабинета. Мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получены новые знания в области экологии, у обучающихся активно развивается креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.
Проект «Благоустройство школьного двора и классного кабинета» дает ответы на решение вопросов экологического воспитания учащихся среднего звена и является кладезем полезных материалов для работников школы, детских садов. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям города приносит радость и пользу.
11. Список использованных документов и источников информации
«Приусадебное хозяйство». ВО «Агропромиздат», приложение к журналу «Сельская новь», №1, 1990.
«Приусадебное хозяйство». ВО «Агропромиздат», приложение к журналу «Сельская новь», №3, 1992.
Береснева Н.Б., Михайлова А.А. Ландшафтное проектирование пришкольного участка. //Первое сентября, Биология. 2007. – №8, 9.
Дроган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1983.
Ландшафтный дизайн (журнал) 1999, №4.
http://bks-school.my1.ru/index/proekt_quot_shkolnyj_dvor_quot/0-19
http://sychevka2.edusite.ru/p46aa1.html
http://www.kalinovo.gvarono.ru/metod/raboty_uchit/tjatyh-lg/blagoustrojstvo.pdf
https://docs.google.com/presentation/d/1w18XwenV0XM4Ti5xCN9sN8E1OjVqR5Zect0hut2f744/edit?pli=1#slide=id.p14
12. Глоссарий
Дизайн – (англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, художественное конструирование предметов, интерьеров.
Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.
Ландшафт – (нем. Landshaft) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж.
Ландшафтный дизайнер – человек, обладающий умением благоустраивать территорию приусадебного участка: разбивка клумб, дорожек, цветников и т.д.
Бордюры - узкие и длинные посадки цветов, образующие живой ковер.
13. Приложения
Приложение № 1
Социологический опрос на исследуемую тему
Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?
Хотели бы вы принять участие в благоустройстве школьного двора?
Отметьте кабинеты, которые Вы считаете самыми уютными в школе.
Место по комфорту | № кабинета | Кол – во баллов | Кол – во % |
I | 216 | 51 | 22 |
II | 313 | 31 | 14 |
III | 211, 104 | 17 | 7 |
IV | 215 | 15 | 6 |
Результаты показали, что лидерами стали именно те кабинеты, в которых много цветов:
Приложение №2
Проведение оценки экологического состояния школьной территории и классного кабинета
Состояние загрязненности воздуха на пришкольном участке можно определить по росту лишайников, то есть лихеноиндикация.
Результаты показали, что самый чистый воздух около места скопления деревьев.
24