воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в стране, регионе, городе. Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная работа. Внеклассная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей. Одним из направлений данного вида деятельности являются экологические мероприятия: интеллектуальные игры, викторины. Играя, дети учатся, познают, запоминают.
Место проведения: актовый зал школы.
Оборудование: оформление зала – экологическая тематика, реквизит к стихам и сказке.
Ход мероприятия
«В лесном царстве»
Ведущий: Почему мы с лесом дружим.
Для чего он людям нужен?
1 реб. Лес – наше богатство.
2 реб. Лес – это зелёный наряд нашей земли, там, где лес, всегда чистый воздух.
3 реб. Лес – это дом для зверей и птиц.
4 реб. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
5 реб. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары людям: орехи, ягоды, грибы.
Ведущий: В лесах, на полянах с ранней весны до поздней осени цветёт много цветов.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
1 реб. Торопливая тропинка
Держит путь издалека.
Вьётся по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
2 реб. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.
5 реб. Продолжаем наше путешествие. Привела нас тропинка в сосновый бор. А живёт здесь сосна. В сосновом лесу светло и сухо. Как пахнет хвоей в лесу! Воздух здесь удивительно чистый, так как фитонциды сосны убивают микробы.
1 реб. И торжественно и ровно
Сосны древние гудят.
Лес плывёт куда-то,
Словно мачтовый фрегат.
Он плывёт едва заметно,
То на север, то на юг.
И в широком шуме ветра
Море слышится вокруг.
2 реб. А вот ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баб-Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ель пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растёт
150-200 лет.
3 реб. Привела нас тропинка в берёзовую рощу. А живут здесь берёзки.
Ученик. Чудеса приходят на рассвете,
Спят леса в голубоватом свете,
Исчезают лунные полоски,
Дремлют босоноги берёзки.
Снится им, что их принарядили,
Звёзды им серёжки подарили.
И дрожат серёжки на весу.
И огнями светятся в лесу.
На заре приходят чудеса,
Незаметно падает роса.
Тихо спят берёзки-босоножки,
И в листве горят у них серёжки.
4 реб. Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках.
Русский народный танец «Во поле береза стояла»
5 реб. Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву. Здесь растёт кверкус. Так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык – «красавец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка. На Украине растёт дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растёт в Литве, ему 2 тысячи лет. Недалеко от Санкт-Петербурга растёт дуб. О нём А.С.Пушкин писал: «У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»
Грибник. Потом тропинкой росною
Мы все свернули в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Берёзы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Боровик. Отгадайте, кто я?
Под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю
Первым найден … (боровик)
Белый гриб – мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку грибы растут редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его часто называют царём грибов.
Лисичка. Отгадайте, а я кто?
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Осень в лес приносят летом
Золотистые … (лисички)
Мы растём в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они не крошатся и никогда не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие!
Сыроежки.
1-я: Я самая красивая!
2-я: Нет, я самая красивая!
1-я: У меня шляпка жёлтая, как солнышко.
2-я: Подумаешь, а у меня синяя, как голубое небо. Отгадайте, кто мы?
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай не мешкай,
Это … (сыроежки).
В лесу больше всего сыроежек. Своё название мы получили за то, что при засоле очень скоро, через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
Мухомор. А меня вы узнали?
Ну, конечно! Я гриб Мухомор. Природа наградила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются как средство для уничтожения мух. А вот для лося я нужен как лекарство.
Гриб чага. А какой гриб лечит?
Правильно, это я, гриб чага. Расту я на берёзах. Мной лечат язву желудка, опухоли. Все знают лекарство пенициллин, которым лечат воспаление лёгких, бронхиты. Антибиотики стали верными друзьями человека в борьбе со многими опасными болезнями.
Частушки.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Не пойдём на косогор,
Нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко.
Это груздь, надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами на кочке,
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать
И его придётся взять.
А вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая как пень.
Ведущий. Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей с жизнью человека. Знаете ли вы, что:
Сова уничтожает за год около 1 тысячи грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появится большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
Песня «Всё это называется природой».
Ведущий. Все знают, как вести себя в лесу: зверюшек не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. А какие ещё правила вы знаете?
1 реб. Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
2 реб. Не качаться на деревьях, не ломать их.
3 реб. Не разорять гнёзда и муравейники.
4 реб. Не рвать большие букеты цветов.
5 реб. Не разжигать костры, беречь лес от огня.
Ученик. Увидал молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года, и вырастет там
Целебная трава.
Ученик. Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Ученик. Ты пришёл за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ученик. Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и твёрдым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Песня «Давайте сохраним природу».
Инсценировка сказки В.М. Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака) Ведущий. В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга, рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок, мусор в нём – большой порок.
Тут Лягушка мимо шла, к теремочку подошла.
Лягушка. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ква-ква, тишина! В теремочке я одна!
А из этого окна речка чистая видна.
Жить тут – просто загляденье:
Воздух чист, и нет сомнений –
Остаюсь тут навсегда – да, да, да!
Ведущий. Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь-норушка.
Мышка. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка. Я – Лягушка-квакушка! А ты кто?
Мышка. А я – Мышка-норушка!
Пусти меня в дом, будем жить с тобой вдвоём.
Лягушка. Я пустить-то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота,
Пусть останется она.
Ведущий. Поселилась Мышь с Лягушкой – лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько, ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны не оставляют за собой:
Где найдут какую банку, тут же вмиг её возьмут,
Подберут и даже палку, чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете петушок горластый – Петя.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка и Мышка (вместе). Здесь живём мы – две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли. А ты кто?
Петух. А я – Петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка.
Разрешите здесь пожить, буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе, петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка. Так и быть. Мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поём:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.
Ведущий. Вот живут они – Лягушка, Петушок и Мышь-норушка.
Их водой не разольёшь. Вдруг явился серый Ёж.
Ёж. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка, Мышка и Петух. Мы – весёлые зверята,
В чистом поле дом нашли. А ты кто?
Ёж. Я колючий Ёжик, ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришёл, там беды большой подъём:
Люди там так отдыхают, сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпёж. Хоть куда девайся Ёж.
Разрешите здесь пожить. Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей, нет на свете сторожей.
Лягушка, Мышка и Петух. Так и быть, пожалуй в дом.
Жить мы будем вчетвером.
Ведущий. Вот живут они, играют, и печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам, спят спокойно по ночам.
Воздух свеж и так приятен, нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята – всем довольные ребята.
В это время из берлоги вышел Мишка толстокожий.
Он мотает головой, рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит, рядом реченька бежит.
Он решил …
Медведь. Пойду туда, наломаю там бока!
Ведущий. Оттого он злой такой, кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили, уважали бы зверей,
Не пошёл бы Мишка бурый дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок, рухнул в поле теремок.
Лягушка, Мышка, Петух и Ёж. Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нём!
И пока жива природа, жить должно в ней много лесного народа.
Медведь. Я же вовсе не хотел обижать вас, братья!
А имея крупный вес, просто в гости я полез.
Ведущий. Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушка, Мышка, Петух и Ёж. Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасём мы мир.
Ведь если каждый человек, устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костёр потушит и зальёт,
Не будет каждая букашка свой новый дом опять искать.
Медведь. Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу –
На радость вам, назло врагу.
Ведущий. И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали.
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут –
Экологию все чтут.
Конец.
Литература.
Андриянов А. П. Опять черемуха в цвету… : формирование экологической культуры с помощью поэтических произведений // Начальная школа. – 2004. - N 5. - С. 32-35.
Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
Боровская Л. А. Лес - природное сообщество // Начальная школа. - 2010. - N 12. - С. 38-42.
Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М. : ВЛАДОС , 2004. - 191 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2256121-КХ
Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 1999. - N 5. - С. 45-51.
Данилова, М. Занимательная экология [Текст] / М. Данилова // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.
Вершинин Н.А Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям, Начальная школа 1998. №10. С. 9-11.