Разработала Суторма Елена Сергеевна,
учитель начальных классов МКОУ Байкальской СОШ
Болотнинского района Новосибирской области
Цель :
- расширить знания учащихся о растительном и животном мире лесной зоны;
- воспитывать бережное отношение к природе своего края;
прививать экологическую культуру
весело провести время
Форма проведения: игра-прогулка
Оборудование: ноутбук, лукошко, мяч, картинки грибов, листочки с загадками, пословицы, атлас-определитель, энциклопедия лекарственных трав, контуры птиц, записи песен «Наш край» сл. А. Пришельца муз. Д.Кабалевского, «Край в котором ты живешь» сл. Л.Куксо, муз.В.Рубашевского
Деистующие лица: Баба-Яга, Лесовичок, Кикимора
Действие происходит в лесу
Звучит Песня «Наш край»
Появляются дети
Баба-Яга из-за дерева:
Это что еще за чудо?
И пришли вы все откуда?
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы пойдем лесной тропою,
Посмотрим мы по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.
Мы заметим муравейник
И большой замшелый пень;
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.
(слушают пение птиц)
Баба-Яга:
Мы прошли с вами лесной тропинкой и оказались на поляне. Как здесь чудесно! Щебечут птицы, над цветами порхают бабочки и стрекозы, жужжат шмели, под листьями прячется сладкая душистая ягода – земляника.
Ребята, а ну-ка посмотрите. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже?
Дети: Это Лесовичок!
Лесовичок:
Неужели мальчики и девочки пожаловали ко мне в гости? Как я вам рад, как я рад! Давно ко мне никто не приходил, все один да один. Скучно мне стало. Ребята, а что вам больше всего нравится в моем лесу?
Лесовичок слушает ответы детей.
Лесовичок:
Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно – нельзя» (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Лесовичок:
Вы, я вижу, любите природу. Добро пожаловать на лесную поляну. Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой.
Ребята, а вы знаете, какие виды деревьев растут в наших лесах? (Дети перечисляют)
Попробуйте определить по веточкам, какого они дерева (используем атлас-определитель)
Лесовичок:
Давайте заглянем за деревья, кто там притаился?
Кикимора: (несет в руках мухомор и громко читает загадку, будто сама с собой разговаривает)
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. (ГРИБ)
Дети кричат ответ, она останавливается и здоровается с Бабой-Ягой и Лесовичком, а потом уж и с ребятами
Лесовичок:
Что это у тебя за гриб такой?
Кикимора:
Ой, такой вкусный!
Хочешь, попробовать дам!
Лесовичок:
Нет, спасибо, что-то не хочется.
Ребята!
На какие группы делят грибы?
Дети отвечают
Съедобные грибы
Ядовитые грибы
Лесовичок:
Какие правила надо помнить при сборе грибов?
Не собирай грибы, которые не знаешь.
Не собирай грибы, в съедобности которых есть сомнения.
Пополняй свои знания о грибах.
Лесовичок:
Молодцы ребята, знаете правила, предлагаю всем вместе пойти по грибы. ( Дети ищут на поляне грибы – картинки и кладут в лукошко).
Лесовичок:
Ребята, назовите какие грибы вы положили в лукошко? (Дети перечисляют)
Кикимора:
Лес, как сказочное царство,
Здесь кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить.
Мы вас можем научить.
Поговорим о некоторых лекарственных растениях. (Дети снимают листочки с вопросами и отвечают )
Викторина «Лесная аптека»
1. Ты натёр ногу в пути. Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник)
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох)
3. Эта трава обладает успокаивающим действием. Её очень любят… кошки! (Валериана).
4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар от кашля)
6.Плоды каких кустарников богаты витаминами? ( Шиповник, черная смородина)
Баба-Яга:
В нашем лесу имеются и опасные растения – ядовитые. Какие из них вы знаете?
Растения не только украшают русский лес, но и приносят немалую пользу людям: лечат их. Леса называют зеленой аптекой и легкими нашей планеты. И не зря. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.
Лес наполнен голосами птиц, а каких, вы узнаете, отгадав загадки.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (СОРОКА)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?...(СОЛОВЕЙ)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (СОВА)
Прячьтесь куры, в небе ясном
Темной тенью кружит…(ЯСТРЕБ)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (ДЯТЕЛ)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ЛАСТОЧКА)
Чудесные создания,
Они летают и поют
И Землю свято берегут.
Скажите дети,
Можно жить без птиц на свете?
– Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей)
Кикимора:
Попробуйте по контуру определить, что это за птицы ?
Баба-Яга:
А я предлагаю вам вспомнить и восстановить эти пословицы, в которых пропущены названия птиц.
Пословицы
Слово не … , вылетит – не поймаешь.
Старого … на мякине не проведёшь.
Всяк … своё болото хвалит.
… свинье не товарищ.
Лучше … в руке, чем … в небе.
… – птица малая, а и та знает, что май пришёл
Лесовичок:
Давайте отдохнём: поиграем и заодно вспомним, каких еще животных вы знаете. Ведущий кидает вам мяч, называя одну из стихий: земля, вода или воздух. Поймавший возвращает мяч ведущему, называя в ответ животное, обитающее в этой стихии.
Ребята, подумайте, о ком я говорю?
-Таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. (Кедровка)
- Родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. (Белка-летяга)
- Всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. (Бурый медведь)
- Лесной исполин. В различные сезоны года потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. (Лось)
- Хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Затаившись поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. (Рысь)
-На зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. (Заяц-беляк)
Кикимора:
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вон птицы, живущие в лесной полосе
Как много разных видов животных!
Сколько насекомых - жуков, бабочек!
А какое разнообразие кустарников
Тысячи жителей нашли здесь дом.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Лесовичок:
А теперь давайте прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы приходите ко мне, не забывайте меня!
Баба — Яга:
Так что же такое лес?
Дети отвечают:
Лес - зелёный наряд нашей земли.
Лес - дом животных и птиц.
Лес - наше богатство.
Лес - красота нашего края.
Звучит песня «Край в котором ты живешь»
-Ребята, а теперь попрощаемся с лесом
( Дети произнося слова хором)
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес!
Полон сказок и чудес!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "На лесной полянке" »
Разработала Суторма Елена Сергеевна,
учитель начальных классов МКОУ Байкальской СОШ
Болотнинского района Новосибирской области
Цель :
- расширить знания учащихся о растительном и животном мире лесной зоны;
- воспитывать бережное отношение к природе своего края;
прививать экологическую культуру
весело провести время
Форма проведения: игра-прогулка
Оборудование: ноутбук, лукошко, мяч, картинки грибов, листочки с загадками, пословицы, атлас-определитель, энциклопедия лекарственных трав, контуры птиц, записи песен «Наш край» сл. А. Пришельца муз. Д.Кабалевского, «Край в котором ты живешь» сл. Л.Куксо, муз.В.Рубашевского
Деистующие лица: Баба-Яга, Лесовичок, Кикимора
Действие происходит в лесу
Звучит Песня «Наш край»
Появляются дети
Баба-Яга из-за дерева:
Это что еще за чудо?
И пришли вы все откуда?
Хорошо в лесу зеленом! Травы стелются ковром, А резные листья кленов Укрывают нас шатром. Мы пойдем лесной тропою, Посмотрим мы по сторонам. Пахнет травами и хвоей, Бродят тени по стволам. Мы заметим муравейник И большой замшелый пень; Мы зайдем в смолистый ельник, Где и в жаркий полдень тень. Перепархивают птицы, Заливаются, поют! Скоро выйдем на опушку, Сядем на упавший ствол И послушаем кукушку, Поглядим на танец пчел.
(слушают пение птиц)
Баба-Яга:
Мы прошли с вами лесной тропинкой и оказались на поляне. Как здесь чудесно! Щебечут птицы, над цветами порхают бабочки и стрекозы, жужжат шмели, под листьями прячется сладкая душистая ягода – земляника.
Ребята, а ну-ка посмотрите. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже?
Дети: Это Лесовичок!
Лесовичок:
Неужели мальчики и девочки пожаловали ко мне в гости? Как я вам рад, как я рад! Давно ко мне никто не приходил, все один да один. Скучно мне стало. Ребята, а что вам больше всего нравится в моем лесу?
Лесовичок слушает ответы детей.
Лесовичок:
Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно – нельзя» (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Лесовичок:
Вы, я вижу, любите природу. Добро пожаловать на лесную поляну. Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой.
Ребята, а вы знаете, какие виды деревьев растут в наших лесах? (Дети перечисляют)
Попробуйте определить по веточкам, какого они дерева (используем атлас-определитель)
Лесовичок:
Давайте заглянем за деревья, кто там притаился?
Кикимора: (несет в руках мухомор и громко читает загадку, будто сама с собой разговаривает)
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы.(ГРИБ)
Дети кричат ответ, она останавливается и здоровается с Бабой-Ягой и Лесовичком, а потом уж и с ребятами
Лесовичок:
Что это у тебя за гриб такой?
Кикимора:
Ой, такой вкусный!
Хочешь, попробовать дам!
Лесовичок:
Нет, спасибо, что-то не хочется.
Ребята!
На какие группы делят грибы?
Дети отвечают
Съедобные грибы
Ядовитые грибы
Лесовичок:
Какие правила надо помнить при сборе грибов?
Не собирай грибы, которые не знаешь.
Не собирай грибы, в съедобности которых есть сомнения.
Пополняй свои знания о грибах.
Лесовичок:
Молодцы ребята, знаете правила, предлагаю всем вместе пойти по грибы. ( Дети ищут на поляне грибы – картинки и кладут в лукошко).
Лесовичок:
Ребята, назовите какие грибы вы положили в лукошко? (Дети перечисляют)
Кикимора:
Лес, как сказочное царство,
Здесь кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить.
Мы вас можем научить.
Поговорим о некоторых лекарственных растениях. (Дети снимают листочки с вопросами и отвечают )
Викторина «Лесная аптека»
1. Ты натёр ногу в пути. Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник)
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох)
3. Эта трава обладает успокаивающим действием. Её очень любят… кошки! (Валериана).
4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар от кашля)
В нашем лесу имеются и опасные растения – ядовитые. Какие из них вы знаете?
Растения не только украшают русский лес, но и приносят немалую пользу людям: лечат их. Леса называют зеленой аптекой и легкими нашей планеты. И не зря. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.
Лес наполнен голосами птиц, а каких, вы узнаете, отгадав загадки.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (СОРОКА)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?...(СОЛОВЕЙ)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (СОВА)
Прячьтесь куры, в небе ясном
Темной тенью кружит…(ЯСТРЕБ)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (ДЯТЕЛ)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ЛАСТОЧКА)
Чудесные создания, Они летают и поют И Землю свято берегут. Скажите дети, Можно жить без птиц на свете?
– Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей)
Кикимора:
Попробуйте по контуру определить, что это за птицы ?
Баба-Яга:
А я предлагаю вам вспомнить и восстановить эти пословицы, в которых пропущены названия птиц.
Пословицы Слово не … , вылетит – не поймаешь. Старого … на мякине не проведёшь. Всяк … своё болото хвалит. … свинье не товарищ. Лучше … в руке, чем … в небе. … – птица малая, а и та знает, что май пришёл
Лесовичок:
Давайте отдохнём: поиграем и заодно вспомним, каких еще животных вы знаете. Ведущий кидает вам мяч, называя одну из стихий: земля, вода или воздух. Поймавший возвращает мяч ведущему, называя в ответ животное, обитающее в этой стихии.
Ребята, подумайте, о ком я говорю?
-Таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. (Кедровка)
- Родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. (Белка-летяга)
- Всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. (Бурый медведь)
- Лесной исполин. В различные сезоны года потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. (Лось)
- Хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Затаившись поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. (Рысь)
-На зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. (Заяц-беляк)
Кикимора:
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вон птицы, живущие в лесной полосе
Как много разных видов животных!
Сколько насекомых - жуков, бабочек!
А какое разнообразие кустарников
Тысячи жителей нашли здесь дом.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Лесовичок:
А теперь давайте прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы приходите ко мне, не забывайте меня!