Путешествие по родной природе,закрепляя знания по темам "Растения","Животные","Грибы,"Правила поведения в природе", с использованием загадок и стихов.
Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных
людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной
среде. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Для проведения путешествия в голубом вагончике была разработана схема маршрута.
«Царству РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день! Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
Викторина «Узнай растение».
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осин
Загадки
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? (Липа).
А сейчас мы поиграем.
ИГРА
Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Когда учитель назовет какое-нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с опущенными руками, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети должны присесть. Учитель перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыши т.д.
Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом
укрывают о жары, а зимой спасают от холода. А человек должен охранять леса и парки, растить новые леса и аллеи!
. Вторая станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Викторина «Лесные загадки».
Что человек делает для сохранения животного мира?
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки». ИГРА
Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы
Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят2-3 человека, повторить 2-3 раза) Кто больше соберёт грибов.
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). –
А вот, послушайте такую загадку:
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда негодной. (Мухомор)
- А что это за гриб? (Ответы детей)
- Должны ли люди уничтожать мухоморы? (Ответы детей)
Мухоморы питаются многие дикие животные и человек должен бережно относиться к этому красивому грибу.
А теперь сюрприз для всех. Для Вас, мои друзья, подружки, Грибные сбацают частушки
Грибные частушки (поют дети)
Начинаем мы запевку
Первую начальную
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
Вот растёт гриб – боровик
И красив он, и велик.
В толстой шляпке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
Шоколадная папаха,
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой – всего два дня.
Спрятались под ёлками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики,
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое брюшко.
Это груздь нас просит взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять.
Мы частушек вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали
станция Золотой луг.
- Ребята, наша следующая остановка называется «Золотой луг»
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Он разостлался сам с собой,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал!
- О каком ковре говорится в стихотворении?
- Можно ли наш луг назвать золотым ковром? Почему (Ответы детей).
Учитель: - Сошли вешние воды, отогрелась земля и зазеленели луга. Прошло
немного времени и сейчас они радуют нас буйством красок, узорным ковром
украшают землю.
- Ребята, посмотрите на этот луг.
- Какие растения сделали его золотым? (Одуванчики).
(Рассказывают дети)
Все.
Мы – цветы, и наша доля –
Расти, цвести вот здесь на воле
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
(можно сделать костюм-шапочки)
Одуванчик.
Я – одуванчик
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Колокольчик.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Легкий – легкий, тонкий – тонкий!
Будто слышится мне звон
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь м так трепещешь
Там, где травы и цветы?
Ромашка.
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
- Ребята, растения – наши друзья. Они лечат нас от многих болезней. Такие
растения мы называем лекарственными. Вы натерли ногу в пути. Как вы
думаете, какое растение может облегчить боль? (Лист подорожника)
- А плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины,
шиповника).
- Какими лечебными свойствами обладает мать- и- мачеха? (Отвар из сухих
цветков и листьев – хорошее средство от кашля).
- А какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).
Лекарственных растений очень много. Вот некоторые из них: зверобой,
душица, липа, береза, одуванчик, календула, ромашка, валериана и другие.
- Ребята, а вы знаете, когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в
растениях накапливается большое количество питательных веществ: цветки –
в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его; корни и
корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда
они хорошо отделяются. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда
высохнет роса).
Вот и подходит к концу наше путешествие по золотому лугу.
станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природа-дом родной »
Тема. Игра-путешествие в голубом вагончике.
Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных
людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной
среде. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Для проведения путешествия в голубом вагончике была разработана схема маршрута.
Схема представлена ниже.
Ход занятия (слайд1)
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
Слайд 2
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. (Л.Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. И это путешествие мы проведем с вами в голубом вагончике.
Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Итак в путь по «Царству РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему?» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что?» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох Сидит «отчего?» на зеленом листке. «Куда?» полетело верхом на жуке. «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом, и так – целый день! Мы с вами, друзья, по тропинке идем Ответы искать под зеленым шатром.
Слайд 5 -6
Викторина «Узнай растение».
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
– Молодцы, ребята!
Слайд 7
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (2-3 человека-лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
Слайд 8
3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». (можно сделать слайд)
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
Загадки
Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Вот бочонок с шапочкой, С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал. (Желудь).
Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен).
Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? (Липа).
А сейчас мы поиграем.
ИГРА
Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Когда учитель назовет какое-нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с опущенными руками, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети должны присесть. Учитель перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыши т.д.
Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом
укрывают о жары, а зимой спасают от холода. А человек должен охранять леса и парки, растить новые леса и аллеи!
Слайд 10-11
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете, На свете нужны, На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки!
И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-все, Все на свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
Викторина «Лесные загадки».
Что человек делает для сохранения животного мира?
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза).
На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха).
Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея).
Волны к берегу несут Парашют – не парашют Не плывёт он, не ныряет, Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки». ИГРА
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке В лес за ними мы идём. Если место попадётся, То лукошко наберём. (Грибы).
Слайд 12-13
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. «На лесной полянке».
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов
Слайд 14
2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят2-3 человека, повторить 2-3 раза) Кто больше соберёт грибов.
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
Вот в траве приметные Шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята У пенька живут... (Опята).
Где хвоинок многовато, Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). –
А вот, послушайте такую загадку:
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда негодной. (Мухомор)
- А что это за гриб? (Ответы детей)
- Должны ли люди уничтожать мухоморы? (Ответы детей)
Мухоморы питаются многие дикие животные и человек должен бережно относиться к этому красивому грибу.
А теперь сюрприз для всех. Для Вас, мои друзья, подружки, Грибные сбацают частушки
Грибные частушки (поют дети)
Начинаем мы запевку Первую начальную Мы хотим развеселить Публику печальную.
Вот растёт гриб – боровик И красив он, и велик. В толстой шляпке набекрень, Ножка крепкая, как пень.
Шоколадная папаха, Белый шёлковый мундир. Посмотрев, опёнок ахнул: Настоящий командир
Сколько лет тебе, сморчок? Ты по виду старичок. Удивил грибок меня: Возраст мой – всего два дня.
Спрятались под ёлками Рыжики с иголками. Не малы, не велики, И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке, Чьё-то беленькое брюшко. Это груздь нас просит взять, А за ним ещё штук пять.
Под осинами на кочке Гриб в малиновом платочке, Подосиновиком звать, И его придётся взять.
Мы частушек вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали
Слайд 15 -16
IY станция Золотой луг.
- Ребята, наша следующая остановка называется «Золотой луг»
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Он разостлался сам с собой,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал!
- О каком ковре говорится в стихотворении?
- Можно ли наш луг назвать золотым ковром? Почему (Ответы детей).
Учитель: - Сошли вешние воды, отогрелась земля и зазеленели луга. Прошло
немного времени и сейчас они радуют нас буйством красок, узорным ковром
украшают землю.
- Ребята, посмотрите на этот луг.
- Какие растения сделали его золотым? (Одуванчики).
(Рассказывают дети)
Все.
Мы – цветы, и наша доля –
Расти, цвести вот здесь на воле
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
(можно сделать костюм-шапочки)
Одуванчик.
Я – одуванчик
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Колокольчик.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Легкий – легкий, тонкий – тонкий!
Будто слышится мне звон
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь м так трепещешь
Там, где травы и цветы?
Ромашка.
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
- Ребята, растения – наши друзья. Они лечат нас от многих болезней. Такие
растения мы называем лекарственными. Вы натерли ногу в пути. Как вы
думаете, какое растение может облегчить боль? (Лист подорожника)
- А плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины,
шиповника).
- Какими лечебными свойствами обладает мать- и- мачеха? (Отвар из сухих
цветков и листьев – хорошее средство от кашля).
- А какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).
Лекарственных растений очень много. Вот некоторые из них: зверобой,
душица, липа, береза, одуванчик, календула, ромашка, валериана и другие.
- Ребята, а вы знаете, когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в
растениях накапливается большое количество питательных веществ: цветки –
в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его; корни и
корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда
они хорошо отделяются. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда
высохнет роса).
Вот и подходит к концу наше путешествие по золотому лугу.
Слайд 21-22
Y станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо – Эй, ребята! – крикнул Дима, – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли – Веселились, как могли: Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс«Правила друзей природы».
– Вспомните правила поведения в природе. (Называют правила по очереди).
Слайд 23-25-26-27
Слово детям:
- Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много
Слайд 28
ПЕСЕНКА О ПРИРОДЕ
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить Царь грибов живёт в дубраве. Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябинау дружбы - природе.
Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея
парка). Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое
природная тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.
- Прочитайте текст на щите, а в последующей беседе выясняется,
насколько он им понятен.
Содержание первого текста таково:
Информационный щит 31.
Ребята! Сейчас вы пройдете по природной тропинке. Пройдя по ней, вы узнаете
много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о
зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его
жизни и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите!
Почувствуйте!
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Р. Рыленков.
На этом же щите размещен план тропы со стрелками – указателями. Рассказ
учителя об объектах, расположенных на первой остановке
- Назовите известные вам деревья, кустарники, травы? (Ответы детей)
- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения,
птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с
окружающим миром. Так, например, под землей находятся много корней трав,
кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев
сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу
развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных
насекомых. К жителям подземелья относятся также земляные черви. Они
рыхлят почву, они перемещают перегной и делают ее более плодородной.
- На поверхности земли растет мох и травянистые растения. Здесь лесное
население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда
соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги
медведи, роют норы лисы и другие звери, и насекомые.
- На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще
выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах
деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше совы. На
самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц: ястребов, орлов.
- Ребята, а если я захочу запечатлеть какого-либо зверька, птицу или
цветок? Что мне для этого нужно?
- Какая охота разрешена в любое время года? (Ответы детей)
- А сейчас мы поиграем.
Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Когда учитель назовет какое-
нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки
вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с
опущенными руками, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети
должны присесть. Учитель перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица,