Эффективные приёмы и методы преподавания на уроках познания мира.
Эффективные приёмы и методы преподавания на уроках познания мира.
Начальное образование в Казахстане направлено на формирование нравственных качеств личности младшего школьника, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации в учебной и познавательной деятельности: прочных навыков чтения, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Познание мира для начальной школы является одним из основных предметов образовательной области «Естествознание».
Формирование у детей системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях. осуществляется в полной мере на уроках учебного предмета «Познание мира».
Задачи предмета:
- сформировать любовь к родному краю;
- дать элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
- прививать навыки соблюдения безопасного поведения в повседневной жизни при выполнении лабораторных работ и во время экскурсии на природе;
- дать понятие о системе взаимоотношений «человек - природа»;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
- защищать и охранять окружающую среду;
- научить показывать на карте свою Родину, реки и озера родного края, горы и полезные ископаемые;
- развивать умения различать объекты живой и неживой природы;
- развивать познавательный интерес и умение находить дополнительную информацию о растениях и животных, природных богатствах родного края, используя при этом полученные знания;
Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы и методы преподавания на уроках познания мира. »
Эффективные приёмы и методы преподавания на уроках познания мира.
Учитель начальных классов Книжниченко Е. В.
Стаж работы в ОШ № 85 - 30 лет. Категория высшая.
Начальное образование в Казахстане направлено на формирование нравственных качеств личности младшего школьника, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации в учебной и познавательной деятельности: прочных навыков чтения, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Познание мира для начальной школы является одним из основных предметов образовательной области «Естествознание».
Формирование у детей системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях. осуществляется в полной мере на уроках учебного предмета «Познание мира».
Задачи предмета:
сформировать любовь к родному краю;
дать элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
прививать навыки соблюдения безопасного поведения в повседневной жизни при выполнении лабораторных работ и во время экскурсии на природе;
дать понятие о системе взаимоотношений «человек - природа»;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
защищать и охранять окружающую среду;
научить показывать на карте свою Родину, реки и озера родного края, горы и полезные ископаемые;
развивать умения различать объекты живой и неживой природы;
развивать познавательный интерес и умение находить дополнительную информацию о растениях и животных, природных богатствах родного края, используя при этом полученные знания;
расширить знания учащихся об окружающем мире, учить понимать взаимосвязь живой природы и человека, закономерности явлений окружающей среды;
совершенствовать знания, умения, навыки освоения научных знаний начальной школы по предметам естественного цикла.
Особенностью изучения предмета «Познание мира»является изучение взаимосвязи человека с окружающим миром.
При изучении предмета «Познание мира» учащиеся начальной школы знакомятся с элементарными понятиями биологии, экологии, географии.
Данные цели мной реализуются на уроках.Примером может служить урок во 2 классе при изучении раздела « .»Урок в данной теме является .
Для более полной реализации целей урока мной были применены разнообразные формы и методы обучения.:создание проблемной ситуации,проведение эксперимента , опыты , практическая работа . тестирование, стихотворный монтаж , танец , инсценирование, загадки, кроссворд, применение видео и аудио материалов, работа по стендовой инфирмации и другие традиционные приёмы обучения.
Дети младшего школьного возраста лучше усваивают информацию во время игры. На уроке мы играли в игру « Молчанку».Ребятам показывалась картинка или предмет , они должны определить какая это часть растения и показать сигнальную карточку.
Большое впечатление произвело на детей слайд-шоу « Городские цветы» в сопровождении пасент в исполнении М. Боярского « Городские цветы».Детям загадывали загадки о цветах.
Загадка о васильке
Каждый, думаю узнает,
Этот синенький цветок,
Всем известный.....
Ярко синий, пушистый,
Он в хлебе родиться, но в еду не годиться.
Выходит девочка- василёк .
О фиалке.: « А солнечной опушке в траве сидит она
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка-
Ведь многие зовут цветок…..» .Выходит девочка в костюме василька.
Ах, какая красота! Выступление девочек 2 «А» класса ош № 85 в костюмах цветов на уроке познания мира.
Урок был построен в форме путешествия в сказку.Выполняя задания и переходя с этапа урока на следующий дети отрывали лепестки цветика-семицветика.
Удачным приёмом активизации работыя считаю использование рабятами на уроке переносных носителей для получения учебной информации: планшета ,сотового телефона с возможностью выхода в Интернет.Дети получили задание :при помощи аппаратуры найти информацию о растении , которое находиться в класс., узнать , не является ли оно ядовитым для человека.
.
Девочки в костюмах цветов исполняют танец по музыку П. И, Чайковского «Вальс цветов»
На уроке дети сидели в группах для более активной работы.
Вот некоторые этапы урока.
Этап изучения нового материала .На столах всё для практической работы. Особенно понравилась ребятам работа в группах
Отрывается первый лепесток№1 .На нём слова «Надземная часть растений.»
Отрывается второй лепесто№2к. На нём слова «Бывают разные»Вывешивается табличка : бывают разные: 1) по размеру, 2) по форме…
Слайд-шоу «Цветы».Задание: запомнить ,записать названия цветов .После просмотра и прослушивания назвать цветы и плоды, которые увидели.
Отрывается следующий лепесток №3. На нем слова «На месте цветка образуется плод. Работа с дневником наблюдений. Проверка. Вывод.
Слайд-шоу «МИР плодов»Задание :внимательно послушать слова песни .О какой части растения она? Записать названия плодов.
Беседа после просмотра .Что не является плодом?
Выступление мальчиков- плодов: ПОДСОЛНУ -,ПОМИДОР ,ВИНОГРАД и др.
Вот такие весёлые дети-плоды рассказали о роли плодов в жизни человека.
Индивидуальное задание 2 детям: пользуясь справочниками и планшетом или другими способами найти информацию и определить какой это плод. Цветок. Дети получают экзотические плоды.
Отрывается лепесток №4.На нём слова «Плоды и цветы лечат»Выходит девочка в костюме врача .Рассказывает о лекарственных цветах .Правилах безопасности Обзор выставки «Лекарственные цветы»
При подготовке к уроку было дано опережающее задание: подготовить информацию о ядовитых растениях в городе. Учеником класса Власенко А. совместно с родителями был снят видеоролик «Внимание! Волчья ягода!». Перед просмотром ролика на уроке ученик . рассказывает о истории создания фильма-ролика .Вывод :растения опасны для людей ,но могут быть полезны животным и птицам.
Лепесток №6.Надпись «.Нуждаются в охране».Рассказ о «Красной книге» Цветы из неё.
.Загадка о подснежнике .: Первый вылез из землицы на проталинке
Но мороза не боится, хоть и маленький»
.Девочка- подснежник:
Из под снега расцветает, раньше всех весну встречает
У занесённых снегом кочек,по белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек, полузамёрзший, чуть живой.
Пробивается росток, удивительный цветок.
Из под снега вырастает ,солнце глянет расцветает.
.Девочка- подснежник
« Прекрасен сказочный цветок,
Предвестник солнца и капели!
Как пряность, покорил Восток.
В веках не зря его воспели.»
Рассказывает .Подснежник называется –шафран-один из самых очаровательных и любопытных цветков. Занесён в «Красную книгу» Казахстана. Что это значит ?Иное название – крокус .,что означает нить. Были времена, когда крокус ценился на вес золота. Шафран пищевой и сейчас применяется кА приправа к различным кушаньям. Он придаёт рису и тесту неповторимый тонкий вкус и аромат .Окрашивает их в цвет спелого сочного апельсина .Чтобы набрать кг пряностей. нужно оборвать рыльца у 200 тысяч цветков!
Стихотворение : НЕ НАДО РВАТЬ ЦВЕТЫ
Не надо рвать цвет , пускай растут !
И восхищают вас , пока живые.
С весны до осени пускай они цветут,
Садовые и просто полевые.
И без того так короток их срок.
Любой рассвет – предвестник увяданья.
И каждый вами сорванный цветок-
О том, как жизнь хрупка напоминанье.
Пусть радуют своею красотой
Фиалки . маргаритки , и нарциссы.
Тюльпаны распускаются весной
.Стремятся к солнцу стройные ирисы.
Не надо рвать цветов , ведь это дар
Природой создан , чтобы любоваться.
Пусть пчёлки собирают свой нектар,
И бабочки порхают и резвятся..
Этап закрепления ЗУН: Игра –молчанка «Что это?» Условия игры: ученик показывает изображение части растения, дети определяют, показывают сигнальные карточки: если видят цветок , показывают цветочек, если видят плод , то показывают яблочко .После определения вывешивают на доску .Цветы отдельно от плодов.
- Какие выводы вы сделали для себя?
На этапе рефлексии каждый ребёнок заполнил анкету – опросник, в которой оценивали эффективность своей работы и урока в целом.
Присутствие гостей на уроке вдохновляло и активизировало ребят.
На уроке присутствовали педагоги школ города Алматы коллеги ош № 85, родители .
Урок был дан в рамках декады учителей начальной школы и научно-практического районного семинара « Функциональная грамотность учащихся: проблемы , развитие , перспективы» для административных работников школ города Алматы.