Просмотр содержимого документа
«Звено живой традиции»
Тема урока: Звено живой традиции
Цели урока:
Обучающие: учить детей понимать классическую музыку посредством сравнения музыкальных произведений разных эпох, разных стилей музыкальных форм и видов музыки. Развивающие: понять и почувствовать взаимопроникновение музыкальных эпох и стилей творчества композиторов И.С.Баха и Э.Вила – Лобоса. Работа над исполнением хорового произведения.
Воспитательные: прививать детям любовь и уважение к великим творцам и великой музыке.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения урока: урок – анализ - размышление, обобщение.
Методы обучения: метод сравнительного анализа, проблемного изложения, обобщения, иллюстративный.
Приемы обучения: насыщение урока живым звучанием музыки и слушание в грамзаписи. Прием актуализации знаний и умений.
Термины и понятия: готика, барокко, полифония, фуга, импровизация, бахиана.
Оборудование урока: компьютер, презентация, проигрыватель, грампластинки, фортепиано, портреты.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель :Тема сегодняшнего урока : «Звено живой традиции»(слайд 1).
Эпиграф урока: «Взаимодействие стилей, иногда даже разведенных столетиями, стала характерной особенностью новейшей музыки, возможно, именно поэтому, что теперь, на пороге двадцать первого столетия, настало время подводить итоги многовекового развития музыкальной самооценки человечества, его совместного художественного опыта»
Музыковед М.Тараканов (слайд 2)
1.Актуализация опорных знаний.
Учитель: Разговор на уроке сегодня пойдет о великих композиторах, разделенных двумя столетиями. Это немец И.С.Бах и бразилец Э.Вила – Лобос. Корифеи разных континентов. На основе великих знаний, путем анализа, сравнений, мы почувствуем огромное влияние великого И.С.Баха на многие последующие поколения композиторов. Скажите, пожалуйста, в какую эпоху жил и творил И.С.Бах?
Ученик: Первая половина 18 века.
Учитель: Какие стили господствовали в данное время в искусстве?
Ученик: Готика, барокко.
Учитель: Какие преобладали музыкальные инструменты?
Ученик: Орган, зарождалось фортепиано.
Учитель: В каком музыкальном стиле работал И.С.Бах?
Ученик: В полифоническом и гомофонно - гармоническом.
Учитель: Что такое полифония?
Ученик: Полифония – это многоголосие.
Учитель: Какие виды полифонии вы знаете?
Ученик: Подголосочная, имитационная, контрастная.
Учитель: - Что собой представляет голос в полифоническом многоголосии?
Ученик: Голос – это мелодия.
Учитель: Какую новую музыкальную форму выстроили полифонисты?
Ученик: Новая музыкальная форма – это фуга.
Учитель: Что такое фуга?
Ученик: Это беседа нескольких голосов на заданную тему.
Учитель: Что собой представляет гомофонно-гармонический стиль музыки?
Ученик: Это мелодия – голос и сопровождение.
Учитель: Итак, мы с Вами путем вопросов и ответов вспомнили пройденный материал. А теперь в моем исполнении послушайте два фрагмента из произведений И.С.Баха. (Учитель исполняет на фортепиано Фугу e – moll из Токкаты для клавира e – mоll.
Учитель: Какой фрагмент является фугой?
Ученик: Первой прозвучала фуга, так как мы слышали беседу нескольких голосов.
Учитель: Вот видите, вы уже разбираетесь хорошо в этих стилях музыки, слышите полифоническое многоголосие.
А сейчас мы заглянем в великую тайну прозвучавшей Прелюдии С-dur из «ХТК» I тома И.С.Баха. Однажды Ш.Гуно слушал С – dur – ную прелюдию И.С.Баха и в голове у него невольно родилась мелодия, которая дала еще одну параллельную жизнь этой прелюдии. Так появился шедевр мирового музыкального искусства Бах – Гуно «Аве Мария». Сейчас мы слушаем это творение великих гениев музыки. Звучит И.С.Бах, Ш.Гуно «Аве Мария».
Вывод: Посредством полифонии и гомофонно-гармонического стилей музыки Бах раскрыл нам огромную палитру человеческих чувств и настроений.
Демокрит сказал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»( слайд 3).
Ясный огонь искусства люди зажгли в незапамятные времена и с тех пор из поколения в поколения передают его. Подлинные произведения искусства способны перевернуть жизнь человека, сделать его более мужественным и благородным, мудрым и добрым.
Сейчас мы с вами шагнем вперед на два столетия. Переметнемся в Бразилию, и я напомню об Эйторе Вила – Лобосе, его годы жизни 1887 – 1959( слайд 4). Он с гитарой за плечами обошел всю Бразилию, распевая свои песни и бережно собирая, записывая бразильский музыкальный фольклор, одновременно изучая творчество Баха. В честь любимого композитора и педагога он создал серию пьес для голоса, разных инструментов и оркестровых составов, объединив их в 9 сюит под названием…Может, кто-нибудь из вас вспомнит название?
Ученик: «Бразильские бахианы»
Учитель: - Совершенно верно. Я вам напомню об Арии из его «Бразильской бахианы № 5». Это тоже шедевр мирового музыкального искусства. I и III части представляют собой вокализ.
Учитель: Что такое вокализ?
Ученик: Вокализ – это песня без слов.
Учитель: А сейчас послушайте еще раз поэтический текст средней части и скажите: из скольких музыкальных частей должен состоять данный фрагмент?
Ученик: Из трех частей.
Учитель: Почему?
Ученик: I и III литературный текст в основе повторяется, а средняя часть маленькая и совсем другая по настроению.
Учитель: Что выражают I и III части ,а что средняя ?
Ученик: Крайние части – это картина природы, а средняя – состояние души человека.
Учитель: Молодцы, совершенно верно. А теперь мы еще раз послушаем это гениальное произведение. Звучит Ария из «Бразильской бахианы» Э.Вила- Лобоса.
Вывод: Так любовь выдающегося бразильского композитора ХХ столетия к музыке Баха, верное следование его творческому кредо «возрождать, обновлять духовные основы в человеке» нашла отражение в этом произведении. Многому научившись у Баха, по-своему прочувствовав его стиль, Э.Вила – Лобос не перестал быть глубоко национальным композитором, он лишь обогатил музыку Бразилии.
Я хочу обратить ваше внимание ещё на такой известный нам момент. У Баха есть произведение «Страсти по Матфею». «Страсти» - это рассказ апостола Матфея о великой несправедливости, которую учинили жестокие люди над Иисусом Христом. В этом произведении звучит Ария Петра, её ещё называют арией раскаяния и арией альта, это плач человеческой души (слайд 5).
И последний вопрос к вам, ребята. Созвучны ли стихи Анны Ахматовой с Арией Вила – Лобоса? Слушайте(слайд 6)
Женский голос, как ветер, несется.
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется,
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит.
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.
Ученик: Да, чувствуется ощущение созвучности, дум, сопричастности.
Учитель: Чем ближе мы находимся к его немеркнущему свету, тем ярче отблески, падающие на нас. При этом надо соблюдать лишь одно условие – подходить к искусству с трепетной душой и желанием познать законы творчества.
III. А сейчас мы перейдем к хоровой работе .
1.Распевка.
2.Учитель:Итак, хоровое произведение «Прощальная концертная» С.Ведерникова выучено и вы готовы исполнить его на концерте.
Все встали, мысленно вспомнили план исполнения песни, вокальные правила.
Исполняется песня «Прощальная концертная» С.Ведерникова.
3.Анализ исполнения песни.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия.
Учитель : Вспомните, пожалуйста , авторов и произведения, звучавшие на уроке.
Ответы учащихся.
Учитель: На этом урок окончен. Спасибо за работу. Вы можете быть свободны.