Тема урока: «Самая живая часть речи – глагол»
Цель урока: Умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять те слова и словосочетания, которые точно передают содержание текста; систематизирование знаний учащихся о глаголе; воспитание любви к национальным традициям и обычаям, природе.
Оборудование : Картинки с изображением природы, таблицы, раздаточные карточки, использование ТСО.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
III. Отгадывание загадки-стихотворения:
Что без меня предметы? Летит ракета,
Лишь названия. Люди строят здания,
Но я приду - И рожь в полях растет.
Все в действие придет. (С.Кондрашов)
Вопросы:
- О какой части речи говорится в стихотворении?
I тур (теоретический). «Бай?а»
В этом туре ученикам предлагается списать словосочетания с доски, где должны выделить главное слово, затем ответить на вопросы по теме «Глагол».
II тур (практический) «К?міс алу»
На этом этапе урока проводится дифференцированная работа по тексту «Страна Глаголия»
Разноуровневые задания по тексту.
1-й вариант.
А) Найти и подчеркнуть все глаголы.
Б) Назвать все глаголы настоящего времени.
В) Сделать синтаксический разбор последнего предложения.
2-й вариант.
А) Назвать глаголы будущего времени.
Б) Разобрать по составу слова: синеет, зарослей, шелковом.
В) Сделать синтаксический разбор 2-го предложения.
3-й вариант.
А) Выписать 2-3 глагола.
Б) Определить их вид, время, лицо.
В) Сделать синтаксический разбор 3-го предложения.
III тур «К?кпар»
Слушается грамзапись пьесы П.Чайковского из цикла «Времена года». Под музыку читается стихотворение «Черемуха» (текст стихотворения лежит на столе у каждого ученика, было дано опережающее задание). За правильный ответ получат «тушу козла».
Вопросы и задания:
IV тур (творческий). «Жамбы (слиток серебра) ату»
Задача участников этой игры – на полном «скаку» сорвать жамбы (листки), подвешенные к шесту, на котором написаны глаголы и правильно их вставить на место пропущенных слов в тексте.
Из-под камня … родник. Он превращается в ручеек, который весело … на восток. Ручей звенит, журчит, и потом стремительно … вниз. По склону горы он спокойно … по равнине.
(К Паустовский)
Глаголы на жамбы: бьет, бежит, сползает, стремиться, стекаются, течет.
V тур (лексико-семантический). «Жор?а жарыс»
Это состязание на иноходцах. Задача участников конкурса быстрее и раньше других участников заменить предложенные словосочетания глаголами в неопределенной форме (задание показывается через интерактивную доску).
VI тур (словообразовательный). «Аударыспа?»
Работа в парах. На каждой парте – карточки с заданиями: от выделенных глаголов образовать глаголы совершенного вида и вставить их вместо точек.
Ученики пишут выборочный диктант с заданием выписать из прочитанного учителем стихотворения И.Уткина «Заздравная песня» глаголы, определить их спряжение и объяснить правописание –тся, -ться.
Что любится, чем дышится, С которой столько пройдено
Душа чем ваша полнится, Хорошего и разного!
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится. Тяжелое – забудется,
Хорошее – останется.
А мы споем о родине, Что с родиною сбудется,
С которой столько связано, То и с народом станется.
На заключительном этапе урока ученики выполняют упражнения. Списывают отрывок из письма А.М. Горького сыну, подчеркивают глаголы в условном наклонении:
Воспитательный момент.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Написать /эссе/ на тему: «Что я хочу оставить людям после себя».