Классный час на тему "Традиции русской семьи". Что такое семья? Как сохранить и уберечь семейные традиции. Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. В презентации представлены интересные материалы , пословицы, поговорки, семейные фотографии, всё то, что может показать составляющие семьи. Классный час можно провести для учащихся среднего и старшего звена.
МОУ Архангельская СОШ
Классный час
«Красота традиций русской семьи».
Подготовила учитель Гладкова Л.Н.
2014 г.
Классный час
«Красота традиций русской семьи».
Наш классный час «Красота традиций русской семьи» мы провели в преддверии Дня Матери, где вели обсуждение традиций семьи, а главное – вели беседу о любви родителей к детям и о любви детей к родителям….
«Вся семья вместе, так и душа на месте» - звучит пословица. В русской деревне существовали как малые семьи, состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (родители-дети), так и большие или неразделенные, которые объединяли от двух до четырех поколений родственников по прямой и боковой линиям. Существовали также складнические или договорные семьи, объединявшие вследствие хозяйственной необходимости как родных, так и неродных людей. Семья большая и малая существовала на Руси.… И мы гордимся, что в нашем селе проживает семья Малягановых, взявшая к себе 5 приёмных детей.
- Что такое семья?..- Задали мы себе вопрос, и каждый высказал своё представление о семье; обсудили толкование этого понятия из словаря…
- И конечно же остановились на рассмотрении традиций воспитания детей в русских семьях.
- В первую очередь мы обсуждали о том, что необходимо работать над культурой и духовностью, которые прививаются человеку с детских лет:
- через традиции, классическую литературу, через искусство, музыку, через веру,
а именно всё это прививается в семье, в дошкольных и школьных учреждениях.
- Духовность – это человеческий капитал, который позволяет чувствовать свою причастность к жизни на более высоком уровне.
- Мы говорили о духовности личности. А воспитание духовно богатой личности – это наша общая задача.
Столкнулись с вопросом - За счёт чего традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать жизненные силы попусту, а приумножать их, делиться ими с ближними.
- И конечно же попытались ответить на этот вопрос, характеризуя составляющие семейного уклада, включающие в себя 5 компонентов.
А именно:
1. Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2. Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
3. Отношения (сердечные чувствования и настроения);
4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5. Распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года;
в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.
Каждая из девушек вспомнили о традициях - Таинство венчания, Таинство крещения (О том как крестили сестрёнку рассказала Анна Горланова).
- В нашей беседе затронули разговор о ежедневном ученическом труде, который надо прививать с раннего детства. А учебная деятельность может плодотворно участвовать в воспитании личности, должна помочь человеку в осознании «Я» как носителя высшей души в человеке.
- Учащиеся много говорили о традиции проведения праздников в нашей школе, в том числе и православных. А именно «Пасха», «Праздник славянской письменности и культуры».
- Культурные потребности являются результатом как светского, так и духовного образования.
- Затрону вопрос об уважительном отношении к Богу, к родителям, пожилым людям, к представителям другой национальности и вероисповедания. А для этого нужен живой положительный пример родителей.
- Конечно, не забыли поговорить о том, что дети должны обращаться к понятиям: радость, страдание, прощение, совесть, печаль, чтобы разумом и душой помышляли о высоком и красивом.
- А какие чувства связывают близких родственников?
- Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, уважение, любовь, нежность, взаимопонимание, которые должны присутствовать в каждой семье, и которые стали так часто забываться.
- Девушки поделились тем, какие обычаи и взаимоотношения у них с родными в их семьях. Ведь не зря вспоминаются поговорки и пословицы о семье:
- Детки хороши – отцу-матери венец, детки плохи – отцу-матери конец.
-Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.
В заключение девушки сами сделали вывод, что в семье родителям вместе с детьми необходимо приобщаться к книгам, к посещению музеев, к слушанию классической музыки. Конечно же не забыли о том, что женщину-мать – Мадонну с младенцем воспевали художники и скульпторы во все времена.
Ещё учёный Иван Александрович Ильин писал : «В будущем России образование не должно отделяться от духовного воспитания – ни в народной школе, ни в гимназии, ни в профессиональных училищах, ни в университетах».
Приходим к выводу: Мир и лад в семье строились на авторитете старших, уважении их и на беспрекословном подчинении младших старшим. Это относилось и к порядку отношений между детьми в семье. И конечно, родителей надо почитать.
Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости, недостатки которых никто не знает лучше, чем она. Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми.
Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнаружить свои слабости и недостатки, признаться в ошибках и потерях, потому что, как бы далеко ни ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые - все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному, прежде всего и всех нужнее - мать.
Берегите своих матерей!!! А вместе с тем - почитайте отца своего!
Мы должны из мирового художественного искусства выбрать то, которое способствует воспитанию духовно богатой личности и как можно чаще опираться на традиции семьи.
- Вопросов ещё много. Но ясно одно: ДУХОВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ШКОЛЕ БЫТЬ. ВРЕМЯ ПРИШЛО.