kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жанры полифонической музыки. Фуга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыкального искусства для обучающихся 6 класса, раскрывающий в интересной форме понятия "полифония", "гомофолния", "фуга".

Жанры полифонической музыки. Фуга

Цель: активное усвоение учащимися особенностей музыкального искусства, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание эстетического вкуса и музыкальной культуры.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «полифония», «гомофония» и «фуга» на материале музыки И.С.Баха;
  • помочь усвоению учащимися взаимосвязей музыки с жизнью;
  • расширить художественный кругозор учащихся;
  • обогатить восприятие обучающихся, их познание классической музыки;
  • развивать познавательные психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, эмоции, чувства);
  • способствовать формированию культуры общения и сотрудничества.

Оборудование: синтезатор, компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, карточки с изображением людей, выражающих различные эмоции, маркеры, 2 листа бумаги (формат А-3), плакат с изображением ступеней достижения, самооценочные листы.

Музыкальный  и видеоматериал. И.С.Бах. Токката и фуга ре минор. И.С.Бах. Фуга до минор из ХТК. Канон В.Моцарта «Слава солнцу, слава миру!». Песня о друге В.Высоцкого.

Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сообщение темы урока.

Учитель. Сейчас вы узнаете, что ждет вас на этом уроке музыки. Только вы напомните, пожалуйста, тему первого семестра.

Ученики. Тема первого семестра звучит так: «Музыка как язык чувств».

Учитель. Спасибо. А темой нашего урока будет «Полифонический тип музыки. Фуга», которая поможет нам полнее раскрыть главную тему. И целью сегодня мы ставим активное усвоение особенностей музыки, которая будет способствовать дальнейшему формированию вашей музыкальной культуры.

          Прежде, чем мы приступим к выполнению задач урока, сначала создадим для себя хорошее настроение, обогатимся положительными эмоциями. Для этого вы искренне улыбнитесь друг другу.

Учитель. Я вижу, что все уже настроились на позитивную волну. Теперь воспринимайте материал и выполняйте задания внимательно, потому что в конце урока состоится закрепление его материала на оценку.

          Ребята, каждый этап урока может принести вам баллы, если вы постараетесь. «Стоимость» заданий я буду сообщать, а вы на самооценочных листах записывайте полученный вами балл. В конце урока сложите эти баллы, результат и будет вашей отметкой за урок. Все в ваших руках!

            А теперь ответьте на мой вопрос: «Что еще, кроме приятной улыбки соседа, может повлиять на наши чувства, настроение?»

Ученики. Повлиять может еще музыка.

Учитель. Конечно, именно музыка имеет волшебную преобразующую способность. Но надо помнить, что люди воспринимают музыку каждый по-своему. Как-то один философ попросил своих учеников принести ему абсолютно одинаковые два листика клена, и никто этой задачи выполнить не смог, потому что таких в природе просто не существует. Одинаковых людей тем более нет, как и нет одинаковой музыки. Она разнится по содержанию, жанрам, видам, формам и т.д., и сегодня мы познакомимся с полифонической музыкой и ее жанровым представителем – фугой.

            Транслируется видеофрагмент исполнения токкаты и фуги ре минор И.Баха на органе. Учащиеся слушают и пытаются сформулировать определение жанра фуги.

             Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах. В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга – четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом – четвертый, имитирующий спутника.

        Итак, полифония - это многоголосная музыка, в которой звучат несколько голосов, и все они равноправны. Чтобы стало понятно это, назовите по очереди свои имена (дети называют имена по указанию учителя), а теперь назовите все одновременно громко (на форте). Спасибо. А теперь скажите, чей голос был важнее, главнее, чем другие?

Ученики. Сейчас не было главных голосов - все равны.

Учитель. А теперь один ученик скажет тихо, на пиано, имя, а вы, дети, все вместе громко, на форте, повторите его имя. Голосов много, а среди них главный?

Ученики. Так, главный голос принадлежит тому, кто назвал свое имя, а другие голоса второстепенные.

Учитель. Совершенно верно. Такое происходит и в музыке, а тип музыки называется гомофонией. Второстепенные голоса как бы аккомпанируют главному.

Учитель. А ваша задача сейчас создать в вашем воображении целостный музыкальный образ и рассказать, как влияла на вас, ваши чувства, состояние, настроение эта музыка.

Транслируется фуга Баха соль минор. Дети закрывают глаза и поднимают руку именно тогда, когда начинает звучать тема в определенном голосе фуги.

Учитель. Следующий этап урока мы посвятим навыкам анализировать прослушанную музыку. Объединимся в 4 группы (учитель самостоятельно формирует группы, учитывая способности и возможности учащихся для создания ситуации успеха).

        Итак, одна группа за 5 минут попытается создать кластер на тему «Фуга». Группа художников будет рисовать образ прослушанной сегодня фуги и представит его как рисунок полифонии. Характеристики музыки можно выбирать из представленных на стенде подсказках. Третья группа будет рассматривать портреты и определять по эмоциям изображенных людей их характер (по 3 характеристики на каждый портрет). Другие ученики будут подбирать музыкальное сопровождение (фон). (Учитель исполняет аккомпанемент, а дети по очереди на фортепиано играют в верхнем регистре звуки в соответствующем ритме, создавая свои мелодические и ритмические рисунки)

       Затем обучающиеся презентуют свои наработки. Участники групп и музыкальные импровизаторы ставят в оценочный лист по 3 балла.

Учитель. Сопоставляя характеристики музыкального произведения по рисунку 2-й группы и характеристики эмоционального состояния людей, изображенных на картинках, мы можем сделать вывод. Какой?

Ученики. Чувства, воплощенные в музыке, и те, которые возникают под влиянием музыки, родственны чувствам, переживаниям, душевному состоянию человека. То есть образы музыки - это жизненные образы.

Учитель. Теперь мы попробуем создать так называемую ритмическую фугу. На доске вы видите нарисованные ритмические рисунки в трех голосах. Вы будете отхлопывать в ладоши каждый свою тему (репетиция с каждым голосом - рядом учеников - отдельно). А теперь все вместе хлопают свою «ритмическую партию». У нас получился фрагмент (начало) очень упрощенной «ритмической фуги». Молодцы.

Проводится вокально-хоровая работа. Распевка. Дыхательные упражнения (по Стрельниковой). Работа над каноном В.Моцарта «Слава солнцу, слава миру!»

 Учитель. Мы хорошо поработали и заслужили приз - песню в подарок  (Ученики поют Песняюо друге В.Высоцкого, а учитель аккомпанирует им на синтезаторе).

Учитель. Сколько голосов звучит в припеве?

Ученики. В припеве звучит 2 голоса.

Учитель. Так что же, получается это полифоническая музыка?

Ученики. Нет. Верхний голос главный, он является основной мелодией припева, а нижний голос - второстепенный, для полноты гармонии, красоты. Поэтому звучала сейчас гомофонная музыка.

Учитель. Правильно. Вижу, что вы усвоили новые понятия. Поставьте себе еще по одному баллу за хорошо выполненную работу. Теперь закрепим материал.

Вам предлагается небольшой тест. Каждый правильный ответ «стоит» 2 балла.

• Отметьте правильный ответ. Фуга - это. а) музыкальный жанр, в котором звучит  протяжная и насыщенная мелодия; б) полифоническое произведение, в котором одна или несколько тем последовательно звучат во всех голосах.

• Любимый инструмент И.Баха. а) орган, б) скрипка, в) клавесин.

•  Песню о друге В.Высоцкого надо исполнять. а) плавно, б) легко, в) сосредоточенно, серьезно.

Определяются правильные ответы.

Учитель. Теперь подсчитайте сумму баллов, полученную сегодня на уроке. А теперь давайте обобщим то, о чем говорили, что делали мы на уроке (рефлексия).

Н - научились осмысливать характер и развитие музыкального образа.

О - оценили важность творчества И.Баха, свою работу, свой творческий потенциал.

Т - толковали характер и настроение фуг И.Баха, определяли понятие фуги.

А - анализировали музыкальные образы и их связь с жизнью.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали. Спасибо за внимание!

Дети пою по звукам мажорного трезвучия «До свидания».

Просмотр содержимого документа
«Жанры полифонической музыки. Фуга»

Жанры полифонической музыки. Фуга


Цель: активное усвоение учащимися особенностей музыкального искусства, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание эстетического вкуса и музыкальной культуры.


Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «полифония», «гомофония» и «фуга» на материале музыки И.С.Баха;

  • помочь усвоению учащимися взаимосвязей музыки с жизнью;

  • расширить художественный кругозор учащихся;

  • обогатить восприятие обучающихся, их познание классической музыки;

  • развивать познавательные психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, эмоции, чувства);

  • способствовать формированию культуры общения и сотрудничества.


Оборудование: синтезатор, компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, карточки с изображением людей, выражающих различные эмоции, маркеры, 2 листа бумаги (формат А-3), плакат с изображением ступеней достижения, самооценочные листы.

Музыкальный и видеоматериал. И.С.Бах. Токката и фуга ре минор. И.С.Бах. Фуга до минор из ХТК. Канон В.Моцарта «Слава солнцу, слава миру!». Песня о друге В.Высоцкого.


Ход урока


Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сообщение темы урока.

Учитель. Сейчас вы узнаете, что ждет вас на этом уроке музыки. Только вы напомните, пожалуйста, тему первого семестра.

Ученики. Тема первого семестра звучит так: «Музыка как язык чувств».

Учитель. Спасибо. А темой нашего урока будет «Полифонический тип музыки. Фуга», которая поможет нам полнее раскрыть главную тему. И целью сегодня мы ставим активное усвоение особенностей музыки, которая будет способствовать дальнейшему формированию вашей музыкальной культуры.

          Прежде, чем мы приступим к выполнению задач урока, сначала создадим для себя хорошее настроение, обогатимся положительными эмоциями. Для этого вы искренне улыбнитесь друг другу.

Учитель. Я вижу, что все уже настроились на позитивную волну. Теперь воспринимайте материал и выполняйте задания внимательно, потому что в конце урока состоится закрепление его материала на оценку.

          Ребята, каждый этап урока может принести вам баллы, если вы постараетесь. «Стоимость» заданий я буду сообщать, а вы на самооценочных листах записывайте полученный вами балл. В конце урока сложите эти баллы, результат и будет вашей отметкой за урок. Все в ваших руках!

            А теперь ответьте на мой вопрос: «Что еще, кроме приятной улыбки соседа, может повлиять на наши чувства, настроение?»

Ученики. Повлиять может еще музыка.

Учитель. Конечно, именно музыка имеет волшебную преобразующую способность. Но надо помнить, что люди воспринимают музыку каждый по-своему. Как-то один философ попросил своих учеников принести ему абсолютно одинаковые два листика клена, и никто этой задачи выполнить не смог, потому что таких в природе просто не существует. Одинаковых людей тем более нет, как и нет одинаковой музыки. Она разнится по содержанию, жанрам, видам, формам и т.д., и сегодня мы познакомимся с полифонической музыкой и ее жанровым представителем – фугой.

Транслируется видеофрагмент исполнения токкаты и фуги ре минор И.Баха на органе. Учащиеся слушают и пытаются сформулировать определение жанра фуги.

Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах. В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга – четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом – четвертый, имитирующий спутника.

        Итак, полифония - это многоголосная музыка, в которой звучат несколько голосов, и все они равноправны. Чтобы стало понятно это, назовите по очереди свои имена (дети называют имена по указанию учителя), а теперь назовите все одновременно громко (на форте). Спасибо. А теперь скажите, чей голос был важнее, главнее, чем другие?

Ученики. Сейчас не было главных голосов - все равны.

Учитель. А теперь один ученик скажет тихо, на пиано, имя, а вы, дети, все вместе громко, на форте, повторите его имя. Голосов много, а среди них главный?

Ученики. Так, главный голос принадлежит тому, кто назвал свое имя, а другие голоса второстепенные.

Учитель. Совершенно верно. Такое происходит и в музыке, а тип музыки называется гомофонией. Второстепенные голоса как бы аккомпанируют главному.

Учитель. А ваша задача сейчас создать в вашем воображении целостный музыкальный образ и рассказать, как влияла на вас, ваши чувства, состояние, настроение эта музыка.

Транслируется фуга Баха соль минор. Дети закрывают глаза и поднимают руку именно тогда, когда начинает звучать тема в определенном голосе фуги.

Учитель. Следующий этап урока мы посвятим навыкам анализировать прослушанную музыку. Объединимся в 4 группы (учитель самостоятельно формирует группы, учитывая способности и возможности учащихся для создания ситуации успеха).

        Итак, одна группа за 5 минут попытается создать кластер на тему «Фуга». Группа художников будет рисовать образ прослушанной сегодня фуги и представит его как рисунок полифонии. Характеристики музыки можно выбирать из представленных на стенде подсказках. Третья группа будет рассматривать портреты и определять по эмоциям изображенных людей их характер (по 3 характеристики на каждый портрет). Другие ученики будут подбирать музыкальное сопровождение (фон). (Учитель исполняет аккомпанемент, а дети по очереди на фортепиано играют в верхнем регистре звуки в соответствующем ритме, создавая свои мелодические и ритмические рисунки)

       Затем обучающиеся презентуют свои наработки. Участники групп и музыкальные импровизаторы ставят в оценочный лист по 3 балла.

Учитель. Сопоставляя характеристики музыкального произведения по рисунку 2-й группы и характеристики эмоционального состояния людей, изображенных на картинках, мы можем сделать вывод. Какой?

Ученики. Чувства, воплощенные в музыке, и те, которые возникают под влиянием музыки, родственны чувствам, переживаниям, душевному состоянию человека. То есть образы музыки - это жизненные образы.

Учитель. Теперь мы попробуем создать так называемую ритмическую фугу. На доске вы видите нарисованные ритмические рисунки в трех голосах. Вы будете отхлопывать в ладоши каждый свою тему (репетиция с каждым голосом - рядом учеников - отдельно). А теперь все вместе хлопают свою «ритмическую партию». У нас получился фрагмент (начало) очень упрощенной «ритмической фуги». Молодцы.

Проводится вокально-хоровая работа. Распевка. Дыхательные упражнения (по Стрельниковой). Работа над каноном В.Моцарта «Слава солнцу, слава миру!»

Учитель. Мы хорошо поработали и заслужили приз - песню в подарок  (Ученики поют Песняюо друге В.Высоцкого, а учитель аккомпанирует им на синтезаторе).

Учитель. Сколько голосов звучит в припеве?

Ученики. В припеве звучит 2 голоса.

Учитель. Так что же, получается это полифоническая музыка?

Ученики. Нет. Верхний голос главный, он является основной мелодией припева, а нижний голос - второстепенный, для полноты гармонии, красоты. Поэтому звучала сейчас гомофонная музыка.

Учитель. Правильно. Вижу, что вы усвоили новые понятия. Поставьте себе еще по одному баллу за хорошо выполненную работу. Теперь закрепим материал.

Вам предлагается небольшой тест. Каждый правильный ответ «стоит» 2 балла.

• Отметьте правильный ответ. Фуга - это ... а) музыкальный жанр, в котором звучит протяжная и насыщенная мелодия; б) полифоническое произведение, в котором одна или несколько тем последовательно звучат во всех голосах.

• Любимый инструмент И.Баха ... а) орган, б) скрипка, в) клавесин.

• Песню о друге В.Высоцкого надо исполнять... а) плавно, б) легко, в) сосредоточенно, серьезно.

Определяются правильные ответы.

Учитель. Теперь подсчитайте сумму баллов, полученную сегодня на уроке. А теперь давайте обобщим то, о чем говорили, что делали мы на уроке (рефлексия).

Н - научились осмысливать характер и развитие музыкального образа.

О - оценили важность творчества И.Баха, свою работу, свой творческий потенциал.

Т - толковали характер и настроение фуг И.Баха, определяли понятие фуги.

А - анализировали музыкальные образы и их связь с жизнью.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали. Спасибо за внимание!

Дети пою по звукам мажорного трезвучия «До свидания».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жанры полифонической музыки. Фуга

Автор: Баранова Наталья Петровна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 389000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Полифония в музыке Баха" (конспект урока и презентация). "
    ["seo_title"] => string(60) "polifoniia-v-muzykie-bakha-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "104104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402667837"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Музыкальный образ в творчестве И.С.Баха "
    ["seo_title"] => string(43) "muzykal-nyi-obraz-v-tvorchiestvie-i-s-bakha"
    ["file_id"] => string(6) "126242"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128271"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по музыке "Небесное и земное, в музыке И.С. Баха" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-muzykie-niebiesnoie-i-ziemnoie-v-muzykie-i-s-bakha"
    ["file_id"] => string(6) "161875"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422283650"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "О Бахе сегодня" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-o-bakhie-sieghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "174172"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424097409"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Клавирная музыка И.С.Баха "
    ["seo_title"] => string(27) "klavirnaia-muzyka-i-s-bakha"
    ["file_id"] => string(6) "243004"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445600807"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства