Урок в 6 классе. Музыкальный образ в творчестве И.С.Баха.
Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.
Задачи занятия:
реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;
развитие творческой активности на уроке музыки;
формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;
восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.
?Ребята, помогите разобраться, о каком композиторе идет речь в высказывании испанского музыканта и композитора Пабло Казальса: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”
?Может быть, вы можете по этой подсказке компьютера уже определить фамилию композитора? Если нет, мы продолжаем наше путешествие по XVII веку (Слайд 2. Изображение Иоганна Баха в детском возрасте).
? Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?
Дети: На экране мальчик лет 10-11, он переписывает ноты, пишет пером, низко наклонившись.
?Хорошо, может ли кто-нибудь из вас узнать будущего композитора по этому изображению? Продолжаем наше путешествие по Германии Слайд3. (Многочисленная семья Бахов). Многочисленной музыкальной семьёй в Германии в XVII-XVIII веке была семья Бахов.
?Замечательно, молодцы. А что мы с вами можем рассказать об этом немецком композиторе?
? Звучит музыка И.С. Баха “Органная фуга ля минор”.
Фуга – бег – развитая полифоническая музыкальная форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь, развиваясь, проходит в разных голосах сочинения. Фугу начинает один голос с главной темой, потом эта тема появляется в разных голосах, образуют непрерывно развивающуюся, безастонововчно движущуюся «полифоническую часть» фуги.
?Очень остроумно и вместе с тем точно сам Бах сказал о том, что такое полифония: «Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобыкаждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдет до нее очередь».
? Попытайтесь услышать эту «беседу личностей» в звучании фуги.
?О чем «идет беседа» в Фуге а – moll?
характер темы в начале фуги (спокойная, неторопливая)
какая интонация (устойчивая, суровая, упругая)
как меняется тема к финалу ( становится все энергичнее, могущественнее)вот оказывается какая могучая сила была заложена в этой скромной при первом звучании мелодии…
После закономерной мощной кульминации – вершины органной волны, динамическая напряженность, приподнятость достигаются в финале той степени, когда развязка становится драматической необходимостью. В нарастающем гуле органной педали едва уловимы отзвуки темы. В коде – высочайший подъем чувств, окончательно утверждается драматическая сущность музыкального образа – резко меняются фактура, ритм
какой возникает музыкальный образ? (суровый, но полной жизненной энергией)
? Что вы можете рассказать о Бахе?
Дети: И. С. Бах – немецкий композитор, живший в конце 17 – начале 18 века (1685-1750г). Композитор, органист, сочинявший во всех музыкальных жанрах (кроме оперы), он жил в эпоху барокко. У Баха рано умерли родители, и его воспитывал старший брат Кристоф. Слайд 4. (И.С. Бах и К.И. Бах).
Среди достопримечательностей Лейпцига – одного из крупнейших немецких городов – особое место принадлежит церкви святого Фомы (слайд5).
? Чем же прославилась эта церковь? (более 250 лет тому назад музыкой во время богослужения в этой церкви, хором и органом управлял великий Бах. Служба в церкви святого Фомы была нелёгкой: помимо управления церковной музыкой , Бах должен был обучать и воспитывать певчих – учеников церковной школы – и каждую субботу сочинять по новой кантате. ( Кантата – крупной вокально – инструментальное произведение, предназначенное для одного или нескольких солистов, хора и оркестра)
“Прелюдия и фуга ре минор” (Слайд 5, 6. Один из первых органов И.С. Баха, И.С. Бах за инструментом).
Какой музыкальный образ несет это произведение (отталкиваясь от характера, настроения, чувств)?
3. Вывод по уроку (Слайд 9. Портрет И.С. Баха и слайд 10 памятник И. Баха в Лейпциге).
Учитель: Сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот памятник, вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?
? «Бах был мощный духом. Он верил в силу искусства и силу народных корней, которые крепко связывали его творчество с жизнью. Он оставался верным себе и своим идеалам. Если исторические условия и не давали ему возможности порвать с религиозно – церковными формами музыки, которая господствовала в то время, то он был первым композитором, который влил в эти формы новое, глубокое человеческое содержание, которое стремилось пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти». (Д. Кабалевский)
Бах умер забытым непризнанным музыкантом, изгнанником в своём отечестве, где судьбой культуры и искусства своевольно распорядились тогда ограниченные, невежественные церковные чиновники и владетельные магнаты. Они сделали все возможное, чтобы вместе с Бахом похоронить и память о нём, о его замечательном искусстве.
Послушайте стихотворение В Дубровина «Бах в Домском соборе».
Звучание Баха снова первозданно, Его дыхание рвётся в вышину. И мы у этой пленнице органа У музыки, у музыки в плену. То гром грозы, то оклик океана, То вздох дождя, то колокола стон, То звук слезы, сорвавшейся нежданно, А то ручья весёлый перезвон. Бой хрусталя, биение капели, Как взлёт весны, собора небосвод.
Сама Земля в предчувствии апреля сквозь сны и стены музыку несёт.
Так слит со сводом Домского собора Весь небосвод со звёздной высотой, Как ты со мною жаждою простора, Как я тобою сердцем и мечтой.
? Разделяете вы чувства поэта об органной музыке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный образ в творчестве И.С.Баха »
Урок в 6 классе. Музыкальный образ в творчестве И.С.Баха.
Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.
Задачи занятия:
реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;
развитие творческой активности на уроке музыки;
формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;
восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.
►Ребята, помогите разобраться, о каком композиторе идет речь в высказывании испанского музыканта и композитора Пабло Казальса: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.
Ребята давайте с вами отправимся в путешествие, чтобы выяснить фамилию этого композитора (см. Приложение 1,слайд1. Германия, 1648 года).
Учитель: Скажите ребята, какие исторические события происходили в Германии в этот период жизни, может быть, кто-то из вас знает историю этого времени? Европа была раздираема войнами, а Рейх был в упадке. В 1648 г. наконец закончилась Тридцатилетняя война, но император Священной Римской империи Фердинанд II потерял в ней большую часть своей силы — более 300 областей и провинций, которые, собственно, и составляли мощь его империи. И теперь эта огромная раздробленная сеть городов и областей управлялась местными правителями — либо представителем церкви, либо городским Советом, либо просто дворянином. Музыканты тогда были в услужении у правителей. Их работой было исполнять музыку во время религиозных праздников, городских торжеств, или развлекать придворных.
☺ Может быть, вы можете по этой подсказке компьютера уже определить фамилию композитора? Если нет, мы продолжаем наше путешествие по XVII веку (Слайд 2. Изображение Иоганна Баха в детском возрасте).
☺ Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?
Дети: На экране мальчик лет 10-11, он переписывает ноты, пишет пером, низко наклонившись.
☺Хорошо, может ли кто-нибудь из вас узнать будущего композитора по этому изображению? Продолжаем наше путешествие по Германии Слайд3. (Многочисленная семья Бахов). Многочисленной музыкальной семьёй в Германии в XVII-XVIII веке была семья Бахов.
☺Замечательно, молодцы. А что мы с вами можем рассказать об этом немецком композиторе?
♫ Звучит музыка И.С. Баха “Органная фуга ля минор”.
Фуга – бег – развитая полифоническая музыкальная форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь, развиваясь, проходит в разных голосах сочинения. Фугу начинает один голос с главной темой, потом эта тема появляется в разных голосах, образуют непрерывно развивающуюся, безастонововчно движущуюся «полифоническую часть» фуги.
►Очень остроумно и вместе с тем точно сам Бах сказал о том, что такое полифония: «Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобыкаждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдет до нее очередь».
☺ Попытайтесь услышать эту «беседу личностей» в звучании фуги.
☺О чем «идет беседа» в Фуге а – moll?
характер темы в начале фуги (спокойная, неторопливая)
какая интонация (устойчивая, суровая, упругая)
как меняется тема к финалу ( становится все энергичнее, могущественнее)вот оказывается какая могучая сила была заложена в этой скромной при первом звучании мелодии…
После закономерной мощной кульминации – вершины органной волны, динамическая напряженность, приподнятость достигаются в финале той степени, когда развязка становится драматической необходимостью. В нарастающем гуле органной педали едва уловимы отзвуки темы. В коде – высочайший подъем чувств, окончательно утверждается драматическая сущность музыкального образа – резко меняются фактура, ритм
какой возникает музыкальный образ? (суровый, но полной жизненной энергией)
☺ Что вы можете рассказать о Бахе?
Дети: И. С. Бах – немецкий композитор, живший в конце 17 – начале 18 века (1685-1750г). Композитор, органист, сочинявший во всех музыкальных жанрах (кроме оперы), он жил в эпоху барокко. У Баха рано умерли родители, и его воспитывал старший брат Кристоф. Слайд 4. (И.С. Бах и К.И. Бах).
Среди достопримечательностей Лейпцига – одного из крупнейших немецких городов – особое место принадлежит церкви святого Фомы (слайд5).
☺ Чем же прославилась эта церковь? (более 250 лет тому назад музыкой во время богослужения в этой церкви, хором и органом управлял великий Бах. Служба в церкви святого Фомы была нелёгкой: помимо управления церковной музыкой , Бах должен был обучать и воспитывать певчих – учеников церковной школы – и каждую субботу сочинять по новой кантате. ( Кантата – крупной вокально – инструментальное произведение, предназначенное для одного или нескольких солистов, хора и оркестра)
“Прелюдия и фуга ре минор” (Слайд 5, 6. Один из первых органов И.С. Баха, И.С. Бах за инструментом).
Какой музыкальный образ несет это произведение (отталкиваясь от характера, настроения, чувств)?
3. Вывод по уроку (Слайд 9. Портрет И.С. Баха и слайд 10 памятник И. Баха в Лейпциге).
Учитель: Сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот памятник, вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?
► «Бах был мощный духом. Он верил в силу искусства и силу народных корней, которые крепко связывали его творчество с жизнью. Он оставался верным себе и своим идеалам. Если исторические условия и не давали ему возможности порвать с религиозно – церковными формами музыки, которая господствовала в то время, то он был первым композитором, который влил в эти формы новое, глубокое человеческое содержание, которое стремилось пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти». (Д. Кабалевский)
Бах умер забытым непризнанным музыкантом, изгнанником в своём отечестве, где судьбой культуры и искусства своевольно распорядились тогда ограниченные, невежественные церковные чиновники и владетельные магнаты. Они сделали все возможное, чтобы вместе с Бахом похоронить и память о нём, о его замечательном искусстве.
Послушайте стихотворение В Дубровина «Бах в Домском соборе».
Звучание Баха снова первозданно, Его дыхание рвётся в вышину. И мы у этой пленнице органа У музыки, у музыки в плену. То гром грозы, то оклик океана, То вздох дождя, то колокола стон, То звук слезы, сорвавшейся нежданно, А то ручья весёлый перезвон. Бой хрусталя, биение капели, Как взлёт весны, собора небосвод.
Сама Земля в предчувствии апреля сквозь сны и стены музыку несёт.
Так слит со сводом Домского собора Весь небосвод со звёздной высотой, Как ты со мною жаждою простора, Как я тобою сердцем и мечтой.