Орг. момент Ребята. На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, как связаны музыка и изобразительное искусство. Образы разных искусств- живописи, архитектуры, музыки, литературы- предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. Показ репродукций картин И.Левитана Ребята. Посмотрите, что изображено на этих картинах? Как называется этот жанр? Да. Это пейзаж. А скажите, жанр пейзажа есть только в живописи? Назовите примеры лит. и муз. пейзажей. исполнение песни «О России» 4.(возвращаясь к репродукциям): Итак, мы узнали жанр пейзажа. А что художник изобразил на картинах? То есть , нашу, родную природу. (обращаясь к картине «Вечерний звон») : Как на ваш взгляд, картина безмолвна? Вы прислушались к тишине. А мне бы хотелось, чтобы вы услышали мелодию тишины. Как вы думаете, есть разница в том, чтобы «послушать тишину» и «услышать мелодию тишины» ? Как звучит эта мелодия? А какими средствами художник добивается такого звучания? Какое настроение в этой картине? А теперь обратите внимание на композицию картины. Несмотря на широкие горизонтальные линии, внимание зрителя сосредоточивается на (чем?) Какую же мелодию мы слышим на этой картине? О чем же говорит эта картина? То есть художник хотел , чтобы мы почувствовали, как ОН относится к тому. Что изображает, чтобы мы увидели мир ЕГО глазами. Пейзаж одухотворенный, идущий от сердца, называется лирическим. В русской живописи и литературе можно найти очень много лирических пейзажей. Один из них- стихотворение Николая Рыленкова. (Учитель читает стихотворение «Все в тающей дымке…», дети следят по тексту.) Постарайтесь найти в стихах Рыленкова интонации, созвучные картине Левитана. Как бы вы назвали пейзаж Левитана? Как звучат колокола? Да, колокола приглашают к вечерней службе. Художник так и назвал картину – «Вечерний звон». Звучит русская народная песня «Вечерний звон». Могла бы эта песня стать импульсом к написанию данной картины? Что сближает старинную народную песню «Вечерний звон» и картину Левитана «Вечерний звон» ? Повторное слушание песни «Вечерний звон». (Вернуться к пейзажам И.Левитана): Пейзажи Левитана вызывают ощущение величественного покоя, красоты, простора. Пейзажи Левитана очень музыкальны, они проникнуты интонацией раздумья, свойственной народной песне. 5.Оценки за урок. | 2 1 1 3 35 | Природа. Река. Пейзаж Нет. Он есть и в литературе, и в живописи. Приводят примеры Песня «О России» Реку, церковь, небо, дорогу, лес , поле… Нет, слышны плеск воды, звон колоколов… все звучит негромко, приглушенно. Тихо , задумчиво, нежно… Протяжные широкие горизонтальные линии (в музыке- напевная протяжная мелодия), спокойные, неяркие краски (тихое звучание), размеренное неторопливое движение. Светлое, спокойное, умиротворенное, На куполах монастыря в лучах заходящего солнца. Негромкую, протяжную русскую народную песню. О любви к родине Дети отмечают родство картины и стихотворения (это тоже лирический пейзаж, только в поэзии, поэт рисует Родину с такой же любовью, что и художник. Работа с текстом. С опорой на «звучание» картины -колокольный звон. Негромко, приглушенно. Да. Любовь к Родине. Плавное, неторопливое движение, приглушенная звучность. Мажорный лад. (анализ средств музыкальной выразительности) |