kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке "Небесное и земное, в музыке И.С. Баха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Небесное и земное музыке И.С. Баха", 6 класс

Мир музыки И.С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала.

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Просмотр содержимого документа
«НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ»

Урок 14

Тема: НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ

Класс: 6

Задачи: 1.Повторить значение понятия «пейзаж».

2.Раскрыть связь музыки с изобразительным искусством.


Цели: 1. Знакомство с пейзажами И. Левитана.

2.Воспитание патриотических чувств.

3.Учиться сравнивать художественные средства различных видов

искусств.


Оборудование: 1.Аудиозапись р.н.п. «Вечерний звон»

2.Ноты песни «О России»

3.Распечатка стихотворения Рыленкова Н.

4.Репродукции картин И.Левитана

«Весна. Большая вода»

«Вечерний звон»

«Владимирка»

«Над вечным покоем»

5.распечатка текста песни «Вечерний звон».


Доска: Лирический пейзаж

И. Левитан

Н. Рыленков

Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Ребята. На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, как связаны музыка и изобразительное искусство.

Образы разных искусств- живописи, архитектуры, музыки, литературы- предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.


Показ репродукций картин И.Левитана


Ребята. Посмотрите, что изображено на этих картинах?


Как называется этот жанр?


Да. Это пейзаж. А скажите, жанр пейзажа есть только в живописи?


Назовите примеры лит. и муз. пейзажей.


  1. исполнение песни «О России»



4.(возвращаясь к репродукциям): Итак, мы узнали жанр пейзажа. А что художник изобразил на картинах?

То есть , нашу, родную природу.

(обращаясь к картине «Вечерний звон») : Как на ваш взгляд, картина безмолвна?


Вы прислушались к тишине. А мне бы хотелось, чтобы вы услышали мелодию тишины. Как вы думаете, есть разница в том, чтобы «послушать тишину» и «услышать мелодию тишины» ?


Как звучит эта мелодия?


А какими средствами художник добивается такого звучания?







Какое настроение в этой картине?



А теперь обратите внимание на композицию картины. Несмотря на широкие горизонтальные линии, внимание зрителя сосредоточивается на (чем?)



Какую же мелодию мы слышим на этой картине?


О чем же говорит эта картина?


То есть художник хотел , чтобы мы почувствовали, как ОН относится к тому. Что изображает, чтобы мы увидели мир ЕГО глазами. Пейзаж одухотворенный, идущий от сердца, называется лирическим. В русской живописи и литературе можно найти очень много лирических пейзажей. Один из них- стихотворение Николая Рыленкова. (Учитель читает стихотворение «Все в тающей дымке…», дети следят по тексту.)


Постарайтесь найти в стихах Рыленкова интонации, созвучные картине Левитана.


Как бы вы назвали пейзаж Левитана?


Как звучат колокола?


Да, колокола приглашают к вечерней службе. Художник так и назвал картину – «Вечерний звон».


Звучит русская народная песня «Вечерний звон».

Могла бы эта песня стать импульсом к написанию данной картины?


Что сближает старинную народную песню «Вечерний звон» и картину Левитана «Вечерний звон» ?





Повторное слушание песни «Вечерний звон».


(Вернуться к пейзажам И.Левитана):


Пейзажи Левитана вызывают ощущение величественного покоя, красоты, простора. Пейзажи Левитана очень музыкальны, они проникнуты интонацией раздумья, свойственной народной песне.


5.Оценки за урок.



2




1










1











3








35






























































































Природа. Река.



Пейзаж


Нет. Он есть и в литературе, и в живописи.


Приводят примеры

Песня «О России»





Реку, церковь, небо, дорогу, лес , поле…





Нет, слышны плеск воды, звон колоколов… все звучит негромко, приглушенно.










Тихо , задумчиво, нежно…


Протяжные широкие горизонтальные линии (в музыке- напевная протяжная мелодия), спокойные, неяркие краски (тихое звучание), размеренное неторопливое движение.


Светлое, спокойное, умиротворенное,






На куполах монастыря в лучах заходящего солнца.


Негромкую, протяжную русскую народную песню.


О любви к родине








Дети отмечают родство картины и стихотворения (это тоже лирический пейзаж, только в поэзии, поэт рисует Родину с такой же любовью, что и художник.


Работа с текстом.




С опорой на «звучание» картины -колокольный звон.

Негромко, приглушенно.








Да.



Любовь к Родине.

Плавное, неторопливое движение, приглушенная звучность. Мажорный лад.

(анализ средств музыкальной выразительности)






3



Просмотр содержимого документа
«Все в тающей дымке»

Все в тающей дымке:

Николай Иванович Рыленков

Начало формы


Конец формы

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Дай припасть к руке твоей, Россия

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя.

Дай поцеловать твои мозоли,

Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,

Чтоб навек остался привкус соли

На моих запекшихся губах.

Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,

Каждый вздох в краю моём родном.

Я всю жизнь учусь в твоих просторах

Жить, как пахарь твой – грядущим днём.

Видел я не раз иные дали,

Но мечтал лишь об одном, любя, -

Чтоб друзья и недруги сказали,

Что характером я весь в тебя.

Мне таить перед тобой не надо,

Где я плакал, где дарил цветы.

Всё, что скрыто от чужого взгляда,

Материнским сердцем чуешь ты.

Освежит виски мои седые

Лишь твоя певучая струя.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя!


Просмотр содержимого документа
«картины левитана»

Репродукции картин И.Левитана «Весна. Большая вода»














Репродукции картин И.Левитана «Вечерний звон»
























Репродукции картин И.Левитана «Над вечным покоем»






























Репродукции картин И.Левитана «Владимирка»















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по музыке "Небесное и земное, в музыке И.С. Баха"

Автор: Огородникова Татьяна Сергеевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Полифония в музыке Баха" (конспект урока и презентация). "
    ["seo_title"] => string(60) "polifoniia-v-muzykie-bakha-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "104104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402667837"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства