kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "О Бахе сегодня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О Бахе сегодня

 

Горбатова Ольга Михайловна

Коммунальное Государственное Учреждение

«Школа – лицей № 4 акимата города Рудного»

 

 

Сколько помню себя, всегда мечтала быть учителем.

Работать в школе учителем музыки я начала, будучи студенткой 3-го курса педагогического института. Прошло более 20 лет, а мне кажется, что это было только вчера … До сих пор помню мой первый урок, глаза ребят, тишину после исполненного на фортепиано любимого мною И.С.Баха…

Самая главная задача учителя, на мой взгляд, - заинтересовать детей, чтобы им хотелось прийти вновь на урок, чтобы они хотели вынести из урока новые знания. Время движется вперёд, технический прогресс требует от нас другого подхода к обучению.

Современный урок. Какой он? Я думаю, он должен развивать самостоятельную деятельность учащихся, быть информационно насыщен, включать разные формы работы.

Для того чтобы сегодня вовлечь ученика в урок необходимо использовать инновационные формы работы, в частности: технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления, информационные компьютерные технологии, технологию индивидуально-деятельного подхода. А использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, ученик в результате становится ответственным и целеустремленным, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика.

Моя обязанность – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. На уроке я даю каждому возможность побыть и певцом, и актёром, и музыкантом-исполнителем, и исследователем, и композитором, и хореографом! Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности! А талантливые люди-это главное богатство Казахстана!!!

Такие яркие, талантливые ученики принимали участие на уроке «Многогранность и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха», где целью было формирование представления учащихся о многогранности и современности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

В ходе урока я должна решить следующие задачи: закрепление понятий изученных жанров (токката, фуга, сюита), открытие новых (аллеманда, куранта, менуэт, жига, сарабанда), развитие любви к искусству, способности размышлять о музыке и выражение собственной позиции относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем, пробуждение у учащихся интереса к музыке И.С. Баха, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

 

Дети всегда входят в класс под музыку, и сегодня звучит, конечно, И. С. Бах. На фоне музыки я читаю стихи Б. Дубравина.

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!

Вот голос прозвучал таинственно и нежно,
Затронул сердце, за душу задел.
Прогнал сомненья, страх, в нас зародил надежду
И, кажется, что ангел вдруг запел!

Затем обращаю внимание детей на интерактивную доску, где записана тема урока с пробелами, которые нам предстоит заполнить в ходе урока.

( « ___________________ и __________________ музыкальных образов в творчестве И.С.Баха».)

Выходят дети, которые кропотливо изучили жизнь и творчество И.С Баха.

С помощью «докладчиков» мы узнаём много нового и интересного о композиторе (используем презентации учителя, учеников).

Очень часто для обогащения музыкального багажа я использую прослушивание различных музыкальных фрагментов произведений. Вот и сегодня звучали фрагменты: «Токката и фуга ре минор», «Шутка», «Аве Мария» И.С. Баха. После каждого фрагмента - беседа о музыкальном образе произведения.

Один из фрагментов я исполняю вместе с учащимся на синтезаторе в четыре руки, чем вызываем бурю восторгов!

После того как ребята сформулировали ответы о каждом музыкальном образе мы вновь вернулись к формулировке темы урока. Используя знания ребят о геометрических фигурах, мы заполнили первое слово «многогранность» (межпредметные связи).

Определив стилистические особенности музыки Баха, мы перешли к Кётенскому периоду (показ слайда с Кётеном), так как именно в этот период была написана «Французская сюита» (открываем слайд «сюита»).

Мы знакомимся с танцами сюиты, прослушиваем и анализируем некоторые из них.

Я прошу детей задуматься над значением музыки Баха в наши дни.

Чтобы удивить, заинтересовать ребят я предлагаю прослушать фрагмент «Токкаты. фуги» И.С.Баха в исполнении лучшей этно-рок-группы  Казахстана «Улытау», что вызывает бурю эмоций. Мы приходим к выводу, что музыканты этой группы, сохраняя мелодическую основу И.С.Баха, наполняют музыку современными ритмами, делают её созвучной нашей эпохе. Очень удивило детей звучание домбры в этом произведении!

Обращаю внимание детей на невидимые нити, соединившие XVIII век с XXI веком. Так какого же слова не хватает в формулировке темы урока? Музыка Баха не только разнообразна, многогранна, но и ___________? (современна). Вписывать это слово в формулировку темы нашего урока хотел весь класс!

Следующий этап – проверка усвоенных знаний.

Традиционной формой проверки на уроках музыки долгое время были викторины, и тесты на сегодняшний день являются одной из современных форм проверки уровня знаний обучающихся. Выставление оценок происходит с помощью взаимопроверки.

( 7-8 «+» — пятёрка; 5-6 «+» — четвёрка.)

1. Сколько «Французских сюит» написано И.С.Бахом?

а) 5

б) 6

в) 8

г) 2

2. Укажите национальную принадлежность аллеманды.

а)немецкий танец

б) французский

в) итальянский

г) английский

3. Какой танец произошёл от пляски английских матросов?

а) буррэ

б) полонез

в) жига

г) менуэт

4. Французский подвижный танец, входящий в сюиту?

а) сарабанда

б) куранта

в) жига

5. Старинный испанский медленный танец-шествие?

а) гавот

б) сарабанда

в) буррэ

6. Старинный французский танец. У И.С.Баха звучит неторопливо, просто, изящно.

а) менуэт

б) мазурка

в) аллеманда

г) краковяк

7. Виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепиано, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники.

а) токката

б) тарантелла

в) танго

г) тамбурин

8. Высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Особенно часто обращался к ней И. С. Бах. Как правило, она составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией или токкатой.

а) фокстрот

б) фуга

в) фольклор

г) фуриант

Какой же урок без здоровьесберегающих технологий! И для этого на уроках я использую методику А.Н. Стрельниковой - автора дыхательной гимнастики. Мы просмотрели на видео (показывает упражнения заслуженная артистка О.Б.Воронец) и выполнили упражнения «Задержка дыхания», «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Повороты».

Продолжая восхищаться силой музыки И.С. Баха, приходим к тому, что современные композиторы посвящают свои песни этому гению. Предлагаю учащимся поучаствовать в игре «Я - композитор». На доске текст песни С. Намина «Бах творит». Я даю задание: прочитать выразительно куплет, припев (фронтальная работа), затем подобрать средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли содержание текста и записать это в тетрадях (индивидуальная исследовательская работа). Затем предлагаю сравнить с уже созданным композитором произведением, разучиваем 1 куплет и припев, исполняем песню по группам, всем классом, используя технологию индивидуально-деятельного подхода. На этом этапе урока ярко прослеживается творческая работа учащихся.

Самым интересным эпизодом была интеллектуальная игра «Включи мозг», где было необходимо понять, что объединяет все изображения. Был показан слайд с монограммой И.С.Баха на нескольких снимках.

Учащиеся, совещаясь в предварительно созданных группах, пришли к выводу, что это монограмма И.С. Баха. Используя выданную монограмму И.С.Баха, я прошу выполнить следующее творческое домашнее задание: узнать, что такое монограмма, определить составляющие монограммы, подготовить материал о монограмме И.С.Баха, изготовить свою монограмму.

Закончить урок я решила написанием синквейнов, где ребята должны были поделиться своими впечатлениями об уроке, предварительно напомнив о правилах написания.

Было очень много интересных ответов и впечатлений от услышанной музыки!

Это был замечательный финал!!!

Кредо современного учителя, я думаю,– это постоянный поиск, желание узнавать новое, внедрение передовых идей в работу, при этом уважать старые традиции и не бояться инноваций! А самое главное - уважать Личность Ребёнка, верить в его безграничные возможности, чтобы каждый из ребят знал, что он и есть Великий Талант!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О Бахе сегодня" »

О Бахе сегодня


Горбатова Ольга Михайловна

Коммунальное Государственное Учреждение

«Школа – лицей № 4 акимата города Рудного»



Сколько помню себя, всегда мечтала быть учителем.

Работать в школе учителем музыки я начала, будучи студенткой 3-го курса педагогического института. Прошло более 20 лет, а мне кажется, что это было только вчера … До сих пор помню мой первый урок, глаза ребят, тишину после исполненного на фортепиано любимого мною И.С.Баха…

Самая главная задача учителя, на мой взгляд, - заинтересовать детей, чтобы им хотелось прийти вновь на урок, чтобы они хотели вынести из урока новые знания. Время движется вперёд, технический прогресс требует от нас другого подхода к обучению.

Современный урок. Какой он? Я думаю, он должен развивать самостоятельную деятельность учащихся, быть информационно насыщен, включать разные формы работы.

Для того чтобы сегодня вовлечь ученика в урок необходимо использовать инновационные формы работы, в частности: технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления, информационные компьютерные технологии, технологию индивидуально-деятельного подхода. А использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, ученик в результате становится ответственным и целеустремленным, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика.

Моя обязанность – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. На уроке я даю каждому возможность побыть и певцом, и актёром, и музыкантом-исполнителем, и исследователем, и композитором, и хореографом! Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности! А талантливые люди-это главное богатство Казахстана!!!

Такие яркие, талантливые ученики принимали участие на уроке «Многогранность и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха», где целью было формирование представления учащихся о многогранности и современности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

В ходе урока я должна решить следующие задачи: закрепление понятий изученных жанров (токката, фуга, сюита), открытие новых (аллеманда, куранта, менуэт, жига, сарабанда), развитие любви к искусству, способности размышлять о музыке и выражение собственной позиции относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем, пробуждение у учащихся интереса к музыке И.С. Баха, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.


Дети всегда входят в класс под музыку, и сегодня звучит, конечно, И. С. Бах. На фоне музыки я читаю стихи Б. Дубравина.

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!

Вот голос прозвучал таинственно и нежно,
Затронул сердце, за душу задел.
Прогнал сомненья, страх, в нас зародил надежду
И, кажется, что ангел вдруг запел!

Затем обращаю внимание детей на интерактивную доску, где записана тема урока с пробелами, которые нам предстоит заполнить в ходе урока.

( « ___________________ и __________________ музыкальных образов в творчестве И.С.Баха».)

Выходят дети, которые кропотливо изучили жизнь и творчество И.С Баха.

С помощью «докладчиков» мы узнаём много нового и интересного о композиторе (используем презентации учителя, учеников).

Очень часто для обогащения музыкального багажа я использую прослушивание различных музыкальных фрагментов произведений. Вот и сегодня звучали фрагменты: «Токката и фуга ре минор», «Шутка», «Аве Мария» И.С. Баха. После каждого фрагмента - беседа о музыкальном образе произведения.

Один из фрагментов я исполняю вместе с учащимся на синтезаторе в четыре руки, чем вызываем бурю восторгов!

После того как ребята сформулировали ответы о каждом музыкальном образе мы вновь вернулись к формулировке темы урока. Используя знания ребят о геометрических фигурах, мы заполнили первое слово «многогранность» (межпредметные связи).

Определив стилистические особенности музыки Баха, мы перешли к Кётенскому периоду (показ слайда с Кётеном), так как именно в этот период была написана «Французская сюита» (открываем слайд «сюита»).

Мы знакомимся с танцами сюиты, прослушиваем и анализируем некоторые из них.

Я прошу детей задуматься над значением музыки Баха в наши дни.

Чтобы удивить, заинтересовать ребят я предлагаю прослушать фрагмент «Токкаты. фуги» И.С.Баха в исполнении лучшей этно-рок-группы  Казахстана «Улытау», что вызывает бурю эмоций. Мы приходим к выводу, что музыканты этой группы, сохраняя мелодическую основу И.С.Баха, наполняют музыку современными ритмами, делают её созвучной нашей эпохе. Очень удивило детей звучание домбры в этом произведении!

Обращаю внимание детей на невидимые нити, соединившие XVIII век с XXI веком. Так какого же слова не хватает в формулировке темы урока? Музыка Баха не только разнообразна, многогранна, но и ___________? (современна). Вписывать это слово в формулировку темы нашего урока хотел весь класс!

Следующий этап – проверка усвоенных знаний.

Традиционной формой проверки на уроках музыки долгое время были викторины, и тесты на сегодняшний день являются одной из современных форм проверки уровня знаний обучающихся. Выставление оценок происходит с помощью взаимопроверки.

( 7-8 «+» — пятёрка; 5-6 «+» — четвёрка.)

1. Сколько «Французских сюит» написано И.С.Бахом?

а) 5

б) 6

в) 8

г) 2

2. Укажите национальную принадлежность аллеманды.

а)немецкий танец

б) французский

в) итальянский

г) английский

3. Какой танец произошёл от пляски английских матросов?

а) буррэ

б) полонез

в) жига

г) менуэт

4. Французский подвижный танец, входящий в сюиту?

а) сарабанда

б) куранта

в) жига

5. Старинный испанский медленный танец-шествие?

а) гавот

б) сарабанда

в) буррэ

6. Старинный французский танец. У И.С.Баха звучит неторопливо, просто, изящно.

а) менуэт

б) мазурка

в) аллеманда

г) краковяк

7. Виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепиано, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники.

а) токката

б) тарантелла

в) танго

г) тамбурин

8. Высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Особенно часто обращался к ней И. С. Бах. Как правило, она составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией или токкатой.

а) фокстрот

б) фуга

в) фольклор

г) фуриант

Какой же урок без здоровьесберегающих технологий! И для этого на уроках я использую методику А.Н. Стрельниковой - автора дыхательной гимнастики. Мы просмотрели на видео (показывает упражнения заслуженная артистка О.Б.Воронец) и выполнили упражнения «Задержка дыхания», «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Повороты».

Продолжая восхищаться силой музыки И.С. Баха, приходим к тому, что современные композиторы посвящают свои песни этому гению. Предлагаю учащимся поучаствовать в игре «Я - композитор». На доске текст песни С. Намина «Бах творит». Я даю задание: прочитать выразительно куплет, припев (фронтальная работа), затем подобрать средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли содержание текста и записать это в тетрадях (индивидуальная исследовательская работа). Затем предлагаю сравнить с уже созданным композитором произведением, разучиваем 1 куплет и припев, исполняем песню по группам, всем классом, используя технологию индивидуально-деятельного подхода. На этом этапе урока ярко прослеживается творческая работа учащихся.

Самым интересным эпизодом была интеллектуальная игра «Включи мозг», где было необходимо понять, что объединяет все изображения. Был показан слайд с монограммой И.С.Баха на нескольких снимках.

Учащиеся, совещаясь в предварительно созданных группах, пришли к выводу, что это монограмма И.С. Баха. Используя выданную монограмму И.С.Баха, я прошу выполнить следующее творческое домашнее задание: узнать, что такое монограмма, определить составляющие монограммы, подготовить материал о монограмме И.С.Баха, изготовить свою монограмму.

Закончить урок я решила написанием синквейнов, где ребята должны были поделиться своими впечатлениями об уроке, предварительно напомнив о правилах написания.

Было очень много интересных ответов и впечатлений от услышанной музыки!

Это был замечательный финал!!!

Кредо современного учителя, я думаю,– это постоянный поиск, желание узнавать новое, внедрение передовых идей в работу, при этом уважать старые традиции и не бояться инноваций! А самое главное - уважать Личность Ребёнка, верить в его безграничные возможности, чтобы каждый из ребят знал, что он и есть Великий Талант!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "О Бахе сегодня"

Автор: Горбатова Ольга Михайловна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Полифония в музыке Баха" (конспект урока и презентация). "
    ["seo_title"] => string(60) "polifoniia-v-muzykie-bakha-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "104104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402667837"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока "Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-simfonichieskii-orkiestr-skol-ko-liet-arfie"
    ["file_id"] => string(6) "161926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287322"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Волшебная палочка дирижера" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-volshiebnaia-palochka-dirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "112526"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408715419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока "Космос и музыка" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-kosmos-i-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "126103"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства