Просмотр содержимого документа
«Волшебный инструмент открывший дорогу»
Тема урока: Волшебный инструмент - показавший дорогу добру.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с казахским народным инструментом-домбра, кюем - легендой «Аксак кулан», разучить песню « Если добрый ты.»
Развивающие: развивать чувство прекрасного, музыкальные способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к народной музыки, доброту отзывчивость
Ход крока.
Организационный момент. Дети входят под музыку в класс. «Адай»
Салемет сизбе балалар. (Здравствуйте ребята!)
Отырмыз. ( Садитесь)
1-этап.
А) Актуализация знаний учащихся.
Музыкальная викторина: Дорогие ребята прошу вас прослушать звучание инструмента и правильно вспомнить и сказать нам его название. Все ответы будут оцениваться фишками.
Из какого материала его изготовляют?
Флешка. №1- Сабызғы
№4- саз сырнай.
№12- жетеген
№15- шан кобыз
-Хорошо, молодцы.
-А сейчас, давайте назовем, на какие группы делятся все инструменты?
-Правильно! Я сейчас прикреплю к доске название групп инструментов, и мы попробуем, распределим по ним те, инструменты которые мы уже изучили.
Прошу поднять руки кто у нас не боится справиться с этим заданием.
(Дети вытягивают название инструмента, читают и прикрепляют, на магнит к доске к нужной группе карточки с названием инструмента.)
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Б) -этап Изучение нового материала.
И мы переходим к новой теме. А кто у нас сможет прочитать название новой темы?
-Правильно. «Волшебный инструмент - показавший дорогу добру.»
(Демонстрация слайдов.)
-Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый любимый и распространенный в народе инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользуются уважением в народе.
Домбру было легко перевозить при кочевке аула, легко настраивать, где бы, музыкант не находился.
Не было раньше не одной юрты, где бы, не висела домбра.
И обучение игре на инструменте передавалось из поколения в поколение.
В разных областях Казахстана домбры оформлялись по разному, их было несколько видов.
(Презентация, портрет)
Великий музыкант А.Жубанов сказал:
«О чем только не повествует серебряный голос.
Ее струны хранят музыкальную мудрость столетий.
Домбра – это история казахского народа.»
Ребята, а как вы понимаете – серебрянный голос?
Домбра в руках талантливого исполнителя, может передать человеческую речь. Чувства, настроения, нарисовать картины природы, рассказать о волнующих событиях.
Не мало, сложено и стихов об этом прекрасном инструменте!
Когда играют на домбре, Я вижу гладь степной равнины, Где бродят кони на заре, Среди небесной, вольной сини.
Когда играют на домбре, Я будто вижу через время, Как дарит мне родное племя Свой след в ковыльном серебре.
Когда играют на домбре, Я вижу праздник достархана! Ведь нет страны - тебя добрей, И нет прекрасней Казахстана!
Инструментальное произведение исполняемое на домбре называется – кюй.
А исполнителя называют - кюйши.
Кюй можно исполнять на домбре, кобызе, сабызғы.
Но сегодня мы познакомимся с кюем –легендой о том как домбра спасла жизнь людей.
Я прошу вас очень внимательно смотреть и слушать кюй который будет звучать.
Мы ознакомились с кюем –легендой «Аусак кулан.»
Слушайте внимательно постарайтесь услышать в кюе ритм скачки, тревожный характер разьяренного кулана, и настроение тяжелого горя Чингиз хана.
Дети смотрят видео кюй –легенда «Аксак кулан».
Скажите пожалуста вам понравилась эта легенда?
Правильно ли поступил сын Чингиз Хана на охоте?
А почему мать куланенка встала на защиту?
Как поступил старый мудрый кюйши?
Как Чингис Хан понял, что его сын погиб?
Кто расплатился за то, что принес печальную весть хану?
-Домбра.
Как вы думаете, этим поступком домбра открыла дорогу добру?
Вам жалко что так поступили с домброй?-
-Но не печальтесь, на свете много мастеров которые умеют делать этот инструмент, и у нас в Восточном Казахстане тоже есть такой мастер и зовут его Амангельды Смагулов.(видео)
Этот мастер делает не только домбры, но и кобызы, шертеры, их звучание настолько безукоризненно, что мастеру поступают заказы даже из-за границы.
2-этап
А)ПГА-распевка «До свиданья капитан» – с движением рук,
«Как у бабушки Наташи» - С движением рук.
Б)Разучивание: « Если добрый ты»
-Как вы думаете, что значит быть добрым?
-Прослушать песню.
-знакомство с текстом, разучивание покуплетно
-подпевание
-покуплетное исполнение
-полное исполнение с учителем
В)Первичное закрепление-исполнение в группах покуплетно.
Итог:
-Наш урок подошел к концу, что нового вы узнали на уроке?
Почему тема нашего урока была-Инструмент открывший дорогу добру?
- Как назывался кюй с которым вы познакомились?
-Что вам больше всего понравилось?
-Вам было трудно?
А сейчас поднимите фишки кто их сегодня заработал на уроке.
Молодцы –посчитайте у кого больше.
Дом.задание: Нарисовать иллюстрация по содержанию кюя-легенды «Аксак кулан».