kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 3 классе на тему «Древнее искусство русского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитывать любовь к искусству русского народа и стремление развивать  и                                              усовершенствовать его.

Задачи: 1. Повторение и закрепление ранее изученного материала;

2. Рассказать об истории русских народных инструментов: домра, балалайка,  гусли;

Обеспечение: мультимедийная установка, проектор, компьютер, музыкальный центр. Приложение.

Музыкальный материал: русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки»,«Как вставала я ранёшенько»; «Светит месяц»;  «Как у наших у ворот»; фонограмма песни «Валенки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе на тему «Древнее искусство русского народа»»

Урок музыки во 3 классе Тема: «Древнее искусство русского народа».



Цель: воспитывать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершенствовать его.

Задачи: 1. Повторение и закрепление ранее изученного материала;

2. Рассказать об истории русских народных инструментов: домра, балалайка, гусли;

Обеспечение: мультимедийная установка, проектор, компьютер, музыкальный центр. Приложение.

Музыкальный материал: русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки»,«Как вставала я ранёшенько»; «Светит месяц»; «Как у наших у ворот»; фонограмма песни «Валенки».

Ход урока:

  1. Организационная часть урока.



- Здравствуйте, дорогие ребята. Вспомним, над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Как называется раздел?

- Россия - Родина моя!

- Что вам запомнилось на этих уроках?

- Мы знакомились с русским фольклором.

- Что относят к русскому фольклору?

- Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни.

- Какие жанры народных песен вам известны?

- Обрядовые, календарные, хороводные, колыбельные, трудовые, солдатские.

- Какие русские народные песни вы знаете?

- Колыбельные, «Тонкая рябина», «Эй, ухнем!», «Во поле берёза стояла», «Солдатушки, бравы ребятушки»…

- К какому жанру относят песню «Эй, ухнем!»?

- К трудовым.

- Как вы считаете, можно ли было исполнить трудовую песню под аккомпанемент?

- Нет.

- Что называют аккомпанементом?

- Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение.

- Как исполнялись трудовые песни?

- а, капелла, то есть без музыкального сопровождения.

- К какому жанру относится песня «Солдатушки, бравы ребятушки»?

- К солдатским.

- Предлагаю исполнить эту песню.



II. Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».



- Молодцы!

- Правильно. Русский народ очень любил исполнять песни а , капелла, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Сегодня на уроке мы проследим историю русских народных инструментов от древности до современности, то есть до наших дней.

- Как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

- Очень давно .

- Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.

- Что, ребята у него получилось?

- Он издавал звук, ритм.

- Правильно. Этот инструмент нельзя назвать музыкальным, так как на нём невозможно сыграть мелодию. Но к группе шумовых, ударных инструментов отнести можно.

- А какой первый ударный инструмент был на Руси?

- Деревянные ложки, бубны, трещотки.

Уважаемая публика,

А ещё, все зрители,

Поиграть не хотите ли?!

(всем участникам раздаются деревянные ложки, бубны, трещотки).

  1. Исполняется русская народная песня «Как вставала я ранёшенько» под аккомпанемент шумовых инструментов.

- Молодцы!

- Почти одновременно с ударными инструментами стали появляться духовые, например: дудочки, рожки, свирель. А так же и струнные.

- Какие струнные русские народные инструменты вам уже знакомы?

- Балалайка, гусли и т.д.

Как правило необычные инструменты появлялись у весёлых скоморохов.





Они – на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах – тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.



Хоть бубен – не мечь, а сурна – не копьё,

Но кто же из смертных не знает,

Как песня уставшему силы даёт,

Как музыка дух поднимает!





Беспечное племя весёлых бродяг,

Рождённое духом свободы,

Не нужно им было ни славы, ни благ,

Довольно любви всенародной.



Часто во время своих выступлений скоморохи высмеивали бояр, а иногда и самого царя. Однажды у скоморохов появились необычные инструменты. Были они сделаны из высушенной тыквы, к которой привязывалась палка, а вместо двух струн был натянут конский волос. На палке, выполнявшей роль грифа были сделаны порожки из жил животных. Инструмент настраивался с помощью передвижения этих порожков.. так выглядели древние домра и балалайка.

Не нравились Ивану Грозному выступления скоморохов, их насмешки, под аккомпанемент этих инструментов. Тогда царь объявляет гонения на скоморохов, а их инструменты сжигались. Так с лица земли исчезли древние домра и балалайка.

Как складывалась судьба этих инструментов мы узнаем после музыкальной физминутки «Оркестр».



(исполняется физминутка «Оркестр» на мелодию русской народной песни «Валенки»):



1.Мы оркестр создавали

И лесных зверей позвали:

- Приходите в гости к нам.

Очень рады мы гостям!



2. Прискакали зайки,

Взяли балалайки.

Балалайки звонкие -

Музыканты ловкие.



3. Прилетели свиристели

Подарили нам свирели,

А свирели непростые,

Звуки льются золотые.



4. И упрямые бараны

Всё стучала в барабаны.



5. Даже маленькие мошки

Поиграли на гармошке,

Поиграли на гармошке

Для весёлого Антошки.



6. Косолапый мишка-

Наш лесной братишка.

Он играть – то не умел

Дирижировать хотел.



7. Ни кого не обижали

Всех к себе мы приглашали.

Посмотрите – ка, на нас

Наш оркестр просто класс!

В бубны били на крылечке.



Их кудрявые овечки.





-Ой, звенит она, звенит

Всех игрою вес велит,

А всего-то три струны

Ей для музыке нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша балалайка!



- Прошёл не один десяток лет до того момента, как русский помещик, талантливый музыкант Василий Васильевич Андреев, тихим летним вечером вышел на крыльцо своего дома. Его тонкий слух уловил необыкновенно красивое звучание музыкального инструмента (звучит балалайка). Андреев был очарован доносившейся до него мелодией и пошёл на звук. Оказалось, что его крепостной крестьянин Антип играл на древней балалайке. Василий Васильевич Андреев учился у Антипа на этом инструменте, а затем вместе с мастером С.И.Налимовым реконструировал её.

Форму тыквы современная балалайка сохранила, но сделан корпус из дерева. Он треугольной формы. На грифе появляются металлические порожки и три металлические струны, которые настраиваются при помощи колковой механики. Деревянный корпус имеет небольшое отверстие – голосник. Звук, сформировавшийся внутри корпуса, выходит через него наружу. Играют на балалайке сидя. Извлекая звук при помощи большого и указательного пальца левой руки. Правая рука, в это время, зажимает нужные струны.

- Послушайте звучание этого инструмента.

(Звучит балалайка. русская народная песня «Как у наших у ворот» ).

- Вам понравилось звучание балалайки?

- Да.

- Среди друзей и знакомых В.В. Андреева были люди, которым тоже понравилась балалайка. Они стали играть на этом инструменте и даже организовали ансамбль балалаечников.

Но для ансамбля звучания одного вида инструментов показалось недостаточным и он создаёт несколько разновидностей балалайки. Все они отличаются по размеру и тембру.

Всего их пять:

Балалайка прима; альт; секунда, бас и контрабас.

- Как видите, названия этих инструментов совпадают с названиями человеческих голосов во время пения. Почему?

- Инструменты поют мелодию подобно человеческому голосу.

После очередных гастролей ансамбля балалаечников один из учеников Андреева поехал в гости к родственникам в сибирскую деревушку и там на чердаке отыскал древнюю домру. Когда молодой человек привёз инструмент своему учителю, Андреев вместе с мастером реконструирует и домру. Сейчас перед вами инструмент в том виде, в каком его создали мастера.

(показ инструмента).

- Как, вы считаете, что сохранилось в современной домре от её предшественницы?

-Форма тыквы, струны, гриф.

- Что изменилось?

- Корпус деревянный, но в отличие от балалайки он округлый. Струны металлические, есть колковая механика.

- Сколько было струн у древней домры?

- Их было 2, а стало 3. Это роднит их с балалайкой.

Музыкант играет на домре положив ногу на ногу, а звук извлекает с помощью специальной пластинки из панциря черепахи или кусочки пластмассы. Эта пластинка служит «продолжением» указательного пальца и называется медиатором.

(звучит домра).



Василий Васильевич вместе с мастерами создаёт несколько видов домр:

Домра пикколо, малая, альт, бас и контрабас, но из – за неудобства, контрабас, не используются в оркестрах.

- Думаю, что сегодня вы ещё раз убедились в том, насколько изобретателен и талантлив русский народ, который создал такие прекрасные инструменты. И нам предоставляется прекрасная возможность попробовать себя в роле мастеров музыкальных инструментов.

Из подручных средств и материалов, которые вы приготовили к уроку и вашей фантазии попробуйте создать музыкальный или шумовой инструмент.



Творческая работа учащихся проводится под звучание русских народных мелодий в исполнении народного оркестра.



После завершения творческой деятельности подводится её итог.



- Предлагаю всем вместе, аккомпанируя на своём, только – что изобретённом инструменте, исполнить русскую народную мелодию.



(Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя и классного оркестра шумовых инструментов).



Итог:

- Что нового узнали на уроке?

- Познакомились с различными видами балалайки и домры.

- Благодаря кому балалайка и домра получили «вторую жизнь»?

- Василию Васильевичу Андрееву.



Выставление оценок с комментарием за работу на уроке.

Мы сегодня говорили с вами об инструментах с древности и до сегодняшнего дня, но ведь история на этом не останавливается и вы доказали своими работами, что пределу творческой фантазии человека нет границ. В качестве домашнего задания предлагаю подумать, пофантазировать на тему «Музыкальные инструменты конца XXI века».



Домашнее задание: нарисовать и описать способ извлечения звука инструмента XXI века.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 3 классе на тему «Древнее искусство русского народа»

Автор: Мухаметшина Динара Габдулхаковна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-muzyki-obraz-zashchitnika-otiechiestva-v-iskusstvie-dialogh-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "287437"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454490921"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Музыка в быту урок искусства 9 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "muzyka-v-bytu-urok-iskusstva-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314906"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459787221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства