План-конспект урока в 3 классе «Настрою гусли на старинный лад…»
Закирова А. Р., учитель музыки МБОУ «СОШ №22» Советского района города Казани.
Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»
Форма урока: урок повторения и закрепления знаний.
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; с образами русских богатырей в искусстве.
Задачи:
- расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;
- развивать эмоционально-образную сферу учащихся;
- формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (восприятие музыки, исполнение песен), а также – творческие способности детей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…»
На доске:
- тема урока «Настрою гусли на старинный лад…».
- эпиграф: «Ой, вы гусли-то яровчатые, расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, звуки издавали гусли звонкие»
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.
Ход учебного занятия.
I. Организационный этап. Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Учитель: На наших уроках музыки мы с вами учим разные песни. Предлагаю сегодня вспомнить самые любимые. Итак… «Ябеда-корябеда»
II. Проверка выполнения домашнего задания. Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы при помощи различных заданий.
Слайды 3-7. Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с образами певцов-сказителей из разных стран. Сейчас мы с вами вспомним, как их называли и попробуем узнать их образы по картинкам.
Слайды 8-11. (Сначала повторяем, затем устно отвечаем «Кто изображен на картинках?» и «О ком идет речь»?)
Учитель: Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Обеспечить мотивацию и актуализацию субъектного опыта. Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания).
Слайд 12. Учитель: - Как вы думаете, кто изображен на этой картине? (Картина В.М. Васнецова «Гусляры»). - Что они делают? Как вы догадались, что это гусляры? Что такое гусли? (ответы учащихся). Давайте послушаем, как они звучат. (Слушание звучания гуслей)
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах.
- Знаете ли вы, почему гусли так называются? Слово "гусли" происходит от древнеславянского слова "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
Слайд 13. Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в 6 веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.
Слайд 14. Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».
Звончатые гусли - самые древние и самые простые. В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны (от 7 до 13). Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки (слушание музыки).
Слайд 15. (рассказ дяди Кузи и Чевостика о гуслях)
- О ком же пели гусляры в давние времена, подыгрывая себе на гуслях?
Слайд 16.
Уж как были на Руси гусляры-певцы, да любили петь про Русь-матушку, Про дела героические военные, про силу богатырскую да про удаль молодецкую. Ой, вы гусли – то яровчатые, расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, тех, кто защищал всю землю русскую…
Учитель: На уроках литературного чтения вы знакомились с различными жанрами русского фольклора (устного народного творчества). Вспомните, пожалуйста, и назовите их. (Cказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, потешки, былины, небылицы).
- А как называется поэтическое произведение русского фольклора, написанное особым былинным стихом, в котором рассказывается о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с врагами земли русской?
Правильно – Былины.
- А каких былинных богатырей вы знаете?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Вольга Святославович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Волх Всеславьевич, Василиса Микулишна и др.).
Слайд 17. Слушаем былинный зачин о русских богатырях.
Слайд 18-40 (23 слайда). Смотрим иллюстрации с изображением русских богатырей и русской природы под музыку фрагмента из 1 части «Богатырской» симфонии №2 А.П. Бородина.
Слайд 41. - Какую знаменитую картину про богатырей вы знаете? Какие богатыри изображены на ней? Какой художник ее написал? (Ответы детей).
Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник. Самая известная его картина – «Богатыри». Более 17 лет трудился художник над ней, создавая образы русских богатырей. Картина показывает величие и силу русских воинов, всегда готовых защитить свою землю и свой народ. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
Учитель: - Только ли в былинах да живописных картинах рассказывается о богатырях русских? Есть ли музыкальные портреты русских богатырей? Да, и один из них мы с вами только что прослушали. Этот «музыкальный портрет» русских богатырей композитор А.П. Бородин «нарисовал» в своей Симфонии №2, которую друг композитора, музыкальный критик В.В. Стасов, так и назвал - «Богатырская».
- Сколько различных музыкальных образов прозвучало в этом фрагменте? Правильно, два. О ком рассказала нам первая музыкальная тема? О сильных и могучих богатырях, которые защищают землю русскую и свой народ от врагов иноземных да «нечисти окаянной». А кого вы представили, когда звучала вторая музыкальная тема? Тех, кого защищают богатыри – слабых и беззащитных, и, конечно же, самых дорогих и близких им людей: жён, детей и матерей, которых они очень любят. Вы хоть и не богатыри, но тоже в будущем, когда подрастете, обязательно будете их беречь и защищать.
Слайд 43. Исполнение песни «Мама - самый лучший друг» (-)
Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Слайд 44. Тест (8 заданий – выполняют на отдельных листочках).
Слайд 45. Домашнее задание.
V. Первичная проверка понимания изученного. Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания.
VII. Применение знаний и способов действий. Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях (групповая работа).
VIII. Обобщение и систематизация. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей (учебные ситуации, «пересечение тем»).
IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий (тест, музыкальная угадай-ка, видео ряд).
X. Коррекция знаний и способов действий. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия (тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками).
XI. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Предлагается 3 уровня домашнего задания:
1.Стандартный минимум. 2. Повышенный. 3. Творческий.
XII. Подведение итогов занятия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся (сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися).
XIII. Рефлексия. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.